Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно-
политического
развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во
Франции
особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая
колониальная
держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом,
задыхалась от
внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и
удручающей
нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей
этого
периода А. Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана,
Альфонса Доде и
многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно-
устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для
обозначения сущности "новых" господ и "героев" Франции.
"Мы- отвратительные варвары, живущие жизнью животных", - с горечью
писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек
крайне
далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно,
что
атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное
количество
литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо
буржуазные,
открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все
же
несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к
декадентству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в
большинстве своем
исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за
рамки
буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий,
приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о
человеке.
Реализм этого периода тоже претерпел огромные изменения- не
столько
внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого
периода
писатели- реалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19
века,
но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и
общества, новых
открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и
направлений.
Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить
писателя
в регистратора фактов, в без эмоционального "объективного" фотографа,
лишенного воображения, идеала, мечты, - реалисты конца века принимают в
свой
арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета
изображения.
Рожденный ими жанр научно- популярной литературы играет огромную роль в
становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других
направлений,
реалисты не оставались безразличными к открытиям писателей символистов,
импрессионистов и других. Глубокая внутренняя перестройка реализма была
связана
с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но по-прежнему
сохраняла
характер типизации. Качественно углубляются основные достижения
реализма
середины века- психологизм, социальный анализ, - расширяется сфера
реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются
жанры.
Ги де Мопассан Мопассан (1850-1993) , как и его учитель
Флобер, был суровым
реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до
болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если
герой его
книги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался,
приобщаясь к
буржуазности, Мопассан не щадил его, - и здесь все средства для
писателя были
хороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в
демократических
слоях общества, во французском народе.
Произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж",
"Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев",
"Папа Симона".
Альфонс Доде Доде (1840-1897) - несколько неожиданное явление
на фоне
литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с
развитием
творчества собратьев по перу, внешне от него далеких, - как Мопассан,
Ролан,
Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он
шел своим
путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной
болезнью конца
века и только в последние годы жизни- жизни, исполненной вечного труда
и нужды,
- заплатил дань модному натурализму.
Произведения: роман "Тартарен из Тараскона", несколько
небольших
рассказов.
Ромен Роллан Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает
совершенно
особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие
другие
великие писатели каждый по-своему мучительно искали положительные
начала в
плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества
изначально
заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило
из
мира, - его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать
людям.
Произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и
Люс".
Гюстав Флобер Его творчество опосредствованно отражало
противоречия
французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к
правде и
ненависть к буржуазии сочетались в нем с социальным пессимизмом и
неверием в
народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских
поисках
и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству.
Произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо",
"Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен) ,
повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа",
"Иродиада", также создал несколько пьес и феерию.
Стендаль Творчество этого писателя открывает период
классического реализма.
Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов
и
программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой
половине 19
века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных
в
художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.
Произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс",
"Люсьен Левен", повести- "Виттория Аккорамбони",
"Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из
Кастро".
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 689 чел.