Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу
Али Хусейн
ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина. Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его
научное
наследие весьма обширно и охватывает все отрасли знания того времени:
философию, логику, музыку, поэтику, языкознание, медицину, математику,
астрономию, химию, биологию, геологию, и другие. Через сто с небольшим
лет
после его смерти по приказу религиозных фанатиков в Багдаде на главной
площади
сожгут философские книги Ибн-Сины, а еще через несколько сотен лет в
Европе
после изобретения печатного станка сразу после Библии напечатают
огромные пять
томов "Канона врачебной науки". Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах
ибн-Сина родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ
Бухары. В своей
биографии Ибн-Сина писал: "Отец мой был из Балха и приехал оттуда в
Бухару
во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в
диване -
канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из
бюликов
(районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших
селений, он
взял себе в жены мою мать по имени Ситара - звезда. Там же и родились
сначала
я, а затем мой брат. " Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии,
говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи
-
четверостишья "для отдохновения души... " Отцу Ибн-Сины Абдаллаху и
его жене нравилось имя Хусейн. Ими давно было решено назвать первого
сына
Хусейном, но в благородных домах нужно было дать сыну и кунью -
почетное
прозвище. "У моего мальчика обязательно будет свой сын, - смеялся
Абдаллах. Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя
его
будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али". Откуда было знать Абдаллаху,
что
напрасно он выдумал эту, затею со вторым именем. Не будет у Хусейна
сына, и
семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по
караванным
путям от города к городу, от правителя к правителю. Маленький Хусейн
был очень
любопытным мальчиком. Слово "Почему? " он повторял много раз в день,
удивляя и детей и взрослых своей любознательностью. Когда Хусейну
исполнилось
пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика поместили в начальную
мусульманскую школу - мактаб, где он проучился до 10 лет. Хусейн был
самым
маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана - суры
-
ученикам школы читались по-арабски. Многие мальчики плохо знали
арабский язык.
Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: "Учи
Коран.
Там на все есть ответы. " Одновременно Хусейн ходил и к другому
учителю,
который обучал его грамматике, стилистике и арабскому языку. Однажды
Хусейн
сказал: "Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы? "
Учитель обиделся: "Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим
его наизусть, дают почетное звание - хафиз".
"Значит я хафиз! " - сказал мальчик. На экзамене Хусейн
рассказал
все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже сам
хатиб Убайд.
С тех пор Хусейн не ходил в маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к
990
году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный. Цикл своего
образования. Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего
Корана, и
восхищает знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина
становится
шейхом. Из его собственной биографии: "К десяти годам я изучил Коран и
литературную
науку и делал такие успехи, что все поражались". Выдающиеся способности
мальчика были рано замечены. После десяти лет отец взял его из школы, и
дальнейшее образование подросток получил, занимаясь с приходящими на
дом
учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику,
законоведение,
астрономию, философию, географию и многое другое. Обстановка в семье
способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины, человек
состоятельный и
образованный, был близок к исмаилитам, которые и сделали его своим
последователем. (Исмаилиты - противники ортодоксального ислама) .
Ибн-Сина не
принадлежал к исмаилитам, но живо интересовался содержанием их
проповедей.
Возможно, от исмаилитов Ибн-Сина, воспринял критическое отношение к
Корану.
Исмаилитом был и первый учитель, преподававший Ибн-Сине философию и
математику.
Лбу Абдаллах ан-Натили. Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не
только
догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии
Ибн-Сина
описывает такой случай: "Я дал такой анализ данного определения,
подобного
какому он не слыхал. Он удивился мне, как только мог и советовал
родителю моему
не занимать меня ничем, кроме наук... То же было и с книгой Евклида,
пять-шесть
теорем я изучил при помощи учителя. а остальные - самостоятельно.
Натили
оказался не в силах обучать меня. Он сказал: “Читай сам,
решай теорему, а затем
приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся
изучением книг
много было таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от
меня” .
Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано, Не имея еще 12
лет от роду,
Ибн-Сина, согласно традиции, занялся ее изучением по совету знаменитого
врача и
философа Абу Салаха ал-Масихи. “Затем я пристрастился к науке
врачевания, -
говорится в автобиографии, - и стал читать книги посвященные ей. А
медицинская
наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее
время так,
что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом.
Посещал я и
больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной
такие
врата исцеления. что это не поддается описанию. А было мне в это время
шестнадцать лет” .
Изучал медицину Ибн-Сина под руководством Абу-л-Мансура
Камари, известного
бухарского медика, автора ряда научных трудов. Обучение у Камари
продолжалось
не долго. ибн-Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой
и
вскоре становится настолько известным врачом, что его приглашают во
дворец для
лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. В
автобиографии
Ибн-Сина вспоминает: “Однажды эмир заболел, и врачи не могли
определить его
болезнь. Имя мое было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и
попросили
вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился
на этой
службе ему” .
Чем болел эмир Бухары, и как его лечил Ибн-Сина, точно не
известно. Известно
лишь, что лечение помогло, и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой
еще
год. Известно также, что в благодарность за излечение Ибн-Сина получил
доступ в
знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека - одно из
крупнейших
собраний книг того времени. Сам ибн-Сина считал работу в Бухарской
библиотеке
важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и
началось
самостоятельное творчество.
Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет.
Возможно, именно
во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать
обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни
со всеми
ее признаками, а также указание на то, отчего она возникает и как ее
можно
излечить. Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных
книг, а
затем периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для
“Канона
врачебной науки” . над которым Ибн-Сина работал долгие годы.
В 999 году умер отец - Абдаллах ибн Хасан, и на плечи Ибн-Сины
легла забота
о близких. Но к семье бывшего исмаилита власти относились с
подозрением,
положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно, и он принял решение
переехать в
Гургандж, столицу Хорезма.
До самой смерти Ибн-сина не смог вернуться на родину, скитаясь
по чужбине из
одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда,
Нишапура,
Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана. Испытывал лишения и поднимался
к
вершинам власти, то становился визирем, то попадал в тюрьму, жил и в
роскоши и
в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы.
Имущество его не один раз было разграблено, погибла его библиотека, в
том числе
рукопись философской энциклопедии в двадцати томах
“Ал-Инсаф” (“Справедливость”
) .
“Канон врачебной науки” При жизни Ибн-Сины
большой известностью пользовался
обширный труд основателя и руководителя госпиталя в Багдаде Али
ибн-Аббаса под
названием “Царская книга” . Одним из
непосредственных предшественников “Канона”
был 30-ти томный труд Абу Бакара ар-Рази “Всеобъемлющая книга
по медицине” .
Однако эти труды страдали общими недостатками. Изложенные в них
сведения не
были в достаточной степени систематизированы, результаты наблюдений
переплетались с явным вымыслом, рекомендации дополнялись мистическими
истолкованиями. Построение книг было очень нечетким, а изложение
настолько
сложным, что пользоваться ими мог только достаточно опытный врач.
Ибн-Сина, работая над книгой, поставил перед собой задачу
избежать ошибок
своих предшественников и справился с ней, создав один из крупнейших в
истории
медицины энциклопедических трудов “Канон врачебной
науки” .
“Канон врачебной науки” - одна из самых
знаменитых книг в истории медицины.
По существу - это целая медицинская энциклопедия, рассматривающая с
большой
полнотой (в пределах знаний того времени) все, что относится к здоровью
и
болезням человека.
Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных
листов, уже в
двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и
разошелся во
множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок,
“Канон” оказался
среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией.
Латинский
текст “Канона врачебной науки” был издан впервые в
1473году, а арабский - в
1543году.
Точная дата завершения работы над
“Каноном” не установлена. Предположительно
это 1020 год.
“Канон врачебной науки” - это обширный
труд, состоящий из 5 книг.
В книге 1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита
на четыре
части. В первой части дается определение медицины, во второй - речь
идет о
болезнях, в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах
лечения.
В книге 2-ой описаны “простые” лекарства,
излагается учение Ибн-Сины о
лекарствах, их природе, их испытании. по алфавиту расположены 811
средств
растительного, животного и минерального происхождения с указанием их
действия,
способов применения, правил сбора и хранения.
Книга 3-я, самая обширная, посвящена патологии и терапии -
описанию
отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен
анатомо-топогрофическим
введением.
Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов,
общему учению о
лихорадке (кризисах при болезнях) . В ней говорится об опухолях,
гнойных
воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях.
Освещаются
основные вопросы учения о ядах.
Книга 5-я содержит описание “сложных”
лекарств, а также ядов и противоядий.
Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить
собранные
многочисленные материалы в систему, связать их с клиническими
наблюдениями.
Рекомендуемые в “Канонах врачебной науки”
лекарственные средства разнообразны,
многие из них позднее вошли в научную фармакологию.
Систематичность и логичность как большие достоинства
“Канона” отмечали даже
те, кто склонен был преуменьшать значение Ибн-Сины в истории медицины.
Успех
“Канона врачебной науки” был вызван ясностью,
убедительностью, простотой
описания клинической картины болезней, точностью терапевтических и
диетических
предписаний. Эти особенности быстро создали
“Канону” огромную популярность, а
его автору обеспечили “самодержавную власть в течении пяти
столетий во всем
медицинском мире средних веков” .
Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили
в Хамаране
возле городской стены, но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был
перевезен в
Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.
Используемая литература
Ю. Н. Завадовский: “Абу Али Ибн-Сина”
В. М. Воскобойников: “Великий врачеватель”
Б. Д. Петров: “Ибн-Сина (Авиценна)
В. А. Смирнова-Ракитина: “Повесть об
Авиценне”
А. А. Семенов: “Абу Али Ибн-Сина (Авиценна)
” .
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 700 чел.