Эволюция музыки достигает в первой половине 18 века блестящей
эпохи. Формы,
которые зарождались в начале 17 века, достигают высшей ступени
совершенства.
Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах,
определяют
своим творчеством все музыкальное искусство данного периода: Александро
Скарлатти в Италии, Жан Филипп Рамо во Франции, Иоганн Георг Гендель в
Англии,
и Иоганн Себастьян Бах в Германии.
Можно различно оценивать их произведения: оценка зависит от
вкусов и
направлений. Но в историческом нужно допустить, что все четверо, каждый
в своей
области, выполнили свою миссию с равным совершенством. Двое из них
немцы. Сила
их творчества сконцентрировала вокруг себя все существенное, что было
достигнуто
до тех пор европейской музыкой.
Однако итальянская музыка в первой половине 18 века еще
господствовала и,
пожалуй, никогда не была более блестящей. По Германии еще в 17 веке
распространяли обычай выписывать на должности в придворных капеллах и
на службу
в театрах итальянцев, даже целиком учреждать итальянскую оперу.
Великолепие и
пышность спектаклей превосходили все, что видели до того времени.
Итальянцы
появляются повсюду и занимают первые места в Англии, Польше, России, а
не
только в германии. Одна Франция стойко сопротивляется натиску
итальянской оперы
и отбрасывает от себя одинаково как дурные, так и хорошие ее стороны.
В начале 18 века Неаполь отделяется от Венеции и принимает на
себя
руководство музыкальным движением в области оперы. Благодаря Франческо
Провенцеале и Александро Скарлатти Неаполь до тех пор не игравший
значительной
роли в ходе развития музыки дает свое имя школе с определенным
направлением и
через это прославляется.
Александро Скарлатти родился в 1659 году в Сицилии, умер в
Неаполе в 1725г.,
ученик Кариссими, после постановки в Риме в 1679 г. своей первой оперы
"Невинная ошибка" сделался в 1680 капельмейстером при дворе шведской
королевы Христины, жившей в Риме. В 1694 Скарлатти становится
капельмейстером
вице-короля в Неаполе. С 1703 по 1708 он управляет метризой (муз.
школой) при
одной из римских церквей, затем опят возвращается в Неаполь. Число
сочинений
Скарлатти колоссально: одних опер 118,700 кантат и т.д.
Франческо Провенцеале - композитор целого ряда опер
(комических - "Раб
своей супруги") , и серьезных на античные сюжеты (Кир, Креркс, Эритрея
и
др.) Франческо Провенцеале испытал влияние венецианцев, но выработал в
результате стиль, вскоре ставший характерным для всей неаполитанской
оперной
школы, а затем и для всей итальянской оперы 18 века.
Стиль Неаполитанской школы отличается ярко выраженными
особенностями. Прежде
всего - это стиль мелодический, базирующийся уже целиком на нашей
ладовой и
тональной мажорно - минорной системе.
Мелодия - главный элемент неаполитанской музыки, мелодия
богато разросшаяся,
страстная и знойная, выразительница могучего непосредственного чувства.
Это
чувство, общее всем, - сразу, с первых звуков, понятное. Таким образом,
мелодика в неаполитанской школе сильнейший обобщающий и объединяющий
социальный
фактор. Певучесть (вокальность) -существенное качество этой
лирико-драматической музыки.
Отсюда исходят ее формы, отсюда - выразительные мелодические
речитативы
неаполетанских опер с богатым инструментальным сопровождением, отсюда -
вся
своеобразная конструкция этих опер: последование арий, связанных
речитативами.
Во Франции одним из ярчайших представителей оперного искусства
18 века
является Жан Филипп Рамо (1683-1764) . Рамо сперва проявлял свою
музыкальную
деятельность как органист - теоретик и как композитор клавесинной и
культовой
музыки. Только в 1733 ему удалось привлечь внимание к себе как к
театральному
композитору своей оперой "Ипполит".
Это с начала до конца оригинальное, типичное французское
произведение: все в
меру, все ясно, все взвешено, чувство умерено разумом, вкусом и
привычной
дисциплиной человека, сдерживаемого рамками общественной вежливости,
галантности и иронии. Музыка Рамо - полный контраст с чувственной
обнаженностью
итальянской лирики и с немецким "погружением в себя", в личную
психическую
жизнь. Правда, в творчестве Рамо - редкий случай - слились великий
композитор и
великий теоретик. Темперамент композитора охлаждается рассудочностью
исследователя, и, наоборот, умозрительные выводы подержаны
композиторской
проницательностью и чувством, ибо теоретические работы Рамо все-таки
скорее
работы практика-музыканта, идущего от опыта, чем подлинного мыслителя.
Другое типично французское качество музыки Рамо - ее
изобразительность,
пластичность и театральность. Театр до конца 19 столетия был одним из
самых
важных органов французской интеллектуальной жизни. Большая часть, если
не вся
французская музыка 17 и 18 века и дальше, включая Берлиоза,
изобразительна и
пластична и является музыкой театра и балета. Вся концертная и камерная
музыка
Франции от сюит Куперена до оркестровых сочинений Дебюсси, а в центре -
симфонии и оратории Берлиоза - связана с театральностью. Вот еще
несколько опер
Рамо: Галантные Индейцы (1735) , Кастор и Поллукс (1737) Торжества Гебы
(1739)
Дарданус (1739) .
Столь важная для истории музыкальной драмы реформа Глюка
точкой отправления
имела неаполитанскую оперу, но сама реформа произошла на французкой
территории.
В своей музыке Глюк выразил новые идеалы своей эпохи и создал
произведение, до
сих пор сопротивляющееся времени.
Античный миф ожил в искренней и задушевной, кристаллически
ясной музыке и в
незамысловатом действии: ни интриг, ни интермедий, ни второстепенных
персонажей
(один жалкий амур фигурирует, как уступка старым оперным вкусам) . Хор
и балет
образуют органические звенья в действии, а не случайные вставки.
Знаменитое
"нет" - суровый ответ теней ада на мольбы Орфея - один из сильнейших
драматических эффектов, танцы и пение в Елисейских полях - один из
трогательнейших моментов во всей театральной западноевропейской музыке.
"Орфей" был сочинен на итальянский текст, и главная роль еще
предназначалась для альта. Но итальянцы, привыкшие к полнокровной
чувственной
мелодии и богатству колора культуры, не поняли простоты драматически
выразительной музыки "Орфея". Глюк продолжал свое и предложил
венецианской
публике "Альцесту", а за ней еще одну оперу "Парис и
Елена".
В творчестве Генделя(1685-1759) и Баха немецкая музыка первой
половины 18
века выдвинула две гигантские недосягаемые вершины. В начале своей
карьеры
Гендель испытывал на себе неаполитанское влияние.
Поскольку оно было господствующим, такой властный талант, как
талант
Генделя, не мог пройти мимо него, не преодолев его и тем самым не
обогатив
своей техники. Его ранние произведения в итальянском стиле не лишены
выразительной красоты, но они не дают еще всего Генделя. То, что было в
нем
лучшего и оригинального, не могло сполна проявиться в чуждых ему
формах. Как
Глюк (и как впоследствии Моцарт) , он должен был создать свое
собственное
искусство. Англия, с ее вековой, крепко организованной хоровой
культовой
музыкой дала ему в руки верное средство воздействия. Лично для него
тяжело было
вынести неуспех его опер и всей его борьбы за оперное дело, но для
музыки
провал Генделя в этой области надо считать безусловно хорошим исходом:
неудачи
открыли Генделю глаза и направили его на верную дорогу, может быть,
против его
воли. Гендель писал оратории - по сущности -музыкальные драмы. Вот все
значительнейшие сочинения Генделя в этом роде: Мессия (1742) Ацисс и
Галатея,
Эсфирь - 1732, Дебора - 1733, Празденство Александра или Торжество
Музыки -
1736, Саул - 1738, Израиль в египте - 1739, Самсон - 1743, Валтасар -
1744,
Иуда Маккавей - 1746, Иосиф - 1748, Сусанна, Соломон, Феодора, Иефта -
1748-1751 Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) - конечная точка длинной
цепи
эволюции. Сочинения Баха - могучие своды здания и купол, венчающий
собой
громадный монумент. Влияние Баха стало сильней чувствоваться не при
жизни его,
а с начала 19 века. И если нельзя согласиться с мнением современных
почитателей
его искусства, что Бах - создатель всей европейской музыки, то можно
вполне
считать его отцом современной музыки. Баху не довелось побывать в
Италии.
Поэтому его сочинения сохранили чисто немецкую терпкость. Поэтому же
большинство ценителей музыки его времени, уже привыкшие к мягким
ритмам,
акцентам и катиленам неаполитанской школы, не поняли его гениального
творчества
и не оказали ему должного внимания: его сочинения казались напыщенными.
Вне небольшого круга учеников и нескольких немецких органистов
влияние Баха
на его эпоху было крайне ограниченным. Его произведения гравировались
очень
редко. Большая часть их осталась в рукописях и собственноручно
копировалась
композитором.
Вольфган Амадей Моцарт (1756-1791) учился у своего отца
Леопольда Моцарта,
выдающегося скрипача и педагога, угадавшего гений сына и посвятившего
свою
жизнь его формированию. В Мюнхене во время карнавала 1775 года сочинил
оперу
"Придворная Садовница", в том же году - "король-пастух". В
1781 в Мюнхене исполняется его серьезная классическая итальянская опера
"Идоменей". В 1782 году исполняется "Похищение из Сераля"!
В 1786 ставят в Венен "Свадьба Фигаро". в 1787 в Праге идет
"Дон-Жуан". 1788 сочинены три великие симфонии g-moll, Es-dur и
c-dur. В 1790 пишет оперу "Так поступают все". В 1791 сочинены
последние оперы "Тит", "Волшебная Флейта" и
"Реквием".
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 646 чел.