Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в
Сонцовке
Екатеринославской губернии (теперь село Красное Красноармейского района
Донецкой области) . Отец его - Сергей Алексеевич - бы л учёным
агрономом,
управляющим в имении помещика Сонцова. От него передалась сыну любовь к
природе. Среди детских рукописей Серёжи Прокофьева сохранилась
тетрадка, в
которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.
Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать Мария
Григорьевна играла
сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В пять
с лишним
лет Серёжа уже сочинил фортепианную пьеску под названием "Индийский
галоп". Вскоре появились и другие сочинения.
Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву и он
впервые попал в
оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу "Великан"
на собственный сюжет.
Образованием Серёжи вначале занимались его родители, которые
были
просвещёнными, интеллигентными людьми, умными и строгими воспитателями.
Они
приучили его к сосредоточенному и систематическому труду. Отец приучил
сына
русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. Мать -
Иностранным
языкам (с детства Сергей Сергеевич знал два языка - французский и
немецкий,
позже английский) . Мария Григорьевна была и его первой учительницей
музыки.
Увидев успехи сына, она решила показать его какому-нибудь крупному
музыканту.
Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу
Танееву -
выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории. Отметив
дарование
мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьёзные занятия гармонией и
систематическое ознакомление с музыкальной литературой. По рекомендации
Танеева
в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую
консерваторию
с золотой медалью. Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии
известный
советский композитор, автор балетов "Красный мак", "Медный
всадник", концерта для голоса с оркестром и других сочинений.
Живые, интересные занятия с Глиэром оказались благотворное
влияние на
развитие таланта Прокофьева. Под руководством учителя он стал вскоре
писать
симфонию и оперу "Пир во время чумы" по Пушкину. Глиэра поразило в
его ученике удивительное сочетание взрослого профессионально-серьёзного
отношения
к музыке, самостоятельности суждений и - совершенно детских черт. Так,
на
пюпитре у двенадцатилетнего Серёжи Прокофьева, сочинявшего оперу или
симфонию,
стояла резиновая кукла по имени Господин, которая должна была слушать
новое
сочинение.
Сильнейшим увлечением будущего автора прославленных опер и
балетов был
театр. Со своими друзьями - сонцовскими мальчиками и девочками - он
постоянно
придумывал и разыгрывал представления, на которых присутствовали
обитатели дома
в Сонцовке.
Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и
разнообразие
интересов (литература, театр, шахматы) . Любопытно его мальчишеское
увлечение
железной дорогой, быстрым и точным движением. Одним из удивительных
свойств
творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность,
динамичность, через которую он передаст своё новое ощущение жизни, её
молодости, её движения.
В 1904 году, по совету Глазунова, светловолосый
тринадцатилетний мальчик
пришёл на экзамены в Петербургскую консерваторию. Экзамен вёл Н. А.
Римский-Корсаков.
"Это мне нравится! " - весело воскликнул он, увидев Прокофьева,
сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения
(четыре
оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес) .
Приёмная
комиссия (Е" её состав входили А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков)
была восхищена абсолютным слухом и умением читать с листа.
Серёжу приняли, и жизнь его круто изменилась. Вместо вольного
степного
простого украинского села Сонцовки, в котором он родился и провёл
детство, хмурый
Петербург, где предстояло серьёзно и долго учиться.
Прокофьев учился в консерватории у замечательных русских
музыкантов:
Анатолия Константиновича Лядова (гармония, контрапункт) , Николая
Андреевича
Римского-Корсакова (инструментовка) .
В консерваторские годы обогатилась и развились его музыкальные
вкусы. К
любимым с детства Бетховену и Чайковскому прибавились Григ, Вагнер,
Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов. Он познакомился с сочинениями
современных западноевропейских композиторов - Р. Штрауса, Дебюсси.
Интерес к изучению классической и современной музыки, а также
к творчеству
друг друга сблизил Прокофьев с Николаем Яковлевичем Мясковским. Дружба,
начавшаяся в годы их совместного учения в Петербургской консерватории,
продолжалась в течение всей жизни.
Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения Прокофьева
поражали слушателей,
вызывали жаркие споры. Всё, что он написал, было новым по манере и по
содержанию - молодым, задорным, смелым.
Окончив в 1904 году консерваторию, Прокофьев много лет
выступал как пианист
во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих
европейских
странах. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и
балеты
исполнялись в разных городах мира. Так, в1921 году в Чикаго состоялась
премьера
весёлой, блестящей оперы Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" (по
сказке итальянского писателя Карло Гоцци) . В том же году композитор
закончил
третий концерт для фортепиано. Самые лучшие сочинения Прокофьева тех
лет были
посвящены Родине. Русские мелодии звучат в пьесах для фортепиано
"Сказки
старой бабушки", в которых оживают воспоминания детства и герои
народных
сказок. Тоска по Родине становилась всё острее. "В ушах моих должна
звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови,
чтобы они
вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни", -
писал
Прокофьев.
В середине 20-х годов Прокофьев с огромной радостью
откликнулся на
предложение С. П. Дягилева написать балет на тему о строительстве новой
жизни в
России. Сюжет балета, названного "Стальной скок", оказался наивным,
"индустриальным". "Прокофьев путешествует по нашим странам, но
отказывается мыслить по-нашему", писали зарубежные газеты о премьере
балета, поставленного в Париже и Лондоне в 1927 году.
За границей Прокофьев встречался со многими выдающимися
деятелями искусства
(композиторами Равелем, Стравинским, Рахманиновым, дирижёрами
Стоковским и
Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и многими другими) . Но
атмосфера
лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла
его.
"Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли...
В
ушах должна звучать русская речь... Здесь я лишаюсь сил. " И наконец он
снова дома. Прокофьев вновь встречается со своими друзьями Мясковским и
Асафьевым. Начинает работать вместе с советскими режиссёрами,
балетмейстерами,
писателями. Его увлекают задача воплощения высоких идей, человечности,
возможность обращения не к узкому кругу "ценителей", а к огромным
массам народа.
Композитор много и увлечённо работает, создавая одно
прекрасное произведение
за другим. Они различны по темам, времени действия, характерами героев.
Но во
всех них есть нечто общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу
светлые
образы и образы жестокости и насилия. И всегда утверждает победу
высоких
человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору,
поражает во
всех этих сочинениях.
В 1935 году создан балет "Ромео и Джульетта" (по трагедии
Шекспира) . Герои его отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми
средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть друг друга.
Трагическая смерть Ромео и Джульетты заставляет примириться враждующие
издавна
семьи Монтекки и Капулети.
До Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не
решались
обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны
для
балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира.
Поэтичная,
глубокая, содержащая реалистические, психологически точные портреты
действующих
лиц "Ромео и Джульетты" дала возможность балетмейстеру Л. Лавровскому
поставить балет, который приобрёл мировую славу (премьера балета
состоялась в
1940 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и
балета
имени С. М. Кирова) .
Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино.
Например,
Александр Невский (1938 год) . Вместе с кинорежиссёром Сергеем
Эйзенштейном
Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины
Александра
Невского, защищавшей родную земля от тевтонских завоевателей. Сюжет
исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый
драматизм
и победный исход битвы советского народа с фашизмом.
В 1939 году написана опера "Семён Котко" (по повести В.
Катаева
"Я сын трудового народа") . Действие её происходит на Украине в1918
году. Музыка Прокофьева с удивительной правдивостью рисует образы
крестьян, солдат,
большевиков, борющихся за установления Советской власти на Украине.
В своих произведениях советского периода композитор особенно
стремился к
ясности, доступности, простоте.
Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев сочинил
симфоническую сказку
"Петя и Волк". Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой
определённым инструментом оркестре или группой инструментов: Птичка -
флейтой,
Утка - гобоем, Волк - валторнами, а Петя - целой группой струнных
инструментов.
Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал
фантастически быстро и
мог работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением
своей
музыки как пианист и дирижёр. Участвовал в работе Союза композиторов.
Интересовался литературой. В конце 30-х годов начал писать живую и
остроумную
"Автобиографию". Был отличным шахматистом. С увлечением водил
автомобиль. Люб (л танцевать, быть среди людей.
Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны
была
грандиозная патриотическая опера "Война и мир". Прокофьев и раньше
задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образ k великого
произведения
Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел получил
осуществление. Вновь
поставил перед собой композитор задачу редкой сложности. Из огромного
литературного произведения нужно было отобразить самые важные сцены. В
оперу
вошли, с одной стороны, тонкие психологические "мирные" сцены, в
которых участвуют Наташа Ростова, Соня, князь Андрей, Пьер Безухо в; с
другой
монументальные картины, рисующие борьбу народа с наполеоновскими
захватчиками.
Опера получилась необычной по жанру. В ней сочетаются
лирико-психологическая
драма и национальная эпопея. Новаторская по музыке и по композиции,
опера
развивает вместе с тем традиции русских классиков - Мусоргского и
Бородина. С Мусоргским
Прокофьева сближает особое внимание к психологической характеристике
героев,
раскрываемой через правдивую вокальную интонацию. Интересно, что опера
"Война и мир" написана не на условный стихотворный текст либретто, а
подлинный текст романа. Прокофьеву важна была сама интонация
толстовской речи,
которую он сумел передать в музыке. И это придаёт особенную
достоверность
вокальным партиям героев оперы.
"Война и мир" - любимое сочинение Прокофьева. Он
совершенствовал
его до конца своей жизни.
В победном 1945 году увидели свет три значительных
произведения композитора:
пятая симфония, посвящённая "величию человеческого духа"; первая
серия кинофильма "Иван Грозный" - новая совместная работа с Сергеем
Эйзенштейном; светлый сказочный балет "Золушка". Этот спектакль,
поставленный осенью, был первой послевоенной премьерой в Большом
театре.
В последующие годы появилось ещё несколько новых работ. Среди
них: опера
"Повесть о настоящем человеке" (по одноимённой книге Б. Полевого) ,
прославляющая мужество советских людей в годы войны; балет "Сказ о
каменном цветке" (по П. Бажову) - о радости творчества, обращённого к
народу; оратория "На страже мира" (на слова С. Маршака) ;
концерт-симфония для виолончели с оркестром.
Снова Прокофьев пишет для детей. Сюита "Зимний костёр" для
чтецов,
хора мальчиков и симфонического оркестра (на слова С. Маршака)
посвящена
советским пионерам.
Седьмая симфония была задумана вначале как симфония специально
для детей, но
в процессе работы приобрела более широкое значение - мудрой
симфонической
сказки, утверждающей красоту и радость жизни. Это последнее законченное
произведение Прокофьева.
В конце 40-х - начале 50-х годов Прокофьев тяжело заболел.
Чтобы сохранить
силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе
от
посещения театров и концертов.
Самое трудное время наступало для него тогда, когда врачи
запрещали ему
сочинять музыку или разрешали работать не более 20 минут в день.
Большую часть времени в эти годы Прокофьев проводил на своей
даче на
Николиной горе на берегу Москвы-реки. Он очень любил эти места,
совершал
далёкие прогулки (если позволяло здоровье) . Сюда приезжали к нему
музыканты
почитатели и исполнители его музыки: композитор Д. Кабалевский, пианист
С.
Рихтер и другие. Некоторые из них написали впоследствии интереснейшие
воспоминания о великом композиторе.
Умер С. С. Прокофьев в Москве 5 марта 1953 года.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 918 чел.