Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 25 декабря 1871
года. Первым
знакомством с музыкой Скрябин обязан своей матери, учившей его игре на
фортепиано. Проявив незаурядные пианистические способности, Скрябин всю
жизнь
сочетал композицию с исполнительской деятельностью. Это во многом
определило
его стиль как композитора и приверженность к фортепианной музыке.
Уже первые произведения Скрябина поражали своим изяществом и
одухотворенностью. В его этюдах, мазурках, прелюдиях, экспромтах
выражены
причудливо сменяющиеся оттенки настроений. По окончании Московской
консерватории Скрябина приглашают туда на должность профессора по
классу
фортепиано, где он и работает с 1889 по 1903 годы до отъезда заграницу.
В это
время Скрябин увлекается идеалистической философией и символизмом.
Философско-эстетическая концепция Скрябина-мистика и в какой-то мере
идеалиста,
проходит через все его произведения. Так в четвертой симфонии
композитор
изобразил "полет к звезде", которая постепенно заполняет все своим
светом.
В своих сонатах Скрябин часто передает целый процесс перехода
из одного
состояния в другое: от хрупкой мечтательности к бурному действию.
Стремление от
темноты к свету и гармонии - вот основная мысль произведений
композитора.
Большое место в творчестве Скрябина занимают симфонические
произведения. Он
- автор 3-х симфоний и нескольких симфонических поэм. В их построении и
форме
композитор отталкивается от симфонизма Листа. Многие сонаты Скрябина
являются
как бы лабораториями для создания оркестровых произведений. Так,
например, 3-я
симфония перекликается с идеями, заложенными в 4-ой сонате, но в более
широкой
форме, а эпиграф к 5-ой сонате перекликается с содержанием "Поэмы
экстаза".
"Поэма экстаза", написанная в 1907 году, одна из вершин
творчества
Скрябина. В ней символистические взгляды композитора приобрели
конкретное
выражение. Каждую тему можно охарактеризовать по ее эмоциональной
окраске. Это
"тема воли", "самоутверждения", "мечты",
"полета".
В последние годы жизни, в 1910-м году вернувшись из-за
границы, Скрябин
задумал грандиозное симфоническое "действо" - "Мистерию". В
ней предполагалось объединить музыку, слово, танец и даже ароматы.
Написанная
тогда же "Поэма огня" ("Прометей") , предполагалась в
качестве пролога к "Мистерии". Впервые в истории музыки в этом
произведении была введена световая строка, предназначенная Скрябиным
для световой
клавиатуры. Музыкальный язык этого и других поздних сочинений
композитора
сильно усложнен: особенно в области тональности, гармонии и ритма.
Согласно
философским воззрениям Скрябина "Мистерия" должна была изменить лицо
мира, уничтожить зло и способствовать воцарению красоты и гармонии. Но
внезапная смерть композитора помешала осуществлению этого грандиозного
плана.
Умер Скрябин 14 апреля 1915 года.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 765 чел.