Ломоносов Михаил Васильевич - первый русский
учёный-естествоиспытатель,
поэт, филолог, художник, историк, просветитель.
Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить
образование, в 1730
году отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
В 1735 в
числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был направлен в
Петербург в
академический университет, а в 1736 командирован для продолжения
образования в
Германию, где учился сначала в Марбургском университете, а затем в
университете
города Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Ломоносов был
назначен
адъютантом Академии Наук по физ. классу, а в 1745 стал первым русским,
избранным на должность профессора (академика) .
Главным предметом научных работ Ломоносова в течение первых 10
лет были
естественные науки, особенно химия, физика, металлургия, физическая
география,
а с 1753 до конца жизни Ломоносов работал в самых различных областях
естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным
творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд
фундаментальных
философских трудов. В 1763 году Ломоносов стал членом Академии
художеств. В
последние годы жизни научные работы Ломоносова были высоко оценены за
пределами
России. Почётный член Шведской(1760) и Болонской (1764) академий наук.
Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и
культурных
начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и
просвещения,
Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение Академии Наук и
улучшение её
работы учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии
Академии
Наук (1757) разработал план реорганизации управления Академией и проект
её
устава. По инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И. И.
Шувалова в 1755
году был открыт Московский университет. Преподавание в нём началось на
основе
трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике,
поэтике.
Ломоносов разработал “Штаты и регламенты” для
университета и университетских
гимназий. Предложения Ломоносова способствовали организации учебного
дела в
Академии Наук: в университете были учреждены факультеты, назначены
профессора,
началось систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность
инспектора, назначены преподаватели из числа адъютантов Академии Наук.
Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое
число
учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания и
постройки
общежития. “Регламентами” определялись отношения
гимназистов к учению, их
поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана приучать
воспитанников “к
правильному образу мышления” , то главная обязанность
гимназистов - “к наукам
простирать крайнее прилежание” .
Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической
гимназии
Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До
Ломоносова
учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на
церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 году Ломоносов написал
“Краткое руководство к риторике” на русском языке.
Изданная в 1748 году
“Риторика” Ломоносова была первой в России
хрестоматией мировой литературы,
включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На
основе
“Риторики” , отражающей многие теоретические
вопросы развития отечественной
литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по
русскому
красноречию. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по
грамматике
русского языка - “Российская грамматике” (1755,
опубликована 1757) . Большую
роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное
и
естественнонаучное творчество Ломоносова.
Ломоносов добивался переводов на русский язык многих учебных
пособий.
Переведённая им с латинского языка “Волфианская
экспериментальная физика”
(1746) была первым учебником физики для высших школ на русском языке.
Целям
обучения служили и собственные труды Ломоносова по химии
“Элементы
математической химии” (1741) , “Введение в истинную
физическую химию” (1752) ,
“Опыт физической химии, часть первая,
экспериментальная” (1752-53) и другие.
Просветительская деятельность Ломоносова не ограничивалась
рамками Академии
Наук. Он предложил проект создания а Петербурге отдельного
университета, не
входящего в Академию Наук, выдвинул идею открытия университета в Киеве,
участвовал в создании Академии Художеств в Петербурге, обосновал
необходимость
учреждения гимназий в губернских городах. Однако главная роль в
осуществлении
просветительских замыслов Петра I Ломоносов отводил Академии Наук.
Важнейшим
направлением её деятельности он считал создание условий для воспитания
отечественных учёных. “За то терплю, - писал Ломоносов перед
смертью, - что
стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы
показали
своё достоинство.”
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 630 чел.