Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году в Нижнем Новгороде,
ныне Горький -
умер там же в 1818. Русский механик-самоучка. Родился в семье мелкого
торговца.
С ранних лет он обнаружил исключительные способности к изготовлению
различных
механических устройств. Особое внимание в юношеские годы уделял
изучению
часовых механизмов. В 1764-67 создал часы в форме яйца, представлявшие
собой
сложнейший механизм автоматического действия. Они были размером с
утиное яйцо.
Каждый час в них распахивалась дверца и появлялись крошечные человечки
из
золота и серебра. Под музыку они разыгрывали целое представление. Эти
часы
Кулибин преподнес в 1769 г. Екатерине II, которая назначила его
заведующим
механической мастерской Петербургской АН. Здесь Кулибин сконструировал
"
планетные " карманные часы, применив в них компенсационное устройство
новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни
недели,
времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов,
миниатюрных
" часов в перстне " и др. Он также разработал новые способы шлифовки
стекол для изготовления микроскопов, телескопов и др. оптических
приборов.
В 70-х гг. 18 в. спроектировал деревянный одноарочный мост
через р. Неву с
длиной пролета 298 м (вместо применявшихся ранее 50 - 60-м пролетов) ,
предложив использовать оригинальные фермы с перекрестной решеткой. В
1776 году
построенная Кулибиным модель этого моста в 1/10 натуральной величины
была
испытана специальной академической комиссией. Проект Кулибина получил
высокую
оценку Л. Эйлера, Д. Бернулли и др., но осуществлен не был. С 1801
Кулибин
работал над вариантами маталлического моста, однако и эти интересные
проекты,
несмотря на полную техническую обоснованность, были отклонены
правительством.
Всего Кулибин разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта
металлических
мостов.
В 1779 сконструировал знаменитый фонарь (прожектор) , дававший
при слабом
источнике мощный свет. это изобретение было использовано в промышленных
целях -
для освещения мастерских, судов, маяков и т.д. Кулибиным в 1791 была
изготовлена
повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз,
коробку
скоростей, подшипники качения и т.д. ; повозка приводилась в движение
человеком, нажимавшим на педали. В том же году разработал конструкцию "
механических ног " - протезов (этот проект после войны 1812 года был
использован одним из французских предпринимателей) . В 1793 построил
лифт,
поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Создал оптический
телеграф
для передачи условных сигналов на расстояние (1794 г.) .
В 1801 Кулибин был уволен из академии и вернулся в Нижний
Новгород. Здесь он
разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 году
построил
" водоход ", работу над которым он начал еще в 1782. Испытания
показали полную пригодность и экономичность таких судов, однако и это
изобретение Кулибина не было использовано, а само судно через некоторое
время
было продано на слом. К этому же периоду относятся работы Кулибина по
применению паровой машины для движения грузовых судов. За 83 года жизни
этот
талантливый мастер-самоучка многое изобрел: приспособление для расточки
и
обработки внутренней поверхности цилиндров, машина для добычи соли,
сеялка,
различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции,
фортепьяно и многое другое. Но мало его изобретений нашло применение.
Умер Кулибин на родине, в Нижнем Новгороде, в глубокой
бедности, разделив
судьбу многих талантливых людей из народа.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 628 чел.