В процессе жизни человек сталкивается с различными проблемами;
он чувствовал
холод, и это заставляло его строить жилище, он хотел есть и это
заставляло его
возделывать поля и т.п. Все такие акты обладают общей структурой. В них
входит
некое изобретение, устройство с помощью человек надежно. По своей воле
и с
пользой для себя получает то, чего нет в природе, и в чем он нуждается.
Подобное устройство зачастую подразумевает создание какого-нибудь
предмета,
приспособления, орудия, чье простое действие с неизменностью дает нам
то, в чем
мы нуждаемся.
Действия такого рода изменяют или преобразуют обстоятельства,
природу и в
результате возникает то, чего до сих пор не было. Это и есть
технические
действия, свойственные исключительно человеку. А совокупность таких
актов не
что иное, как техника, которую можно определить, как преобразование
человеком
природы с целью удовлетворения потребностей. Последние - это
категорические
требования, предъявляемые человеку природой. Итак, техника –
реакция человека
на природу или обстоятельства, в результате которой между природой и
человеком
возникает некий посредник – сверхприрода, или новая природа,
надстроенная над
первичной. Техника – это преобразование природы, той природы,
которая делает нас
нуждающимися.
Технические действия вовсе не предполагают целью
непосредственное
удовлетворение потребностей, которые природа или обстоятельства
заставляют
испытывать человека. Наоборот, цель технических действий –
преобразование
обстоятельств, ведущих к значительному сокращению роли случая,
уничтожению
потребностей и усилий, с которыми связано их удовлетворение. Если
животное, как
существо нетехническое, всегда должно мириться во всем, что ему
предзадано, то
человек, благодаря техническому дару, всегда находит в своем окружение
все
необходимое. Человек творит новые, благоприятные обстоятельства и
выделяет из
себя сверхприроду, приспосабливая природу как таковую к собственным
нуждам.
Техника противоположна приспособлению субъекта к среде, представляя
собой приспособление
среды к субъекту.
Этот бунт противоречия своего окружения, это неудовлетворение
миром и
состоянием человеческого удела. Вот почему его присутствие в мире
всегда
связано с изменением природы.
Напрасны любые усилия изучать технику как самостоятельное
образование.
Подведем итог.
Как уже было сказано, к техническим действиям относятся не те
действия, где
мы прикладываем усилия, чтобы непосредственно удовлетворить наши нужды
–
элементарные или избыточные, технические действия, наоборот, такие где
мы,
во-первых, прикладываем усилия, чтобы что-то изобрести, и, во-вторых,
стремимся
выполнять план деятельности который позволяет:
Два решающих признака любой техники:
Таким образом, техника – это усилие ради сбережения
усилий. Иными словами,
это действие, которое мы предпринимаем, чтобы полностью или частично
избежать
забот и дел.
Вопросы техники перерастают в вопрос о бытии человека в мире.
Человеческое
существование, пребывание в мире вовсе не означает насильного
присутствия,
человек – онтологический кентавр, одна половина которого
вросла в природу, а
другая выходит за ее пределы, т.е. ей трансцендентна. Жить означает
иметь дело
с миром, обращаться к миру, действовать в нем, заботиться о нем. Жизнь
тождественна деятельному производству, активному творчеству. Оно не
мыслимо без
технических изобретений и создание мира технических средств. Реализация
человека человеком своего бытия в мире невозможна без сбережения
человеком
своих усилий, которое осуществляется человеком благодаря технике и в
технике.
Миссия техники – освобождение человека от его слитности с
природой, от затраты
усилий на мир технических средств.
Ортега выделял три стадии технических революций исходя из
принципа отношения
человека и техники:
Техникой случая является техника, где в роли человека-техника
выступает
случайность, способствующая изобретению. Такова первобытная техника и
техника
доисторического человека. Основные принципы, признаки этого периода:
Перейдем ко второй стадии технической революции –
ремесленной технике. Эта
техника Древней Греции доимператорского Рима и Средневековья. Вот
перечень
некоторых признаков:
И, наконец, третья стадия. На этой стадии человек получает
достаточно четкое
представление, что он известен способностью, абсолютно отлично от тех
жестких и
неизменных задатков, которые заставляют его природу существовать.
Теперь он
видит, что техника – это не случай, но также и
неопределенный, ограниченный
выполнением каких-то конкретных действий тип человека.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 597 чел.