Отдельные черты авторитаризма. Одним из наиболее
распространённых в истории
типов политических систем является авторитаризм. По своим характерным
чертам он
занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и
демократией. С
тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный
законами
характер власти, с демократией — наличие автономных, не
регулируемых
государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни,
сохранение
элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической
системе
присущи следующие черты: 1. Автократизм (самовластие) или небольшое
число
носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или
группа лиц
(военная хунта, олигархическая группа и т.д.) 2. Неограниченность
власти, её
неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью
законов,
но она их принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный
режим может не
прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди
широких
слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае
необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить
граждан к
повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение политической
оппозиции и
конкуренции. Присущее этому режиму определённое
политико-институциональное
однообразие не всегда результат законодательных запретов и
противодействия со
стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к
созданию
политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому,
как это
было, например, в течение многих веков в монархических государствах.
При
авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий,
профсоюзов и
других организаций, но при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство
или
ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в
экономику.
Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности,
общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может
влиять и на
стратегию развития, проводить достаточно активную социальную политику,
не
разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
6. Рекрутирование политической элиты путём кооптации,
назначения сверху, а
не конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как
неограниченную
власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую
оппозицию, но
сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.
При
авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые,
главным
образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно
свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме
политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма
граждане не
имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и
автономии
(независимый суд, оппозиционные партии и т.д.) Способы легитимизации
власти.
Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это
монархии,
деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы
правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания
не только
силой, с помощью массового истребления но и более гуманными средствами.
На
протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и
харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко
используется националистическая идеология. Большинство авторитарных
режимов в
Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование
необходимостью
национального освобождения и возрождения.
В последние десятилетия авторитарные политические системы
очень часто
используют некоторые демократические институты — выборы,
плебисциты и т.п. —
для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества
и
собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например,
неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными
или
полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее,
Казахстане, России
и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов
является
ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты
угодны
властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями
их
официальных итогов. При этом у властей существует много способов
обеспечить
себе формальную победу: монополия на средства массовой информации,
отсеивание
неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация
бюллетеней или результатов голосования и т.п.
В период после второй мировой войны и, особенно, в последние
десятилетия
авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и
ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.
Сильные и слабые стороны авторитаризма.
В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос
научный и политический
интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных
политических систем в большинстве коммунистических государств мира.
Попытки
многих из них, в том числе и России, быстро, в духе большевистских
“кавалерийских атак” ввести демократию без наличия
необходимых для неё
общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой
многочисленные разрушительные последствия.
В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея,
Чили, Китай,
Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и
социальную
эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание
с
политической стабильностью, сильную власть — со свободной
экономикой, личной
безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом.
Авторитаризм иногда определяют как способ правления с
ограниченным
плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным,
культурным,
религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие
на
общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу
слабых
относится полная зависимость политики от позиции главы государства или
группы
высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или произвола, ограниченность институтов
артикуляции,
политического выражения общественных интересов.
В то же время авторитарная политическая система имеет и свои
достоинства,
которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть
обладает
сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую
стабильность и
общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение
определённых задач, преодолевать сопротивление политических
противников. Всё
это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных
общественных реформ.
Нечто вроде заключения.
В современных условиях постсоциалистических стран
“чистый” авторитаризм, не
опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические
институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного
реформирования
общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим
личной
власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому
сочетание
авторитарных и демократических элементов, сильной власти и её
подконтрольность
гражданам — важнейшая практическая задача на пути
конструктивного
реформирования общества.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не
долговечны. Их
реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях
тип
политической системы — демократия.
Резюме Авторитаризм — государственный строй, при
котором неограниченная
власть находится у одного лица или группы лиц, не допускающих
политическую
оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во
внеполитических
сферах.
Авторитаризм может быть представлен: монархией, деспотическим
диктаторским
режимом, военной хунтой и другими системами правления.
Для авторитаризма характерно:
· Автократизм.
· Неограниченность
власти.
· Опора на силу.
· Монополизация
власти и политики.
· Отказ от тотального
контроля.
· Рекрутирование
политической элиты Авторитаризм нуждается
в легитимации власти. (!!!) Авторитаризм имеет сильные и слабые
стороны.
К сильным относят: ·
сравнительно высокая способность
обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок,
· мобилизировать общественные
ресурсы на решение определённых
задач, · преодолевать
сопротивление политических противников.
Т. е. авторитаризм — эффективное средство проведения
радикальных
общественных реформ.
К слабым относят: ·
полную зависимость политики от позиции
главы государства или группы высших руководителей,
·
отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр
или
произвола, · ограниченность
институтов артикуляции,
политического выражения общественных интересов.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 553 чел.