Рассмотрение на российском фоне
Для начала попробуем дать определение власти. Так как
существуют различные
подходы к пониманию сущности власти, то и ее определения, дефиниции,
будут
разными. И каждое из множества существующих определений власти отражает
ту или
иную ее грань. Невозможно дать исчерпывающую дефиницию: слишком сложен
феномен
власти, да и каждая политологическая школа изучает власть с позиций,
которые
она считает главными, решающими. Оптимальным является короткое, но
емкое определение,
данное в “Философском словаре” (М., 1987) :
“Власть - в общем смысле
способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать
определяющее
воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью какого-либо
средства -
авторитета, права, насилия (экономическая, политическая,
государственная,
семейная и др. ) ” Зачем нужна власть?
Народная поговорка гласит: “Из народа, как из
дерева, - и дубинка, и икона”
. Писатель И. А. Бунин добавил: “Да, в зависимости от
обстоятельств, от того,
кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька
Пугачев” . Что
верно, то верно! Ход исторических событий складывался так, что многое в
судьбах
народных зависело от личности государя, вождя, правителя, лидера. В
русской
душе в течение многих столетий воспитывалось чувство державного
порядка,
признания власти. Путь наверх был открыт не худшему человеку, а
лучшему, не
тому, кто обуян страстью властвования, а тому, в ком государственная
воля и
разумение соединяются с чувством ответственности, кто словом и делом
исповедует,
что власть - его бремя. Но поднимались по лестнице власти не всегда
лучшие.
Оставалось, однако, убеждение: править Россией должны достойные сыны.
Вновь
обратимся к словарю, на этот раз В. И. Даля, где власть определяется
как “право,
сила, воля над чем, свобода действий и распоряжений; начальствование,
управление, начальство, начальник или начальники” .
Действительно, в общем
и широком смысле власть означает господство одного лица над другим или
другими
лицами, возможность не только действовать самому, но и диктовать, т.е.
приказывать. Так, в семье можно наблюдать власть родителей над
малолетними
детьми. Без власти нет государства. Она выражает право общественного
целого на
подчинение его частей. Власть - одно из важнейших политических понятий,
характеризующих
государство. Человечество знает также религиозную власть, которая
осуществляется боговдохновенными лицами. По отношению к ним в людях
развивается
трепет и почтение, желание их умилостивить или приобрести их помощь и
поддержку. Независимо от религий всем священнослужителям приписывается
сверхъестественное влияние на людей. Власть есть авторитет. Издавна
считается,
что власть должна быть освещена. Главная мысль Священного писания -
всякая
власть от Бога. В Библии мы читаем: “Жизнь и смерть во власти
языка” ; “Он учил
их, как власть имеющий” ; “Имели власть исцелять от
болезней” ; “Закон имеет
власть над человеком” ; “Никто из властей века не
познал” ; “Или не имеем
власть есть и пить?” ; “Жена должна иметь знак
власти” ; “Обличай со всякою
властию” . В Евангелии есть слова Иисуса Христа:
“Воздадите кесарево кесареви”
. Обоснование теории божественного происхождения власти мы находим у
апостола
Павла (Рим. 13: 1-6) . Апостолы определяли и границы власти:
“Бога надобно
слушать более нежели человека” (Деян. 4: 19) . Поэтому многие
россияне
одобрительно отнеслись к факту благословения первого президента России
Б. Н.
Ельцина патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Религиозную
мудрость
впитала в себя возникшая в недрах стихии народной жизни человеческая
духовность. Русский народ считает: “Всякая власть Богу ответ
дает” ; “Великая
власть от Господа” ; “Бог дает власть тому, кому
захочет” ; “Всякому дана
власть над своим добром” ; “Гость во власти
хозяина” ; “Разошлась новгородская
власть, разошелся и город” . Справедливость, считалось в
народе, вообще не
человеческое дело, оно во власти Бога: “Мне отмщение, и аз
воздам” . Как видим,
власть начинается с отношения человека с человеком, с отношения
руководителей и
подчиненных. Она характеризуется способностью влиять на деятельность и
поведение людей посредством механизмов (экономических, идеологических)
, а
также с помощью традиций, авторитета, насилия. Чем поддерживается
власть?
Особыми отрядами вооруженных людей и всякого рода принудительными
учреждениями.
Кроме этого есть специальная группа людей, составляющая аппарат
управления.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той
или иной
форме сопутствовать его развитию. Власть необходима прежде всего для
воспроизводства человеческого рода, жизнестойкости семьи.
Семейно-родовая форма
власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно
утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной
обусловлено
необходимостью организации общественного производства, которое
немыслимо без
подчинения всех участников единой воле, а также потребностью
регулирования
социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства
кровные,
родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода
сменился
авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала
над ним.
Отсюда следует: власть есть авторитет, обладающий возможностью
подчинять своей
воле, управлять или распоряжаться действиями других людей. Где
существует так
называемое двоевластие или многовластие, там вовсе нет государственной
власти,
а есть анархия, безначалие. Всякий народ достоин той власти, которую он
выбирает. История может объяснить и что делали власть, народ, и чего
еще от них
ожидать можно, с какими препятствиями народ боролся, борется и может
бороться.
Как говорится в Псалтыри, “блажен народ, знающий трубный
зов” (88: 16) . Власть
и любовь. Задача родителей - подготовить детей к свободе и сделать их
способными вести самостоятельную жизнь. Именно в этом состоит цель
духовного
воспитания, которая достигается посредством двух основных элементов
семейного
союза: власти и любви. В детстве человек подчиняется своим родителям, и
это
подчинение по требованием самой природы должно быть полным и всецелым.
Только
крайнее злоупотребление родительской властью может заставить правосудие
вмешаться в их отношения. Разумная же власть устанавливает дисциплину,
без
которой нет ни воли, ни характера. Строгость и порядок поддерживаются
не только
увещеваниями, но и домашними наказаниями, имеющими целью исправление.
Любовь
смягчает строгость дисциплины, внося в нее согревающую теплоту, которая
привязывает детей к родительскому крову. Она вселяет в подрастающее
поколение
благие семена нравственных начал. Самое высокое и святое чувство, какое
есть на
земле, - это материнская любовь. Поэтому общественное воспитание не в
состоянии
заменить семейное.
Список используемой литературы
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 564 чел.