I ВВЕДЕНИЕ.
Особую актуальность для духовного и интеллектуального развития
нашей страны
представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей
системы
естествознания, достойное место в которой должна занимать политология.
При
тоталитарной системе политология у нас в полной мере разделила участь
всех
общественных наук: она была превращена в служанку политики КПСС и
коммунистического государства, в своеобразный придаток
марксистко-ленинской
идеологии. Поэтому перед нами со всей остротой встала проблема
воссоздания
политологии или даже ее формирование как новой для нас самостоятельной
дисциплины.
Прежде всего необходимо определить, какое содержание
вкладывается в само
понятие «политология» . У нас до сих пор не
определены конкретные границы, круг
проблем, вопросов, институтов и феноменов, в совокупности составляющих
объект
политологии как самостоятельной научной дисциплины.
Следует отметить, что политология открыта влиянию со стороны
почти всех
общественных, а зачастую и естественных наук. Мир политического не
может
существовать в изоляции, а тесно переплетается с историей, культурой,
сферой
экономики, социальными феноменами и т.д. Другие обществоведческие
дисциплины в
свою очередь на те или иные сферы мира политического. Политологам
приходится
постоянно «конкурировать» с философами,
социологами, историками. В настоящее
время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо общепринятого определения
политологии, ныне политической науки. Разные исследователи расходятся
между
собой в оценке ее границ и содержания, круга охватываемой ею проблем,
критерия
выделения в самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ
политологии дополняется разнообразием социально-философских и
идейно-политических позиций, методологических принципов, методов и
приемов
исследования. Поскольку конструирование политологии как самостоятельной
обществоведческой дисциплины только начинается, всякое построение в
данной
области не может носить поисковый характер, и его адекватность должен
быть
проверена в процессе дальнейших углубленных исследований.
II ПОНЯТИЯ И ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ.
Всякий раз, когда мы ставим перед собой задачу вычленить
какую-либо научную
дисциплину из всей совокупности научных дисциплин, мы сталкиваемся с
вопросом о
ее понятийно-категоричном аппарате. Политика зачастую представляет
собой не
только четко очерченную, раз и навсегда фиксированную сферу, сколько
то, что
сами люди считают политикой, хотя ее и нельзя рассматривать всецело как
результат некоего вербального произвола. Власть и политика представляют
собой
выражение человеческих отношений и представлений об этих отношениях.
Показательно, что четкость и определенность самого понятия
«политическое» в
значительной степени зависит от того, какое содержание вкладывается в
понятие
«государство» и «власть» .
Поэтому естественно, что немаловажное место в политологии
занимает выявление
содержания используемых ею понятий и категорий. Более того, анализ
понятий
можно рассматривать в качестве методологии, с помощью которой ученый
упорядочивает и, если это возможно, совершенствует понятийный
инструмент своих
исследований. Проблему для политического анализа составляет
многозначность
понятий и категорий, а также феномен синодики.
В целом, политические феномены в полной мере невозможно понять
без изучения
системы общения и механизмов политической коммуникации, которые в
одинаковой
степени связаны как со сферой общественного сознания, так и с
социально-культурной и политико-культурной сферами. В данном контексте
определяющее значение имеет, естественно, язык. Можно сказать, что язык
выступает как культурная среда обитания человека. Важность этого
момента станет
особенно очевидной, если учесть, что попытка, в некотором смысле - это
система
человеческих отношений, осуществляемых во многом с помощью языка.
Поэтому без
изучения политического языка нет и не может быть политологии.
III ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ В ЦЕЛОМ
Всю совокупность проблем, которыми занимается политология,
можно разделить
на три крупных раздела. Это, во-первых, социально-философские и
идейно-теоретические
основания политики, системообразующие признаки и характеристики системы
политического, политической парадигмы, соответствующие тому или иному
конкретному историческому периоду.
Во-вторых, политические системы, различия и сходства между
ними, их преимущества
и недостатки, политические режимы, условия их изменений и смены и т.д.
В-третьих, политические институты, политический процесс,
политическая
культура, политическое поведение и т.д.
Политическое включает в себя историческое,
конкретно-эмпирическое и
теоретическое начала. Политическое институты, отношения, процессы с
политологической точки зрения, представляют интерес прежде всего в их
наличном
в данный момент состоянии. Здесь задача политолога состоит в выявлении
их
структуры, составных элементов, функций, условий для нормального
функционирования, того, как они соотносятся и взаимодействуют друг с
другом. Но
анализ этот был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим
адекватно их
сущность без учета их исторического фона, идейно-теоретической и
социально-философской подоплеки. Здесь речь идет о мире политического
как в
рамках отельною взятой страны, так и мирового сообщества в целом.
Предметом политологии в общей сложности является политическое
в его
тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной
действительности, а также взаимодействие и переплетение социальных сил,
социо-культурного и политико-культурного опыта.
В фокусе ее внимания - такие разные по своему характеру
институты, феномены
и процессы, как политическая система, государственная власть и властные
отношения, государственный строй, политическое поведения, политическая
культура, история политических учений. Эти проблемы изучаются в тех или
иных
планах и измерениях также философии, социологи, государственно-правовой
наукой
и т.д.
Интегрируя в себя отдельные аспекты этим дисциплин,
политология
располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой
междисциплинарную науку.
Особенно большую актуальность и значимость приобретает вопрос
о соотношении
и разграничении социологии, политической социологии и собственно
политологии в
силу очевидного совмещения их предмета исследования. Строго говоря,
гражданское
общество является объектом исследования социологии, а мир политический
политологии. Промежуточное пространство между гражданским обществом и
миром
политического входит в сферы политической социологии, представляющей
собой
область пересечения политической науки и социологии. Естественно,,
такое
разграничение, как и всякая другая классификация, носит условный
характер,
поскольку свае названные сферы немыслимы друг без друга. Политология в
целом
сформировалось как «государственная» дисциплина,
призванная изучить
предназначение и функции государственных и политических институтов.
Политическая социология это своеобразный синтез социологии и
политологии.
Первая, в большой степени, чем политология, концентрирует внимание на
борьбе за
власть между различными частями общества, социальных конфликтов и
социальных
изменениях, скрытых функциях, неформальных и диск функциональных
аспектах
политики. В мирском смысле слова в центре внимания политической
социологии
социологическое измерение политических феноменов.
IV НА СТЫКЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СФЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО.
Политики, представляя собой очевидную сторону общественной
жизни,
детерминируется множеством явных и скрытых от глаз, мене ощутимых
факторов и
процессов, в совокупности составляющих ее социологические основы. Среди
них
социально-экономические, социально-культурные, научные,
образовательные,
духовные, этно-национальные, религиозные и т.д. факторы и феномены, то
есть
все, что относится к подсистеме гражданского общества.
Каждая из важнейших подсистем и сфер человеческого социума
может сохранить
жизнеспособность и функционировать лишь при условии, что все остальные
исправно
выполняют свои функции. Так, например, гражданское общество и
государство
составляют две стороны одной и той же медали, они неразрывно связаны
между
собой и немыслимы друг без друга. Более того, существует целый ряд
инструментов
и феноменов, которые могут быть отнесены одновременно и к сфере
гражданского
общества, и к политической сфере, служа в качестве связующих звеньев
между
ними. Причем именно от структур и институтов, находящихся на стыке двух
образований, в решающей степени зависит нормальное функционирование
гражданского общества, его жизнеспособность, динамика развития. К ним
относятся
политические партии, механизмы избирательного процесса, политические
объединения,
клубы, политическая культура, средства массовой информации. В этом
плане
основополагающее значение имеет институт политического
представительства, в
котором в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи
представительской
демократии: с одной стороны, - что ни один человек не вправе править
другим
человеком без согласия последнего; с другой стороны - что поскольку
каждый
отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в
управлении
государством, интересы различных категорий населения могут быть
представлены в
системе власти особые уполномоченные, которым делегированы
соответствующие
права и прерогативы.
Принципы представительности и выбор нести представителей
различных
социальных групп в законодательные или иные органы власти по самой
логике вещей
поставили вопрос об инструментах в средствах политической реализации
этих
принципов. В качестве таких инструментов постепенно во всех
индустриально
развитых странах возникли и утвердились политические партии, которые
выступают
одновременно как несущие конструкции и гражданского общества, и
политической
системы.
Главная задача политических партий состоит в том, чтобы
превратить множество
частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных
групп в
из совокупный политический интерес. В политической структуре общества
они
выступают в качестве носителей конкурирующих друг с другом политических
курсов,
не ставя под сомнение законность существующего конституционного режима.
Путем
представительства различных социальных групп, слоев, сословий,
интересов с
помощью партий общество как бы интегрально проникает в государство.
Политические партии в целом помогают кристаллизовать и четко очертить
конфликтующие интересы, скрытые различия и противоречия в обществе. Они
подталкивают граждан группироваться, пересекая мнения, разграничивающие
их друг
от друга, по мнению электората, и определять те приоритеты, которые
делают их
политическими единомышленниками и союзниками.
С принципом представительства и идеей партии как законной
оппозиции связан
принцип выборности должностных лиц в важнейшие представительные и
законодательные органы власти. Он призван обеспечить народный
суверенитет и
представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения,
в
совокупности составляющих избирательный корпус, в системе власти через
партии.
Он осуществляется через избирательную систему и избирательный процесс,
в задачу
которых входят формализация и институтанализация политического участия
граждан
в политической жизни. Поэтому очевидно, что механизму существования
представительства, партийные системы и избирательные системы могут
оставить
самостоятельный блок в качестве предмете политологического
исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение политики уже само по себе представляет собой
политический акт, и
человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм
несправедливости. Политическое включает как статистику, так и динамику,
воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и политическом
процессе.
Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий
аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины,
так и
политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический
порядок
включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать
проблемы
политического господства и правления, господства и сотрудничества,
формирования
власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках
различных
государств.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 535 чел.