ПЛАН РЕФЕРАТА
1. Правовой статус личности в Конституции РФ 1993 г.
2. Политические права в системе конституционных прав и свобод
человека и
гражданина
3. Система политических прав и свобод
4. Политические конституционные права и свободы человека и
гражданина:
а) право на участие в управлении делами государства; право на
референдум
б) право на доступ к государственной службе
в) право на объединение
г) свобода манифестаций
д) свобода слова и печати
е) право на петиции
5. Значение политических прав и свобод для человека
6. Конституционный статус личности в России в настоящее время
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав
человека и
гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
Основы правового статуса личности охватывают конституционно
закрепленные
права и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и
гражданина можно
сформулировать следующим образом:” Конституционные (основные)
права и свободы,
принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его
гражданства) ,
защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса
личности.” [1]
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод
не
должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных
прав и
свобод человека и гражданина. Об этом говорится в ст. 55 ч. 2
Конституции Р. Ф.
Глава 2 Конституции Р. Ф., посвященная правам и свободам
человека и
гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64) .
Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М.
П. Карева,
приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека. [2] Ее
классификация
включала следующие составляющие: а) социально-экономические права ; б)
равноправие граждан ; в) демократические свободы.
В дальнейшем государственно-правовая наука, используя
классификационные
основы, предложенные М. П. Каревой, выработала систему основных прав и
свобод,
куда вошли: 1) социально-экономические права и свободы граждан ; 2)
политические права и свободы граждан ; 3) личные права и свободы
граждан.
Наиболее подробно данная проблема исследуется Л. Д.
Воеводиным. Автор удачно
совместил наименование элементов системы конституционных прав и
обязанностей с
основанием приведенной классификации. Ученый выделил следующие группы
основных
прав, свобод и обязанностей: 1) права и обязанности граждан в сфере
социально-экономической и культурной жизни ; 2) права и обязанности
граждан в
сфере государственной и общественно-политической жизни ; 3) права и
обязанности
граждан в сфере индивидуальной свободы. [3] Однако систему основных
прав и
свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты,
которых
придерживается Конституция в их последовательном расположении.
Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает
соответствующую
идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности
концепции
правового статуса личности.
В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав
человека,
перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности.
Сначала
указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические.
Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации
прав человека,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
В российском законодательстве она впервые была воспроизведена
в Декларации
прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом
Российской
Федерации 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции Российской
Федерации 1993 года.
В отличие от основных личных прав, которые по своей природе
неотчуждаемы и
принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и
свободы
связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает
Конституция, адресуя личные права “каждому” ,
политические - “гражданам” .
В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации
может
самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с
18 лет
(ст. 60) .
Эта норма прежде всего, касается политических прав и свобод.
Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух
взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан,
содержащие правомочия по участию в организации и деятельности
государства и его
органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум;
право
петиций.
Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему
политических,
состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан,
целью
реализации которых является активное участие индивида в жизни общества.
Сюда
относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.
Право участвовать в управлении делами государства закреплено в
статье 32
Конституции. Оно адресовано каждому гражданину, а не политически
организованной
совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не
“участвует” в
управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст.
3
Конституции Российской Федерации) .
Осуществление этого права граждан выражается в различных
формах, как
непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными
формами
являются участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по
важнейшим
вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права
избирать и
быть избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления.
Право на референдум включает в себя не только право на участие
во
всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления
любого
вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты
общенародного
(местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии
окончательного
решения по данному вопросу(если решение принимается не путем
референдума) .
Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем
референдума или не
набрал необходимого количества голосов для его постановки на
референдум, а у
индивида или группы индивидов возникло желание не просто выразить свое
мнение
по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и
воздействовать
на деятельность государственных органов по поводу данного явления
общественной
жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций, известным
законодательству еще с конца 17 века.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к
государственной службе,
право участвовать в осуществлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ) .
Это право является новой для российской Конституции нормой.
Право на равный
доступ к государственной службе означает равенство исходных
возможностей и
отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не следует
толковать
это право буквально. Во всем мире существует система конкурсов,
тестирования,
собеседований.
Так, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года
Положение о
федеральной государственной службе предполагает прием на
государственную службу
либо в порядке назначения, либо в порядке конкурса (пункт 22) , а также
регулярные аттестации государственных служащих(пункт 30) . Участие
граждан
России в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов
народных судей
и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и
народных
заседателей. В настоящее время в России осуществляется поэтапное
введение
института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в
рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу
(“виновен -
невиновен” ) как основы приговора суда.
Важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в
управлении
делами государства, является закрепляемое за каждым право на
объединение,
включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, никто не
может
быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в
нем (ст.
30 Конституции РФ) .
Это право дает гражданам возможность использовать в указанных
целях
различные формы совместной организованной общественной деятельности,
объединять
свои усилия для осуществления тех или иных задач.
Общественные объединения способствуют развитию политической
активности и
самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.
Право на объединение имеют как российские граждане, так и
иностранцы и лица
без гражданства (см. часть третью статьи 62) , исключением являются
политические партии, права на создание которых и участие в которых
имеют только
граждане России.
Право на объединение не является абсолютным правом и может
подвергаться
определенным ограничениям.
Ограничения на пользование правом на объединение
устанавливаются
Конституцией и федеральными законами. Например, на основании статьи 56
Конституции РФ отдельные ограничения права на объединения могут
устанавливаться
в условиях чрезвычайного положения.
Одной из политических свобод, входящих в правовой статус
советского
гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов,
уличных
шествий и демонстраций. Что понимается под этими терминами.. Еще в
начале века
известный английский ученый А. В. Дайси писал, что,” право
собираться есть не
что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу
личности и
индивидуальную свободу слова” [4].
Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса
гражданина
представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и
обязанностями
граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на
государственные и
общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и
его
выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в
управлении
жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни. (Ю.
А.
Дмитриев) Правовое регулирование механизма реализации права граждан на
свободу
собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки
и
практики от формально-догматического подхода к
объективно-реалистическому.
Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР
1978г. в
первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений на
способы
реализации названной свободы. При формальном закреплении политических
прав
граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане
могут
реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение
традиции,
виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестройки"
манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый
характер,
исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других
городов и
областей поспешили принять временные правила организации и проведения
собраний,
митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить
образовавшийся
правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешительный
порядок
реализации этой субъективной свободы, возникло противоречие между
нормой
Конституции и положениями указанных актов.
25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О порядке
организации и
проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В
нем установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка
проведения
этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод
человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан
собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные
мероприятия при условии предварительного уведомления властей.
Осуществление
этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не
допускалось
использование его для насильственного изменения конституционного строя,
разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды
насилия
и войны.
Этот Указ определил, что до принятия соответствующего
российского закона
упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в части,
не
противоречащей указанной Декларации.
Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение
следующих видов
публичных мероприятий: собрания - совместного присутствия граждан в
заранее
определенном месте и в заранее определенное время для коллективного
обсуждения
и решения каких-либо вопросов; митинга - формы организованного
выражения
общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других
обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее
определенное время ; демонстрации - формы организованного выражения
коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и
государственной жизни ; шествия - формы демонстрации, проводимой путем
передвижения граждан по заранее определенному маршруту ; пикетирования
- формы
публичного выражения коллективного или индивидуального мнения,
осуществляемой
без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого
объекта и
использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной
агитации.
В основе механизма правового регулирования любой
конституционной
политической свободы граждан должна лежать норма Конституции. Что
касается
свободы слова и печати, то к сожалению, она регулируется действующей
Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в статье 29 получили
закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу
выражения
своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно
распространять
информацию.
Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензуры. Эта гарантия
содержится в
Законе от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации".
Вместе с тем в Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления
свободой
массовой информации.
Собственно свобода печати Конституцией не урегулирована.
Можно, конечно, обосновать отсутствие упоминания о свободе
печати тем
обстоятельством, что она является частным проявлением свободы выражения
своих
мнений. Но этот аргумент не соответствует международно-правовым
обязательствам
России. Международный пакт о гражданских и политических правах в числе
способов
выражения мнения указывает использование печати как самостоятельное
правомочие
граждан. [5] Рассмотрим право на петиции. Это право на участие также не
лучшим
образом урегулировано действующим законодательством. Достаточно
отметить, что
Конституция РФ даже не употребляет термин "петиции", заменяя его
громоздким определением "личные и коллективные обращения в
государственные
органы и к должностным лицам"(ст. 33) . Что же касается текущего
законодательства,
то здесь до сих пор действует архаичный акт - Указ Президиума
Верховного Совета
СССР в редакции от 4марта 1980г. "О порядке рассмотрения предложений,
заявлений, жалоб граждан ". [6] При этом, кроме месячного срока для
рассмотрения обращений и установления запрета на рассмотрение
аналогичных писем
и направление жалоб лицу, на которое жалуется заявитель, иных
принципиальных
положений он не содержит.
Стоит отметить, что в России действует достаточно
демократичный Закон
"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан". [7] Однако им регулируется только судебный порядок
рассмотрения
петиций, и проблема остается не решенной.
Таким образом, политические права и свободы граждан можно
рассматривать в
качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных
возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как
активно
воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов,
иных
субъектов политической системы, то есть политическую область
общественных отношений,
так и участвовать в социальной жизни общества.
Конституционный статус личности в России - одно из важнейших
достижений на
пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что
наша
страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое
государство. Многое
сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании
предпосылок для
развития многопартийности, гласности, информации, деятельности
общественных
организаций. Однако в целом конституционный статус личности реализуется
далеко
не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя
назвать
благополучными.
Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека,
несомненно, отражает
переходный характер современного этапа развития российского общества.
Но
"списывать" слабости и недостатки только на это было бы неверно.
Свою негативную роль играют другие факторы: все еще
непреодоленное
неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и
неотвратимой
ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства,
страдающего
от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных
структур.
Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать
Федеральная
программа действий в области прав человека. Это скоординированный план
государственных
усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и
международно-правовых
обязательств России.
Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех
прогрессивных сил
российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль
общественности за
соблюдением прав и свобод человека в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ю. А. Дмитриев А. А. Златопольский "Гражданин и власть",
Москва, 1994, стр. 19-42.
2. Конституция Российской Федерации. Комментарий. Москва,
"Юридич.
литература", 1994.
3. Ю. А. Дмитриев "Свобода манифестаций в СССР" Москва,
Независимое издат. "Манускрипт", 1991, стр. 24-41.
4. Е. И. Козлова О. Е. Кутафин "Конституционное право России",
Москва, "Юристъ", 1995, стр. 203-214.
[1] См.: Е. И. Козлова О. Е. Кутафин Конституционное право
России. Юристъ,
Москва, 1995, с. 196.
[2] Советское государственное право. Москва, 1948. с. 147-148.
[3] Воеводин Л. Д. О формах констит. закрепления свободы
личности/Сов.
гос-во и право, 1982, N. 4, с. 210-258.
[4] Дайси А. В. Основы государственного права Англии. - М.,
1907., с. 308.
[5] Права человека. Сборник международных документов. М.,
1986. с. 56.
[6] Ведомости Верховного Совета СССР, 1980. номер11, ст. 192.
[7] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ, 1993,
номер19, ст. 685.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 652 чел.