Тестирование (англ. test - испытание, проверка) -
экспериментальный метод
психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических
исследованиях, а
также метод измерения и оценки различных психологических качеств и
состояний
индивида.
Возникновение тестологических процедур было обусловлено
потребностью
сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжирования) индивидов по
уровню
развития или степени выраженности различных психологических качеств.
Основоположники тестирования Ф. Гальтон, Ч. Спирман, Дж.
Каттел, А. Бине, Т.
Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Каттел в 1890 г. Начало
развития современной тестологии массового применения тестов на практике
связано
с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с
Симоном
метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест
Бине-Симона".
Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов
способствовал
целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать
оценку
индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают
возможность получения количественной оценки на основе квантификации
качественных параметров личности и удобство математической обработки;
являются
относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных
лиц;
способствуют объективности оценок, не зависящих от субёективных
установок лица,
проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации,
полученной
разными исследователями на разных испытуемых.
Тесты предъявляют требования: - строгая формализация всех
этапов
тестирования, - стандартизация заданий и условий их выполнения, -
квантификация
полученных результатов и их структурирование по заданной программе, -
интерпретации результатов на основе предварительно по лученного
распределения
по изучаемому признаку.
Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме
набора заданий
включает в себя следующие компоненты: 1) стандартная инструкция для
испытуемого
о цели и правилах выполнения заданий, 2) ключ шкалирования -
соотнесение
пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт
заданий
к какой шкале относится, 3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать,
сколько
баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа, 4) ключ
интерпретации
полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми
соотносится
полученный результат.
Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические
данные,
полученные в результате предварительного тестирования на определенной
группе
лиц. Здесь необходимо учитывать, что переносить интерпретацию
полученных
результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим
основным
социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.
Для преодоления основного недостатка большинства тестов
применяются
различные приемы: 1) увеличение базовой выборки с целью повышения ее
репрезентативности по большему числу параметров, 2) введение
поправочных
коэффициентов с учетом характеристик выборки, 3) введение в практику
тестирования
невербального способа предъявления материала.
Тест состоит из двух частей: а) стимулирующего материала
(задача, инструкция
или воп рос) б) указаний относительно регистрации или интеграции
полученных
ответов.
Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в
отличие от
"свободного" наблюдения поведения большую объективность результатов.
Тесты классифицируются по разным признакам.
По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и
личностные. К
первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на
творчество,
тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на
установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты,
мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития,
графические
тесты) можно упорядочить по данному признаку. По виду инструкции и
способу
применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом
тестировании одновременно обследуется группа испытуемых. Если в тестах
уровня
временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В
зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется
субъективность исследователя различают тесты объективные и
субъективные.
К объективным относятся большинство тестов достижений и
психофизиологические
тесты, к субъективным - проективные тесты. Это деление в определенной
степени
совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в
зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель
теста.
Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не
информирован о
действительной цели исследования. При выполнении заданий проективных
тестов не
существует "правильных" ответов. В зависимости от представленности в
тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные.
Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным -
тест,
требующий в качестве ответа определенных действий.
По формальной структуре различаются тесты простые, т.е.
элементарные, результатом которых может быть единственный
ответ, и тесты
сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна
быть
дана оценка. При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс
нескольких
единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение
результатов по каждому подтесту тестовым профилем. Нередко к тестам
относят
опросники, удовлетворяющие ряду требований, предъявляемых обычно к
данному
методу сбора психологической или социологической информации.
В последнее время все большее распространение получают
критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого
не в
сопоставлении со среднестатистическими данными популяции, а по
отношению к
заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является
степень
приближения результата тестирования индивида к так называемой
"идеальной
норме".
Разработка теста состоит из четырех этапов.
- На первом этапе развивается исходная концепция с
формулировкой основных
пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный
характер; - на
втором - производится отбор предварительных пунктов испытания с из
последующей
селекцией и приведением к окончательному виду, осуществляется
одновременно
оценка по качественным критериям надежности и валидности; - на третьем
этапе
тест проверяется повторно на той же самой популяции; - на четвертом -
калибруется по отношению к возрасту, уровню образования и другим
признакам
популяции.
На всех этапах разработки теста необходимо учитывать: а)
диагностируемое
свойство личности (размер, положение, индикатор) или только наблюдаемые
его
пpоявления (напpимеp, способности, уpовень знаний, темпеpамент,
интеpесы,
установки) ; б) связанную с этим валидизацию метода, т.е. опpеделение
того,
насколько он измеpяет тpебуемое свойство; в) величину выбоpки из
популяции, на
котоpой должна пpоводиться оценка метода; г) стимулиpующий матеpиал
(таблички,
изобpажения, игpушки, фильмы) ; д) влияние исследователя в пpоцессе
инстpуктиpования, постановки задач, pазъяснений, ответов на вопpосы; е)
условия
ситуации; ж) такие фоpмы поведения испытуемого, котоpые свидетельствуют
об
измеpяемом свойстве; з) шкалиpование pелевантных фоpм поведения; и)
сведение
pезультатов по отдельным измеpяемым пунктам в общие значения (напpимеp,
суммиpование ответов типа "Да") ; к) фоpмулиpовку pезультатов в
ноpмиpованной шкале оценок.
Одним из вариантов теста может быть опросник, но при условии,
что он
отвечает требованиям, предъявляемым к тестам.
Опросник - это сборник вопросов, которые выбираются и
располагаются по
отношению друг к другу в соответствии с требуемым содержанием.
Опросники
используются, например, в целях психодиагностики, когда от испытуемого
требуется самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д. При этом
испытуемый, отвечая на вопросы, выражает свои положительные и
отрицательные
предпочтения. С помощью опросников можно измерять у испытуемых и оценки
ими других
людей. Задание обычно выступает, как прямая реакция на вопросы, на
которые надо
ответить путем сожаления или опровержения. Возможности для ответа в
большинстве
случаев заданы и требуют лишь отметки в виде крестика, кружочка и т.п.
Недостаток опросника состоит в том, что испытуемый может
симулировать или
диссимулировать те или иные свойства личности.
Преодолеть указанный недостаток (хотя и не полностью)
исследователь может
посредством контрольных вопросов, контрольных шкал, шкал "лжи".
Опросники применяются преимущественно для диагностики характера,
диагностики
личности (например, экстроверсии - интроверсии, интересов, установок,
мотивов)
.
Диагностика личности - совокупность методов, позволяющих
распознать ее
внеинтеллектуальные свойства, носящие характер относительно устойчивых
диспозиций. Для таких свойств личности, как экстраверсия- интроверсия,
доминирующий мотив, заторможенность, возбудимость, ригидность,
разработан ряд
диагностических методов (опросники и проективные тесты) , с помощью
которых
можно определить выраженность этих свойств. При конструировании таких
методов,
как правило, пользуются факторным анализом (Г. Айзенк, Дж. Каттел, Дж.
Гилфорд)
и конструктивной валидизацией.
На современном этапе в прикладной социологии чаще всего
используются
тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся
изучения
качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные
социологами. Эти
тесты часто используются в социологических анкетах.
Использованная литература:
1. Соц. справочник, Киев, 1990.
2. Соц. словарь, Минск, 1991.
3. Фонд времени и мероприятия в соц. сфере, М: Наука, 1989.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 653 чел.