План
Предисловие
1. Верую...
2. Тело Христово
3. Собрание верующих
4. Евхаристическая община
5. Служение и служения
6. Миссия
Заключение
Предисловие
“Церковь - это собрание святых, в котором
верно проповедуется Евангелие,
и правильно распределяются Таинства” .
Церковь, как евхаристическая община в центре внимания этой
работы. Церковь,
как община верующих, собранных вокруг Слова и Таинства. Церковь, как
общение
веры, с одной стороны, и как Таинство Тела Христова - с другой.
Евхаристическая сущность христианской общины проявляется во
всех вопросах
ортодоксальной экклесиологии: и в учении о служении церкви, и в
сакраментологии, и в миссиологии, и в эсхатологии.
Безусловно, на этих страницах, лишь несколько слов на такую
серьезную и
сложную тему. Вероятно, больше вопросов. чем ответов. Однако, для меня
лично -
это новый шаг к более глубокому пониманию того, во что верит
христианская
Церковь. Я стал яснее понимать слова третьего артикула Символа Веры:
“Верую... в Духа Святого, в единую святую
христианскую Церковь, в общение
святых, в отпущение грехов, в Воскресение тела и жизнь вечную.
Аминь” .
1. Верую...
“…я знаю, в Кого уверовал, и
уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный
день…”
Первая часть Книги Согласия называется “Три
Вселенских Символа Веры” .
Первый из них - Апостольский, второй – Никео-Цареградский,
третий -
Афанасьевский. Отцы реформации подтвердили свою веру в единую святую
кафолическую апостольскую Церковь и свою верность древней богословской
традиции, той традиции, которая идет от первых веков, которая
формировалась в
борьбе с ересями, через противостояние внешним и внутренним искушениям.
В этом
смысле, на самом деле, они не привнесли ни чего нового. Эта традиция
сохраняла
действительную ортодоксию, защищая христианскую Церковь от сектантства,
от
ересей и фанатизма внутри общины и от давления извне, от влияния
язычества, от
секуляризации. Позже эта богословская линия нашла свое продолжение и
развитие в
период лютеранской ортодоксии, а сегодня мы находим приемников этой
традиции в
конфессиональном лютеранстве.
Слова Символа Веры - “верую... в Церковь”
- трудно вместить, трудно
понять правильно, особенно, если мыслить о церкви, лишь с человеческой
стороны,
или с позиции современного постпротестантизма.
Несомненны утверждения - “Верую в Бога
Отца.. верую в Иисуса Христа..” . Но,
эта странная вера в Церковь ни как не вмещается в рамки нового
“свободного”
“независимого” христианства. Почему? Одна из причин
тому – популярный
субъективизм, нашедший свое особое выражение и в современном
христианстве. В
центре такого индивидуально-религиозного мировоззрения – “Я
сам” ,
человек, персона. Что этот “Я” чувствует,
что думает, чем живет, во что
верит, в какую Церковь ходит... Вера привычно стала
восприниматься как
нечто только внутреннего, нечто сугубо личное.
Верую в Церковь. Что это значит? Возможно
ли верить в Церковь, если
она лишь собрание верующих людей, лишь группа единомышленников?
Очевидно, что
слова Символа Веры говорят не о людях, не о человеке прежде всего - но
о Боге.
Каждый артикул - это исповедание о Боге: Он сотворил мир и продолжает
творить,
даруя нам жизнь. Сын Божий, Иисус Христос - умер за нас и воскрес.
Через Него,
теперь - это наша смерть, это наше
воскресение и жизнь. Дух
Святой - призывает нас через Евангелие к истинной христианской вере, к
евхаристической церковной жизни.
“Я верую, что не могу ни по собственному
разумению, ни какими своими
силами уверовать в Иисуса Христа, моего Господа, или прийти к Нему, но
Святой
Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня дарами Своими, освятил
и
сохранил меня в истинной вере. Точно так же он призывает, собирает,
просвещает,
освящает всю христианскую Церковь на земле и сохраняет ее через единую,
истинную веру в Иисусе Христе. В Своей Церкви Он ежедневно щедро
прощает все
грехи мне и всем верующим, и в последний день Он воскресит меня и всех
мертвых
и дарует мне и всем верующим во Христа вечную жизнь. Это непреложная
истина” .
Так Лютер поясняет третий артикул Символа Веры в Кратком
Катехизисе. Так мы
начинаем исповедовать свою веру в Церковь еще в катехизационном классе.
Верую в Церковь, единую святую кафолическую... Трудно
найти видимые
основания для такой веры. Ведь, в церковном собрании мы видим не только
верных,
но и лицемеров и неверующих. Иногда, и священник не верит в то, что
говорит.
Иногда, и прихожане воспринимают христианство лишь как старую добрую
традицию
или возможность встретиться и пообщаться с людьми.
Несколько лет назад именно по этой причине я решил уйти из
церкви. Стало не
интересно. Стало как-то не во что верить, потому что надежды не
оправдались и
наступило разочарование в людях, которые казались по началу
“настоящими
любящими христианами” . Но, я не ушёл. Хотя это была не
лютеранская община.
После летних лекций в семинарии “Конкордия” 1994 и
1995 года я увидел Церковь с
другой стороны, иначе.
Важность и значимость Церкви по существу - не в людях, которые
приходят в
собрание, но в Личности Христа. Он дарует благодать, прощает грехи
Своим Словом
в Своей Церкви. Именно Им едина Церковь. Поэтому, Павел говорит в
послании
Ефесянам:
“... умоляю вас поступать достойно звания,
в которое вы призваны, со
всяким смиренномудрием, снисходя друг ко другу любовью, стараясь
сохранять
единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы призваны к
одной
надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог
и Отец
всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас”
.
2. Тело Христово
Осознание церкви, как Тела Христова стало для меня новым шагом
в изучении
экклесиологии в патристике первых веков христианства. На основании
Священного
Писания отцы ранней Церкви написали много книг на эту тему. С одной
стороны,
они находили в Библии очень яркий образ Церкви, как Невесты Христа. Это
образ
брачных отношений, образ семьи, образ любви, как в Книге Песнь Песней.
С другой
стороны - Тело Христово - образ глубокий и таинственный. Это Тело -
едино во
Христе. В этом Теле - особое значение приобретает христианское общение
верующих. Жизнь этого его - в Крови Иисуса Христа. Господь дает жизнь,
поддерживает и сохраняет Свой народ. В этом Теле мы собраны, прежде
всего, не
вокруг наших человеческих достоинств или недостатков, но именно вокруг
Его
Слова и вокруг Таинства – в евхаристическом общении.
Говоря о Церкви, как о Теле Христа, мы с одной стороны
подчеркиваем единство
верующих, где каждый друг другу близок, как часть тела, как единый
организм, а
с другой стороны - мы видим Церковь собранную у Алтаря, вокруг
Причастия. Этих
людей собрал Господь, чтобы соделать их причастными Телу Его и Крови
Его. Таким
образом, для нас, в образе Тела Христова открывается глубокая истина и
о
евхаристическом собрании, и об общении людей и о Таинстве Причастия.
“Христос живет в нас не только духовно, но
и телесно - через переданное
нам в Таинстве Тело и Кровь Христа” . Слово и
Таинство - это важнейшие
понятия в определении церкви. Чистая проповедь Евангелия и совершение
Таинств,
в соответствии с Божественным установлением - вот что определяет
Церковь,
которая есть Тело Христово. Христос обновляет Свою Церковь, являясь ее
Главой.
Он правит этой Церковью в Духе Святом.
“Посему и я, услышав о вашей вере во Христа
Иисуса и о любви ко всем
святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах
моих,
чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам духа
премудрости и
откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы
познали, в
чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия
Его для
святых, и как безмерно величие могущества Его в вас, верующих по
державной силе
Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и
посадив
одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы,
и
господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в
будущем, и
все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
которая
есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.” Что
же нас делает живыми
членами этого Тела Христова? Среди страданий этого мира и человеческих
заблуждений, вопреки неверию многих, Господь собирает Свою Церковь, и
Сам
делает нас уже здесь и теперь причастниками вечных
благословений,
вечного утешения, вечной жизни и Святого Духа, и праведности, которая
исходит
от Бога - и сегодня, и вплоть до грядущего Пришествия Его.
Он Сам причащает нас Телу Его. Он предстоит
перед нами в лице
священника. Его голос мы слышим в церковной проповеди. Его Кровь и
Плоть мы
вкушаем в Таинстве Евхаристии. Он Сам творит нас живыми
членами Его Тела.
3. Собрание верующих
Церковь - это собрание святых и истинно верующих...
Артикул VII Аугсбургского Вероисповедания фактически является
первым
официальным догматическим определением церкви и ее единства, идущим
дальше, чем
Никейский Символ Веры. Древние споры о Церкви часто не касались
догматической
стороны экклесиологии. Много говорилось о структурах и об авторитетах.
При
этом, хотя и не было Соборных определений, отцы Церкви все же
неоднократно
говорили о верных признаках, определяющих христианскую общину. Во время
же
Реформации этот вопрос был одним из важнейших, учитывая противостояние
католической иерархии с одной стороны и радикального учения о Церкви
– с
другой. Именно в такой обстановке формируются определения Аугсбургского
Вероисповедания и появляются особые учения со стороны оппонентов. Таким
образом, после никейской экклесиологии первое официальное определение о
Церкви
дано лютеранами, после этого последовал ответ римо-католиков и ответ
реформатов. Так что, теперь многие из существующих различных
догматических
определений о Церкви берут начало от времён Реформации, с 16-го века.
Аугсбургское определение Церкви, безусловно шире, чем
“собрании верующих” .
Оно говорит и о верной проповеди Евангелия и о совершении Таинств - как
о
признаках Церкви. В этой части моей работы я бы хотел внимательнее
взглянуть на
Церковь, именно как на собрание, потому что это видимая
сторона.
Современные формы церковности, внешне уже мало похожи на эти
евхаристические
собрания и мало отличаются от любых других социальных, общественных
встреч.
Мне довелось это пережить изнутри. Семь лет я был в такой
“современной”
церкви. Что было в той общине и чего не было? Было ли это собранием верующих?
Да, безусловно, это искренне верующие люди, читающие Библию и
поддерживающие
друг друга, как в вопросах веры, так и вообще, в делах окружающей
жизни.
Вы знаете, во время учебы в Семинарии мне пришлось многое
переосмыслить в
моем понимании церкви. Зачем я ходил в Церковь раньше? Честно говоря,
для того,
чтобы услышать проповедь, полезную для жизни и чтобы поговорить с
людьми,
которые уже стали как родные, подобно одной христианской семье. А
теперь, в
американской обстановке совершенно иначе осуществляется моя
церковность. Ввиду
недостаточного знания английского языка - проповеди во многом остаются
не
понятыми и далёкими. В общение с людьми – трудно. Другая
культура, другой язык.
Что говорить, я тут чужой человек. Что же осталось? Святое
Причастие. Более
глубоко и ярко теперь я вижу значимость Таинства Евхаристии. Яснее
становится и
смысл слов “собрание верующих” . Не
имея практически ни чего общего в
повседневной жизни, здесь - у Алтаря - мы все вместе, мы собраны
Господом,
чтобы быть с Ним, чтобы быть Причастным Его Телу. Здесь рушатся все
преграды,
все человеческие разделения и распри. Здесь нет тех, кто ближе или
дальше, но
все мы - нищие духом, пришедшие обрести прощение и жизнь. Он Сам
объединяет
нас. Он Сам сохраняет это единство и дает нам благодать с избытком.
“Церковь, по существу, является собранием
святых и истинно верующих...”
В конце этой цитаты стоит многоточие, потому что эти слова -
лишь фрагмент
из определения Аугсбургского Вероисповедания о Церкви. Артикул VII
далее
поясняет - каково же место тех людей в церкви, которые не являются
верующими,
но внешне неотличимо прибывают вместе со всей христианской общиной. В
своей
догматике лютеранские вероисповедания не разделяют Церковь на видимую и
не
видимую, подобно кальвинистскому учению “о двух
церквях” . С другой стороны, и
не отождествляет внешнюю церковную организацию с той Церковью в которую
мы
верим.
Что всё это значит? Дело в том, что мы не видим
единую святую
христианскую Церковь, но мы верим в нее. Подобно
тому, как в Евхаристии,
мы не видим физически Тело и Кровь Христа, но мы
верим, что сие
есть истинная Кровь и истинное Тело. Таким образом, с
верой в единую
святую Церковь мы ожидаем конца истории, когда будет все явно и
открыто. Ныне
же, только Господь знает сердца людей в церковном собрании и ведает о
чем они
помышляют и какие цели преследуют. В Его руках - и суд и спасение. Для
нас же
есть внешние признаки Церкви, открытые в Писании, сохраненные Христом
неизменно, действительные на протяжении веков, до наших дней.
В Апологии мы читаем, с одной
стороны и о церковной организации
и о внешних обрядах и о различных институтах управления, но с другой
стороны –
евхаристическая община единство в христианской
вере, исполненное
Святым Духом.
Где эта Церковь? Где Слово Божие проповедуется чисто, и
Таинства совершаются
в соответствии с Евангелием - это несомненно есть Церковь и христиане.
3. Евхаристическая община
Природа самой Церкви - евхаристична.
Евхаристический характер церкви открывается не только во
внешнем действии,
но и внутренне, по существу. Одно из наиболее ёмких и глубоких
определений
поместной церкви - это евхаристическая община. Это
община, собранная
вокруг Слова и Таинства. Это община, живущая литургической жизнью.
Как во времена апостольские, так и в последующие века - и на
Востоке и на
Западе, жизнь христианина была связана с церковным служением, вливалась
в
процесс Богослужения, концентрировалась в Евхаристии. Святое Причастие
в
сознании христиан с самого начала было центром всей богослужебной
жизни. Все
священнодействия Литургии и различные обряды сосредотачивались именно
вокруг
Евхаристии, которая и предназначена быть сакраментальным насущным
хлебом для
всех верующих.
Мы находим не мало подтверждений этому и в ранней церкви.
Дионисий называет
Евхаристию “таинством таинств” . Семеон
Солунский учит, что “завершение
всякого священнодействия и печать всякого божественного таинства есть
священное
причащение” . Евхаристию, Святое Причастие, как
основное церковное
священнодействие выделяет и св. Григорий Палама и многие другие.
Природа самой Церкви - евхаристична. Церковь
есть Тело Христово.
Именно в Евхаристии нам предлагается Тело и Кровь Христа. В
Божественной
Литургии мы причастны этому Телу Христа, мы становимся живой частью
Церкви,
начиная в Крещении, а потом, продолжая нашу христианскую жизнь в
Причастии.
В Божественной Литургии Сам Бог обращается к нам со Словом
Примирения. Он
прощает наши грехи, возрождает нас к новой жизни, утешает, укрепляет
нас в
вере. Без этого Слова Примирения, без Крещения и Причастия, без
Божественного
Служения нет ни какой церковности, ни христианской жизни вообще.
Также как невозможно ограничить понимание церкви определением
“собрание
верующих” , так и понятие “Литургия”
нельзя сводить лишь к порядку религиозных
обрядов, к исторически сложившейся традиции и чинопоследованию. Форма и
литургический чин может отличаться в зависимости от времени и места, но
сущность Богослужения остается прежней: Господь Иисус Христос - дарует
нам
прощение и обновляет жизнь; мы - верующие в Него, с благодарностью
слушаем
Слово Его и вкушаем Его Тело и Кровь. Это - благодать Божьего Слова и
наше
благодарение в ответ. “И вы - Тело
Христово” . Это значит, что верующие
уже теперь живут благодаря Крови Христовой жизнью во Христе. Это -
жизнь в Нем,
в Его Слове и в Его Таинствах, в Его Церкви и в Его Литургии.
Божественное Служение обнимает всю жизнь христианина,
воспринимает всю его
скорбь и радость, освещает его творчество, его дела и стремления.
Наша Литургия не должна и не может быть сведена лишь к
пассивному
потребительскому отношению или только к энтузиазму нашего человеческого
делания.
Что это значит? Прежде всего, Литургия - это Слово Благовестия
и Таинство.
Господь говорит. Его Слово рождает в нас
веру и совершает наше
освещение. Он дает нам дары, а мы с верой благодарим Его, через Иисуса
Христа
силою Святого Духа. Литургическая жизнь не ограничивается только
присутствием и
соблюдением богослужебного порядка, но мы молитвенно живём
все
происходящее, слушаем и отвечаем, принимаем прощение и благодарим.
Таким
образом, Литургия - это диалог, в котором Бог говорит, а мы слушаем и
отвечаем.
Он - дарует благодать и прощение, а мы принимаем и благодарим Его.
Слова о Церкви и слова о Литургии - удивительно схожи. В
Литургии находит
свое выражение и христианская теология и христианская доксология.
Яркое описание такой литургической жизни мы находим в Деяниях
Апостолов.
Жизнь апостольской церкви вращалась вокруг: учения, общения,
преломления
хлеба и молитвы. Что это? Четыре отдельные части или что-то
иное?
Попробуем взглянуть на эти слова как бы сквозь призму литургического
богословия:
“они постоянно пребывали в учении
Апостолов” - о чем это учение? – о
Иисусе Христе – “общение”
- что это значит? - это богослужение,
литургия - в чем же выражается это
“общение” ? – “в
преломлении хлеба и
в молитвах” .
Преломление хлеба - это Евхаристия, а молитвы,
это возможное
указание на часть литургии, по существу - это вся молитвенная жизнь
апостольской общины, в соответствии с тем образцом, который установлен
Христом
в молитве “Отче наш” .
Изучая внимательнее Деяния 2: 42 мы можем лучше понять - чем
жила апостольская
Церковь, что для нее было важно и значимо.
О чем же учили Апостолы, о чем они рассказывали? Прежде всего,
о Личности
Христа Распятого и Воскресшего. Это учение готовило, предваряло участие
в “общении”
, т.е. в Божественной Литургии: Слово готовит к
Таинству. Что же
такое “евхаристическая община” ? - Это община,
собранная Христом вокруг Его
Слова и Таинства. Читая лютеранские конфессиональные определения, важно
обратить внимание на пассивную форму глаголов: верно проповедуемое
Слово, и правильно совершаемые Таинства.
Кто может верно проповедовать Евангелие?
Кто может правильно
совершать Таинства? Об этом говорит Артикул XIV Аугсбургского
Вероисповедания.
Публично учить в Церкви и совершать Таинства может только тот, кто
призван на
это должным образом, т.е. так, как это установлено в Церкви.
Из этого следует, что говоря о евхаристической общине и о
Церкви вообще, мы
всегда имеем ввиду и священнослужителей, которые готовят и проводят
Литургию.
Именно из их рук, как из рук Самого Христа мы принимаем Чашу Причастия.
Через
их проповедь и через все Богослужение - Господь говорит к нам.
Благословение
священника - мы воспринимаем, как благословение Самого Христа.
Именно поэтому древние христиане уделяли такое особое внимание
епископу,
т.е. предстоятелю в церкви, предстоятелю в Божественном Служении.
Известна знаменитая формула Киприана Карфагенского: “Церковь
в епископе,
и епископ в Церкви” . Так и Игнатий Антиохский
говорит - где епископ,
там и Церковь...
За многовековую историю, христианская Церковь обрела
богатейшее наследие - и
в богословии и в литургических традициях. Вместе с тем, таким
студентам-семинаристам, как я, в этом многообразии - становится все
труднее и
труднее разобраться в богословских определениях и терминах. Одни
богословские
понятия дошли до наших дней неизменно, а другие - отчасти обрели новое
значение.
Например, как называть церковнослужителя? Пастор, пресвитер,
старейшина,
епископ, предстоятель, священник, диакон? Как различить верно в работах
разных
авторов – что имеется ввиду, под определением служения
епископа или диакона?
В рамках этой работы невозможно сделать даже краткий анализ
этого круга
проблем. Однако, очевидно, что как и в апостольской церкви и в ранние
века
христианства, так и до сегодняшних дней - в евхаристическом собрании -
Христа
представляет священнослужитель, предстоятель общины.
Но что мы имеем ввиду, когда говорим, что священнослужитель
должен быть
поставлен на служение должным образом? Этот вопрос актуален также и в
контексте
спора о количестве Таинств и в вопросе “кто может совершать
Таинства?” . Строго
говоря, в соответствии с лютеранским вероучением - Таинства в узком
смысле -
это только Крещение и Причастие. Однако, в широком смысле, в
соответствии с
Апологией, рукоположение, т.е. ординацию мы можем назвать таинством, в
силу
того, что в этом церковном обряде осуществляется служение Слова. А там,
где
Слово - там говорит Сам Господь.
“... слово Мое, которое исходит из уст
Моих, - оно не возвращается ко Мне
тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я
послал
Его” .
5. Служение и служения
“Он признал меня верным, определив на
служение”
Итак, мы говорим о евхаристической общине, в которой
проповедуется Слово и
совершаются Таинства, служителями, призванными к этому должным образом.
В контексте утверждений предыдущей главы, закономерно
возникает вопрос: кто
служит в церкви? И более широко: что такое христианское
служение?
В этой теме вновь переплетаются вопросы и литургического
характера, и о
жизни в христианской общине, и о личном благочестии, и о миссионерском
призвании.
Интересно, как в одной современной энциклопедии приводятся три
основных типа
понимания служения в христианстве. Католическое учение о служении,
прежде всего
говорит об иерархиях в церкви и об институтах ее управления.
Реформатские
теории учат о различных служениях, имея ввиду, прежде всего,
христианскую этику
вообще и проявление разного вида личного благочестия в христианской
общине. И
только Лютеранство говорит о служении догматически, подчеркивая, что по
сути -
это одно служение - Служение Христа. Церковное
служение, по существу -
это Служение Христа, Который и сегодня несёт Евангелие в мир, Который
даёт Себя
верующим, Который Духом Святым утешает нас, научает, воспитывает и
сохраняет
нас в истинной вере. Это совершает Он Сам.
Термин “служение” используется
в богословии и в узком и в широком
смысле.
В широком смысле это слово означает любое
провозглашение Евангелия или
преподавание средств благодати, так, как это может быть
осуществлено
любым верующим христианином. Христианское служение, в узком смысле,
предполагает существование поместных церквей, ибо оно осуществляется
там, где
существует община и предстоятель.
“Шмалькальденские артикулы” так
раскрывают библейское учение по этому
вопросу: Когда Апостол Павел основал христианские общины на острове
Крит, он
велел Титу в каждом городе рукополагать пресвитеров, которых
он также
называет епископами. Опять же, после того как Павел
и Варнава основали
поместные церкви в Малой Азии, они рукоположили там “пресвитеров
к каждой церкви...”
. Рукоположенным пресвитерам было заповедано заботиться о
Церкви Божией, внимать
“себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас
блюстителями, пасти
Церковь” , “бодрствовать” ,
“подавать пример..” и т.д. Эти
пресвитеры,
предстоятели церквей должны были служить в своих общинах как верные
священнослужители, призванные Самим Господом.
Следовательно, у нас есть все основания говорить, что
церковное служение
пресвитера осуществляется по Божьему установлению, по Божьей заповеди.
“Достойно начальствующим пресвитерам должно
оказывать сугубую честь,
особенно тем, которые трудятся в слове и учении” . (1 Тимофею
5: 17)
Рассуждая о церковном служении, по существу, мы говорим о
Служении Слова.
Именно поэтому Апология, цитируя Августина, утверждает, что Таинство
-
это “видимое слово” , обозначающее и
дарующее тоже самое что и само Слово.
Таким образом, действие обоих едино.
“Апология” также
говорит: “Служение Слова совершается по заповеди
Божьей и содержит в себе славные обетования” . Герхард
пишет: “Служение
Церкви является священным публичным служением, осуществляемым по Божию
установлению” . Гуттер говорит о служении так: “Служение
Церкви было
установлено... Самим Богом” .
Христианское служение названо “публичным”
не по месту, где оно совершается,
но скорее, ввиду того, что оно осуществляется открыто, от имени Церкви,
от
Имени Христа. А там, где Церковь, там, по воле Божией, должны быть и
официально
поставлены, призваны на служение пресвитеры, которые от имени Церкви
проповедуют Евангелие, отправляют Таинства, и осуществляют Служение
Ключей.
Так, постепенно, раскрывается более объемное и подробное определение
христианской церкви, в котором уже есть и евхаристический характер
общины, и
особая роль служителей, предстоятелей в евхаристическом собрании.
Итак, служение одно - это Служение Слова,
которое мы слышим и которое
мы видим в Таинстве. Это Служение Христа для Церкви, в Церкви и через
Церковь.
Важно сказать также несколько слов и о лютеранском понимании священства.
Действительно, слова о всеобщем священстве: “Но
вы - род избранный,
царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы
возвещать
совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” - относятся
к
каждому верующему. Но, все ли Апостолы? Все ли учителя? Все ли пророки?
Все ли
епископы и пресвитеры? Нет. Один Бог, производящий все во всех, но
служения
различны...
Не разделяя Служение Слова, мы видим различия
в служениях. У
каждого из нас есть свое призвание в жизни, свой индивидуальный путь. У
каждого
есть и свое положение в Церкви, в Теле Христовом, в живой христианской
общине.
При всём этом многообразии - мы едины во Христе. Это не только
абстрактное
единство в идеях и в общих целях, но и конкретное сакраментальное со-причастие
Телу Христа. Это единство - и в Таинствах и во всем церковном
священнослужении.
Кто же служит в Церкви? Предстоятель? Христос? Община? - Это единое
служение.
Кто является совершителем Таинств? Может ли епископ или
пресвитер совершать
священнодействия без народа Божьего? Может ли христианская община быть
без
предстоятеля? Нет, и не было, и не может быть церкви без священника и
священника без церкви. Есть одна “Церковь Божия во
Христе” , как единое целое.
Невозможно разделить на части тело Христово.
“Да будут все едино: как Ты, Отче во Мне, и
Я в Тебе, так и они да будут
в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня” .
Отвечая на поставленный выше вопрос, кто является совершителем
священнодействия в Церкви, важно не смешивать и не отождествлять
служение
предстоятеля и общины. Хотя это служение и нераздельно, но все-таки
различно,
согласно Писанию. На евхаристическом собрании, как мы видим, каждый
верный
народа Божьего стоит перед Богом в своем священническом достоинстве.
Таинства и
священнодействия совершаются Церковью и в Церкви, т.е. это тоже
Служение
Христа, в котором открывается и Его сакраментальное действие и наше
причастие к
этому Служению, наше благодарение и жертва.
Воспринимая догматически христианское Служение, как единое
действие,
как единое Со-бытие во Христе, становятся на должное место учения о
иерархиях и
о наших различных призваниях. Становятся на должное место все
внутрицерковные
структуры и функции и все признаки внешней церковной деятельности в
мире.
“Для сего преклоняю колени мои перед Отцем
Господа нашего Иисуса Христа,
от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст
вам, по
богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем
человеке,
верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и
утвержденные в
любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и
глубина и
высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам
исполниться всею полнотою Божею. А Тому, Кто действующею в нас силою
может
сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,
Тому
слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века.
Аминь.” (Ефесянам
3: 14-20)
6. Миссия
Служение Церкви - это Служение Слова, это Служение
Христа.
Однажды, в воскресной проповеди я услышал историю о том, как в
одной церкви
был крест с изображением распятия Христа, но... у Христа не было рук.
На вопрос
об этом странном изображении, священник ответил, что это распятие было
найдено
после войны в руинах разрушенной церкви. Сначала хотели
отреставрировать его,
но позже решили оставить так. Священник сказал, что в современном мире
мы, как
призванная Господом Церковь, являемся руками Христа. Мы
– Его руки. Поэтому
такое распятие, пострадавшее во время войны, теперь напоминает общине о
христианском миссионерском призвании - идти в мир, осуществлять
Христово
служение Благовестия, служение Примирения.
Так, мы подошли к заключительной части определения церкви. Мы
говорили о
церкви, как о евхаристическом собрании верующих, как о Теле Христа, как
о
единстве предстоятеля и общины, как о церкви Слова и Таинства. Теперь
же,
продолжая тему Служение - важно сказать о христианской миссии.
Христианская миссия начинается в Богослужении. Мы приходим в
Церковь для
Причастия Телу Христа, для исцеления нашей жизни, для возрастания в
познании и
в учении, но для себя ли только мы обретаем эту благодать Евангелия?
Нет. Наше
призвание - идти к людям, совершать Служение Слова во спасение мира.
В богословском понимании “субъект”
Богослужения - Сам Бог, а всякий
приходящий становится “объектом” Божественной
милости. При этом происходит не
только утоление личной духовной жажды, не только удовлетворение личной
“религиозной нужды” . Господь посылает нас в мир.
Мы получаем призвание нести
Благую Весть дальше - в свою семью, к своим соседям и друзьям, по всей
Земле.
Это и называется - “литургия после
литургии” .
Таким образом, богослужение не уводит человека на время от
мира, но посылает
в мир с Евангелием и миссией. Богослужение - это проповедь Христа
Распятого и
Воскресшего, это свидетельство о Царстве Божием, о Благой Вести, о
спасении и о
новой жизни. В таком понимании, оно само уже является присутствием и
откровением Христа, откровением Спасения.
Христианская миссия - это служение Церкви в мире, это служение
Христа,
Который, как и две тысячи лет назад идет в города, в дома к людям,
приходит в
жизнь общества и в жизнь каждого человека и приносит Евангелие, несет
прощение
грехов и Жизнь Вечную.
Слово Божие растет и распространяется - в
Книге Деяний Апостолов
трижды упоминается эта фраза. Так характеризуется миссия апостольской
церкви.
Так мы говорим и о миссии современной церкви, потому что, по существу -
как во
времена Апостолов, так и сегодня - это Деяния Христа,
это Служение Его
Слова.
“И церкви утверждались верою и ежедневно
увеличивались числом” (Деяния.
16: 5)
Заключение
Исследуя вопросы евхаристической экклесиологии мы посмотрели
на Церковь и
богословски, с догматической стороны, - и с практической, так сказать -
“снизу”
. Мы видим, что евхаристическая община
- это и собрание верующих
и Тело Христово, здесь и общение святых и миссионерское призвание, и
единство
Служения и различение служений. Мы видим в церкви и паству,
т.е.
верующих, собранных во Имя Христа, - и пастыря, в
лице предстоятеля
евхаристического собрания.
Хотя и не полагается в заключении начинать новую тему,
все-таки, я хотел бы
сказать о эсхатологической перспективе христианской
общины.
Евхаристия - это Небо на земле, но при
этом, Евхаристия - это и вознесение
к Престолу благодати, к Небесному Алтарю. Здесь соединяется
действие
божественной благодати и человеческий отклик, молитвенный, жертвенный
ответ.
Церковь - это осуществление эсхатологии
здесь и теперь. Хотя и
отчасти, но уже в этой жизни в Церкви нам доступны вечные дары
благодати и
спасения.
Богочеловечество Христа не было лишь историческим событием,
свершившимся две
тысячи лет назад, но Он - в Евхаристии, в Своей
Церкви - остался с нами во
все дни до скончания века. В этом наша жизнь в настоящем, в
этом наша
надежда - в будущее. В этом - наша вера, как осуществление
ожидаемого и уверенность
в невидимом.
Так, в Церкви Христовой, совершается наше спасение...
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 648 чел.