Введение:
Буддизм - одна из трех мировых религий
Основная часть:
Появление Буддизма
Основные положения и постулаты
Отношение к земной жизни
Махаяна и Хинаяна - основные ветви Буддизма
Ламаизм
Заключение:
Буддизм в современном мире
Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых
распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют
преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако
сфера
влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его
последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем
количестве.
Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии
и Туве.
Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так
называемым
мировым религиям, которые в отличии от национальных религий (Иудаизм,
Индуизм и
т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий -
результат
длительного развития политических, экономических и культурных контактов
между различными
странами и народами. Космополитический характер Буддизма, Христианства
и Ислама
позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться
по
земному шару. Мировым религиям в большей или меньшей степени
свойственна вера в
единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы
соединяет в
одном образе все те качества и свойства, которые были присущи
многочисленным
богам политеизма.
Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной
исторической среде,
в условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим
обстоятельством объясняются многие их характерные особенности. К ним мы
и
обратимся в данном реферате, где будет подробно рассмотрен Буддизм, его
происхождение и философия.
Буддизм возник в VI в. до н.э. в Индии, где в то время шел
процесс
формирования рабовладельческих государств. Отправной точкой буддизма
является
легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой легенде
Гаутама
на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял
поиски
путей избавления человечества от страданий. После семилетнего
отшельничества он
достигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь. и он
становиться
Буддой (“пробужденный” , “достигшим
прозрения” ) , проповедуя свой учения на
протяжении сорока лет. Центром учения становиться четыре истины.
Согласно им,
существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир
есть
сансара - круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого
круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из
“колеса” сансары, путем достижения
нирваны(“угасание” ) , состояния
отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного
от
желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник, победивший
желания.
Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке
(“тройной
корзине” ) - своде произведений, основанных на откровениях
Будды. В нем в
частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и
ее
спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение.
Можно
насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и
неканонических
сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия,
расположенные
друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и
одухотворенности.
Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.
В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это
низшая область
бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная
материальная
сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более
возвышенные стадии.
Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере
созерцания -
рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а
воображение,
но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.
И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от формы и
от телесного
материального начала.
В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое
отрицание единства
личности. Каждая личность представлена, как скопление
“изменчивых” форм.
Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов:
телесности,
ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение
учения о
спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа
распадается,
по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды) , но чтобы в новом
рождение
оказалась воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды
соединились
тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение
круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный
покой -
это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском
представлении, - индивидуальное сознание, которое несет в себе весь
духовный
мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и
стремящиеся к
успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без
подавления
желаний, что достигается по средствам контроля над взглядами, речью,
поведением, над образом жизни, над усилие, внимание, и полная
сосредоточенность
и решимостью.
Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих
перерождениях, что лишь
приблизительно можно охарактеризовать словом
“судьба” , а буквально означает
закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид
перерождения и
называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек
имеет
определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что
делает
возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное
состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей
в
страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно
встать
на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая) , что означает
отказ
от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и
запретов
(253 запрета) , пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ
от
убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение
супружеской
верности.
Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к
области
индивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного
поведения, как
бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью
сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее
распространение в таких направлениях буддизма, как
“чань” и “дзен” . Многие
исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место
и это
делает его в большей степени этическим, философским учением, а не
религией.
Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный
характер, что
делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и
верованиям,
способным к трансформации. Так последователи Будды образовали
многочисленные
монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.
В I в. н.э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна
(“малая повозка” ) и
Махаяна (“большая повозка” ) . Это разделение было
вызвано прежде всего
различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях
Индии.
Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком,
нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через
уход от
мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только
для
отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную
проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и
государственную жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче
приспосабливалась к
распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений,
Будда
постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы,
совершаются культовые действия.
Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том,
что Хинаяна
полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно
отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав -
индивидов, уже
способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели
из-за того,
чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив
тем самым
требование ухода от мир призывом к воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой обрядности Ее главным
элементом
является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с
рождением,
просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым
сооружениям, где
хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание
бодистав,
тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода
заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный
ритуал.
В VI - VII вв. н.э. начался упадок Буддизма в Индии,
обусловленный упадком
рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII -
XIII вв.
он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения,
переместившись в
другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий.
Одной из
таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии,
явился
Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название
происходит от
тибетского слова лама (высший, небесных) - монах в ламаизм. Для
ламаизма
характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых
богов, к
которым причисляются главным образом высшие ламы. Ламаизму присуще
массовое
распространение монашества, при этом существенно упростился процесс
общения с
Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой,
чтобы
его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан. Если в
классическом
Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он
появляется в лице
Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений
Будды.
Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме
занял
рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали,
то после
страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в
раю. Для
характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение
верование в
существование неведомого идеального государства (Шамбалы) , которому
предстоит
сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.
В многие годы своего существования Буддизм распространился в
азиатском
регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на
общественную и
политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью
принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние Буддизма,
сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже
монахом
является каждый двадцатый мужчина. Буддийский монастыри выступают в
качестве
крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и
искусства.
В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве
Ламаизма.
Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.
Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным
Духовным
Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель
управления носит
сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре) ,
расположенным невдалеке от г. Улан-Удэ.
Литература:
1. Кочетов А. И. Буддизм. М., Политиздат, 1970.
2. Научный атеизм М., Политиздат, 1973.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 592 чел.