В Японии исторически укрепились и доныне продолжают
господствовать две
религии: шинтоизм и буддизм. Первая из них – чисто
национальная, вторая –
занесена в Японию, как и в Китай, извне.
Древнейшая религия
Древнейшая религия японцев – до объединения страны в
первые века н.э. –
отражала патриархальный родоплеменной строй, где выделялось
воинственная
племенная знать и зарождалось патриархальное рабство. Эта религия
состояла,
видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов и
богов-покровителей –
ками. Слово “ками” буквально означает наверху,
верхний, начальник. Неясно, были
ли это первоначально духи умерших, предков или духи земли, стихий;
возможно,
что в образах ками сливались оба эти представления. Места почитания их
были
отмечены каменными оградами или простыми постройками. Изображения ками
японцы
не делали, но в святилищах хранили фетиши – эмблемы божеств.
Шинтоизм и буддизм
Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела
определенного
названия, стала, в противовес буддизму, называться ками-но-мити,
дословно –
“путь ками” , то есть “путь местных
богов” , или по-китайски, шин-то; последнее
слово вошло и в европейские языки.
Шинтоизм подвергся сильному влиянию буддизма. Шинтоистские
жрецы постепенно
организовались в замкнутую наследственную касту. В подражание
буддистским
храмам начали строиться и шинтоистские храмы, хотя и более простые;
шинтоисты
стали делать изображения богов. Буддисты ввели обряд трупосожжения; в
древности
умерших в Японии зарывали в землю. Обе религии начали постепенно
сближаться.
Внутри буддистских храмов отводили уголки для шинтоистских богов
– ками; иногда
этих ками даже просто отожествляли с буддистскими божествами. С другой
стороны,
и шинтоистский пантеон пополнялся буддистскими божествами.
С конца XII в. военно-феодальная аристократия захватила всю
власть в стране
в свои руки, оставив императорам только религиозные функции. Микадо
по-прежнему
считался священной фигурой, потомком богини Аматерасу, но утратил
всякую
реальную власть, был отстранен от всех светских дел. Страна несколько
веков
была в состоянии феодальной анархии. Аристократические кланы воевали
между
собой. Некоторые из крупных феодалов пытались заручиться поддержкой
появившихся
с XVI в. католических миссионеров и с этой целью обращали своих
подданных в
христианство. Нередко и сами крестьяне, разоренные войной и доведенные
до
отчаяния, добровольно крестились. Но уже с конца XVI в. крупные
феодалы,
объединившие Японию, начали преследовать христианство, изгонять
миссионеров.
Они стремились опереться на старые японские традиции, отрешиться
китайско-корейских влияний. Отсюда возникло, особенно с XVIII в.,
движение за
возврат к старой шинтоистской религии.
“Переворот Мейдзи” 1867-1868 гг.,
восстановивший светскую власть микадо и
покончивший с засильем старой феодальной знати, привел к полному
официальному
признанию шинтоизма. Это было вполне естественно, так как именно
шинтоизм
проповедует божественность императорской власти. Микадо попытался даже
совершенно запретить буддизм и объявить шинтоизм единственной религией
Японии.
Но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился среди
народных масс.
Тогда было решено более резко разделить обе религии: из шинтоистских
храмов
были удалены буддистские изображения и принадлежности. Но и
размежевание
религий не удалось: слишком уж крепко они срослись. В 1889 г. Японии
была
объявлена свобода вероисповедания.
С этого времени чистый шинтоизм получил значение придворного
императорского
культа: официальные праздники, обряды – шинтоистские. В быту
же народа обе
религии переплетаются: например, рождение детей сопровождается
шинтоистскими
обрядами, ребенка поручают покровителю шинтоистских божеств;
погребальный же
культ целиком в руках буддистских бонз.
Сущность шинтоизма
В отличии от буддизма с его сложной и тонченной
религиозно-философской
догматикой, шинтоизм до сих пор сохранил черты глубоко архаического
культа.
Шинтоизм тоже не един: он делится прежде всего на официальный
храмовый
шинтоизм и сектантский шинтоизм. Храмовый шинтоизм был до конца второй
мировой
войны государственной религией Японии. Главный стержень его –
догмат о
божественности императорской власти. Император – потомок
богини Аматерасу.
Каждый японец обязан абсолютно повиноваться его священной воле. Дворец
императора – святилище. Гробницы умерших императоров также
делаются
святилищами. Важнейшие государственные и религиозные праздники были
связаны с
днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарного
Дзимму-тенно.
Шинтоистские секты очень многочисленны – их
насчитывают многие десятки.
Большинство из них недавнего происхождения, появившиеся не раньше XIX
в. По
своему вероучению они сильно различаются между собой. В одних ясно
видны
пережитки примитивных культов. Таковы, например,
“горные” секты – дзикко-кё,
фусо-кё, митаке-кё: кё значит сообщество, секта, с их подчеркнутым
культом
горных вершин как местопребывания богов. В других заметно влияние
буддизма,
конфуцианства.
Крупную роль в шинтоизме играет семейно-родовой культ предков,
напоминающий
конфуцианский в Китае. Считается, что каждый умерший превращается в
ками, и
глава семьи, глава рода совершает ежедневные моления им и приносит
жертвы. В
каждом доме имеется семейный алтарь – ками-дана – с
небольшим шкафчиком для
табличек умерших.
Объектом публичного культа служат многочисленные духи и
божества, местные и
общенародные. Этих божеств и духов великое множество: в текстах
говориться о 8
миллионах ками: число “8” – святое у
японцев) . Наиболее чтимые из них:
Аматерасу (богиня солнца) , Суса-но-во (бог бури) , Инари
(“рисовый человек” ,
покровитель земледелия) . Видное место в шинтоистском пантеоне занимают
знаменитые императоры и другие выдающиеся лица древности. Почитанием
пользуются
также священные места, особенно горы; среди них на первом месте
– Фудзияма.
Сохранились следы древнего культа животных, особенно лисицы, обезьяны,
черепахи, змеи, оленя. Есть и пережитки фаллического культа.
Шинтоистский культ очень прост: он сводится к произнесению
молитвенных
формул – норито – и принесению жертв (рис, овощи,
рыба и т.д.) . Но в нем есть
и черты шаманизма: обряды, при которых жрец доводит верующих до
состояния
исступления, чтобы они могли общаться с божеством. Важную роль в
шинтоистском
обряде играет обрядовая чистота: ничто нечистое не должно касаться
священного
места; соприкоснувшийся же с нечистотой человек должен подвергнуться
очистительному обряду. Дважды в год, 30 июня и 31 декабря, устраиваются
всенародные очистительные церемонии. Нечистым же в шинтоизме считается
особенно
кровь и все связанное со смертью.
Религия в современной Японии
Поражение Японии во второй мировой войне и крушение
милитаристско-шовинистических планов пошатнуло устои официальной
религии.
Оккупационные американские власти издали в 1945 г.
“директиву” об отделении
шинтоистской религии от государства. 1 января 1946 г. микадо
обнародовал
“рескрипт” , осудивший прежнюю государственную
доктрину о божественности
императора и о превосходстве японского народа над всеми другими
народами.
Особыми правительственными распоряжениями отменялись все публичные
церемонии
микадо и религиозное воспитание в школах. В неприкосновенности был
оставлен
лишь придворный культ.
В современной жизни Японии религиозность проявляется главным
образом в
соблюдении традиционных обрядов, особенно домашних. Публичные
религиозные
церемонии привлекают многих, но отчасти лишь как развлечение и
интересное
зрелище.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 626 чел.