Название: Человек в конфликте.
Время: 2 (два) часа.
Цели: Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее
влияние в ходе
конфликта, отработать навыки использования воображения для реализации
своего
эмоционального состояния. Понять характер собственных эмоциональных
проблем в
конфликтах.
Упражнение 1.
Название: Работа с ассоциативным рядом "конфликт".
Порядок работы: Участники рассаживаются в круг и получают
инструкцию
ведущего: " В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это
слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте,
знаем,
как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как конфликт
отражается
на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем
ассоциируется
слово "конфликт". Какой образ подсказывает ваше воображение? "
После первого ряда произвольных ассоциаций можно произвести следующее:
- если
конфликт - это мебель, то какая?..
- если конфликт - это посуда, то какая?..
- если это одежда...
Рефлексия.
В ходе обсуждения ведущий задает вопрос: "Для чего мы делали
это
упражнение? " Важно заметить, что ассоциации были выражением
определенного
эмоционального состояния, вызванного словом "конфликт". Для того,
чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного
конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и
степень
влияния на поведение.
Упражнение 2.
Название: Эмоциональная тропинка.
Подберите символические рисунки, с помощью которых можно
отразить свое
эмоциональное состояние в различные моменты развития конфликта.
Нарисуйте в
тетради самоанализа свою "тропинку" и свои символы для каждого из
значимых этапов пути в конфликте. Можно дополнить их краткими фразами.
Пункт А - "все хорошо! "
Пункт В - "все снова хорошо! "
Упражнение 3.
Название: Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы по три человека и выбирают
"скульптора". Он строит скульптурную группу "конфликт" и
занимает свое место в ней.
Рефлексия.
Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле
у
"скульптур" чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации
появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь
эмоциональной и
физической напряженности.
Упражнение 4.
Название: Отработка стрессов и незаконченных действий на фоне
измененного
состояния сознания.
Ведущий предлагает поработать с конфликтом в особом состоянии.
Ведущий
объясняет смысл упражнения примерно так: "... Эмоциональное напряжение,
возникающее в конфликте, тесно связано с мышечным напряжением.
Представьте себе
лицо человека, который чувствует себя в конфликте с кем-либо. Его скулы
сведены
и напряжены, зубы стиснуты. Между бровями пролегли вертикальные
складки. Как мы
можем ожидать от него гибкого поведения, если он закован в жесткий
каркас
напряженных мышц? Человек - существо целостное. Эмоциональное
напряжение
вызывает напряжение мышечное и наоборот. Поэтому мы попробуем через
расслабление мышц достичь снижения эмоциональной напряженности в
конфликте. Для
этого нужно сесть поудобнее... " Далее ведущий приводит ряд формул для
релаксации. Когда группа погружается в расслабленное, комфортное
состояние,
ведущий говорит следующий текст: " Представьте перед вашим внутренним
взором расшитый узорами тяжелый театральный занавес. Он медленно
раздвигается.
Вы знаете, что это пьеса о вашей жизни. На сцене вы видите знакомых
людей в
конфликтной ситуации. Вы смотрите эту пьесу из зрительного зала, а
среди людей
на сцене узнаете себя. Вы слышите голоса... О чем говорят эти люди? Вы
разглядываете их одежду. Она вам не нравится, и вы решаете переодеть
всех в
костюмы другой эпохи. Это пьеса вашей жизни, и вы - ее режиссер, вы -
ее
главный герой. Вы переносите эту сцену на экран телевизора. Попробуйте
представить ее в черно - белом изображении... Теперь - в цветном
изображении.
Попробуйте выключить звук. Теперь участники вашей пьесы жестикулируют в
полном
безмолвии. Через некоторое время вы включаете звук, чтобы услышать
слова
главного героя - себя. Вы включаете звук и слышите эти слова. О чем вы
говорите?
Представьте экран в виде шахматной доски. Над ней поднимаются
объемные
фигурки. Вы видите на этой шахматной доске участников вашего конфликта
и себя.
Где ваше место на этой доске? Представьте, как вы переставляете фигурки
с одной
клетки на другую или выстраиваете их в один ряд.
Сейчас вы убираете их с доски и укладываете в коробочку.
Коробка
закрывается, вы набрасываете на нее крючочек и бережно ставите на
место. Ваше
поле внутреннего зрения начинает задвигаться тяжелым театральным
занавесом. Вы
вспоминаете, что все происходило на телевизионном экране, и
поворачиваете
выключатель. Экран тускнеет. Некоторое время на нем остается светящаяся
точка.
Затем исчезает и она".
После приведенного выше текста дается ряд формул выхода из
аутогенного
погружения и проводится обсуждение упражнения.
Рефлексия.
Учащиеся делятся своим впечатлениями. Ведущий спрашивает о
том, что мешало
выполнению упражнения. Особое внимание уделяется тому, как изменилось
эмоциональное состояние после упражнения, как изменилось отношение к
конфликту,
человеку - стрессору, какие из приемов, предложенных ведущим, повлияли
на это
отношение.
В заключении ведущий советует использовать показанные приемы
саморегуляции
психофизического состояния самостоятельно.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 576 чел.