Предпосылки начала НТР
Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в
16-18 веках,
когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли
потребовали
теоретического и экспериментального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца
18 века, в
связи с развитием машинного производства, что было обусловлено
изобретением Д.
Уаттом. парового двигателя. Наука и техника начали взаимно
стимулировать друг
друга, активно влияя на все стороны жизни общества, радикально
преобразуя не
только материальную, но и духовную жизнь людей.
Двадцатый век человечество встретило с новыми видами
транспорта: самолетами,
автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми паровозами;
трамвай
и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной глубинки. Метро,
электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых стран. Но в то
же
время в колониях сохранялась ужасающая нищета и отсталость, да впрочем,
в
метрополиях все было далеко не так благополучно. В связи с развитием
техники и
транспорта мир познал что такое безработица и кризис перепроизводства,
засилье
только что появившихся монополий. К тому же, ряд государств (к примеру
Германия) не успели к разделу колоний, и начало крупномасштабных войн
было лишь
вопросом времени. Научно-технический прогресс встает на службу
военно-промышленному комплексу. Создаются все более разрушительные виды
вооружений, которые сначала были опробованы в локальных конфликтах
(таких как
русско-японская война) , а затем применены во время Первой Мировой
Войны.
Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном
сознании.
Всеобщий оптимизм начала XX века под влиянием ужасов войны,
понижения уровня
жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и голода
сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств,
падение
значения духовных ценностей - все это было свойственно не только
Германии,
проигравшей войну, но и странам-победительницам.
Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после
войны и
революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.
Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия.
Неправильная
экономическая политика приводит многие страны мира сначала к биржевому,
а затем
к банковскому краху. По глубине и продолжительности этот кризис не имел
себе
равных: в США за 4 года производство сократилось на треть, а каждый
четвертый
стал безработным. Все это привело к очередному всплеску пессимизма и
разочарования. Демократическая волна уступила место тоталитаризму и
росту
государственного вмешательства. Фашистские режимы, установившиеся в
Германии и
Италии, увеличив число военных заказов, избавили свои страны от
безработицы,
чем завоевали огромную популярность в народе. Униженная Германия
увидела в
Гитлере лидера, способного поднять страну с колен. Окрепший Советский
Союз
также начал активную милитаризацию и был готов ликвидировать
унизительные
последствия Брестского мира. Таким образом, очередной глобальный
конфликт был
неизбежен.
Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории
человечества.
В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75
миллионов человек,
то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия еще
долго будут
влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не парадоксально,
именно с
первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первой атомной
бомбы,
сброшенной на Хиросиму, именно с изобретения разрушительного оружия
началась
новая прогрессивная эра в развитии человечества.
Научно-техническая революция и ее значение
Ускорение экономического роста
Научно-техническая революция - это качественно новый этап
научно-технического прогресса. НТР привела к коренному преобразованию
производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор
развития
производства. Начавшись в середине двадцатого века под влиянием
крупнейших
научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с
техникой и
производством (к примеру значительное продвижение в изучении структуры
и
свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной
атомной
электростанции в г. Обнинске) , она оказала значительное влияние на все
стороны
жизни общества. Главные направления НТР: комплексная автоматизация
производства,
контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ (сегодня уже
никого не
удивишь компьютером, а между тем лет 30 назад они привлекали всеобщее
внимание)
; открытие и применение новых видов энергии (начиная от строительства
атомных,
геотермальных и приливных электростанций и кончая новейшими
разработками в
области использования энергии ветра, солнца и магнитного поля Земли) ;
создание
и применение новых видов конструкционных материалов (взглянув вокруг мы
можем
увидеть, что различные пластики активно вытесняют металл и древесину)
Резко
возросли требования к уровню образования, квалификации и
организованности
работников. Об этом свидетельствуют следующие факты: численность ученых
в мире
удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году достигнет 10 миллионов
человек ; в
настоящее время в вузах обучается 70 миллионов студентов.
Информационный
динамизм сегодняшнего мира привел к регулярному устареванию знаний, что
породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное
образование. Также тенденцией в области образования становится его
гуманизация.
Это во многом вызвано заменой человека машиной в монотонном процессе
промышленного производства и его переориентировкой на более творческие
виды
деятельности.
В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в
1945-1970
годах объясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростом
трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического
роста
(см. табл. на стр №3) . Во многом именно благодаря этому фактору на
западе
смогли построить так называемое государство благоденствия, когда при
сохранении
демократических прав и свобод и рыночной экономики гражданам
гарантируется
определенный уровень социального обеспечения и благосостояния. Во
многих
капиталистических странах мира это привело к росту роли государства,
которое по
мнению, сформировавшемуся в обществе после войны должно взять заботу о
своих
нуждающихся гражданах на себя
среднегодовые темпы роста ВНП, % |
|||||
США |
Германия |
Япония |
Англия |
Франция |
|
1900-1950 |
3,5 |
1,9 |
4,4 |
1,4 |
2,1 |
1950-1970 |
3,9 |
6,7 |
9,6 |
2,8 |
5,3 |
Крупномасштабные компании борьбы с бедностью, строительство
дешевого жилья,
пособия по безработице тяжелым бременем ложились на госбюджет, но
именно
благодаря им заметно повысилось качество жизни рядовых граждан. НТР
привела
развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового
потребления
также стали спутником современного человека Это создало дополнительные
удобства, но привело к дополнительной нагрузке на окружающую среду(к
примеру,
одноразовые пластиковые бутылки, которые просто не могут разложиться в
природных условиях, оставаясь надолго лежать на многочисленных свалках)
К числу
отрицательных последствий НТР следует отнести существовавшую до распада
СССР
гонку вооружений: ведь именно благодаря НТР появилось смертоносное
оружие,
способное уничтожить все живое на Земле Однако следует признать, что
бомбы
сбрасывают политики и военные, а не ученые, и не их вина, что великие
открытия
используют в военных целях. К счастью, теперь вероятность атомной войны
самая
низкая за последние пять десятилетий.
Несмотря на все положительное, что было создано благодаря НТР,
она породила
новые и усугубила ряд старых глобальных социально-экономических
проблем. С
начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор не решило
большинство из
них. В чем заключаются эти проблемы, в чем состоит их сложность и
каковы
наиболее вероятные пути их решения, я попытаюсь объяснить далее Итак:
Проблема
первая: Демографический взрыв.
В 40-х и 50-х годах шло активное изобретение новых
лекарственных препаратов
(к примеру в их числе класс препаратов-антибиотиков) , что было успехом
целого
спектра наук, начиная от биологии и кончая химией. Примерно в то же
время были
предложены новые способы промышленного производства вакцин и лекарств,
что сделало
многие лекарства дешевыми и доступными. Благодаря этим успехам НТР в
области
медицины отступили такие страшные болезни как столбняк, полиомиелит и
сибирская
язва, значительно сократилась заболеваемость туберкулезом и проказой.
После второй мировой войны во многих странах Азии и Африки
молодые
независимые государства начали внедрять медицинское обслуживание
Массовые
дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к
резкому росту
средней продолжительности жизни и сокращению смертности Но в Европе
смертность
сокращалась постепенно на протяжении XIX века. Рождаемость приходила в
соответствие смертности, и это не привело к очень сильному
демографическому
буму. К тому же, население Европы составляло меньшую часть в
народонаселении
мира, и рост числа ее жителей отразился на общей численности населения
не очень
сильно.
Другое дело демографический взрыв, начавшийся в середине ХХ
века. Резкое
сокращение смертности и сохранение рождаемости на прежнем уровне в
странах
третьего мира (а это, ни много ни мало, почти четыре пятых жителей
современного
мира) привело к небывалому за всю историю человечества росту
народонаселения
(см. таблицу)
Динамика роста населения по категориям стран, млн. чел. |
|||||||
1900 |
1950 |
1975 |
2000(прогноз) |
||||
Весь мир |
1656 |
2513 |
4033 |
6200 |
|||
Развитые страны |
506 |
751 |
985 |
1152 |
|||
страны Азии |
950 |
1379 |
2318 |
3611 |
|||
Лат. Америка |
64 |
164 |
323 |
608 |
|||
Африка |
130 |
219 |
406 |
828 |
Сейчас человек потребляет более половины биологических
ресурсов Земли.
Очевидно, что рост не может быть бесконечным в конечном пространстве.
Если
темпы роста населения сейчас хоть медленно, но снижаются, то абсолютный
прирост
населения растет: в 1988 году прирост составил 86 млн. человек, а уже в
1991
90млн. В наше время переживает второе рождение мальтусианство, которое
рисует
мрачные картины грядущего истощения ресурсов и экологической катастрофы
(Вот
пример, подтверждающий выводы мальтусианцев: сбор зерновых в мире,
выросший с
1950 по 1984 годы в 2.6 раза и достигший максимального значения на душу
населения (346 кг) , с тех пор почти не растет, составляя 1,6-1,7 млрд.
т. А в
расчете на душу населения он упал на 9%) Поскольку решать проблему
обеспечения
населения путем дальнейшего роста потребления ресурсов просто
самоубийственно
(этот путь ведет к экологической катастрофе) , то очевидно, чтобы
избавить мир
от нищеты, необходимо стабилизировать уровень народонаселения на
каком-нибудь
определенном уровне.
Так как естественная стабилизация населения наступит нескоро,
по моему
мнению, рано или поздно придется создать, к примеру на базе ООН или
другой
международной организации, некий комитет по контролю рождаемости. Тем
более,
что эффективную политику снижения рождаемости можно получить, изучив
пример
Китая. Я считаю, что развивающиеся страны не стали бы препятствовать
деятельности
этого комитета (им не выгоден рост нищеты в собственных странах) , а
развитые
страны, желая оградить себя от волны иммигрантов из бедных стран 3-его
мира,
профинансировали бы его. Правда, здесь могут сыграть соображения
религиозного и
политического характера, так что очень важно повышение уровня
образования в
развивающихся странах.
Существенной особенностью современной демографической картины
мира является
то, что 90% прироста населения приходится на страны 3-его мира, и, как
следствие, это тормозит рост уровня жизни в этих странах Но не надо
думать, что
все беды человечества происходят из-за быстро растущего населения
развивающихся
стран и, как следствие, роста давления на экосистему Земли. Если
средний
американец потребляет в 40 раз больше ресурсов Земли, чем средний
сомалиец, и в
75 раз больше мяса, чем индиец, кошка в Англии потребляет в 2 раза
больше
белков, нежели африканец, то виновниками возможных экологических и
социальных
катастроф будут прежде всего развитые страны (загрязняющие окружающую
среду и
непомогающие бедным странам) и отсталость стран 3-его мира. Именно
нищета и
отсталость порождают во многом демографический рост.
Проблема вторая: Нищета и отсталость.
Их причины, влияние на демографический рост и пути решения.
Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами
цивилизации, как
видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, многие из нас наивно полагают,
что
большинство населения мира, за исключением небольшого числа людей,
регулярно
пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мира совершенно
иная, ибо
более половины человечества живет в нищете и бедности, а два миллиарда
человек
имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в день. От голода умирает
ежегодно
40 млн. человек, а это население такой страны, как Испания. В США на
стрижку
газонов тратится сумма, равная ВНП Танзании - страны с 23 миллионами
жителей!
Разрыв между богатыми и бедными странами составляет 10 - 20 раз. Вот
некоторые
данные характеризующие диспропорции развития стран:
Показатели социально-экономич. Развития в конце 80-х
годов |
||||||
страна |
ВНП на душу населения, дол |
продолжит. жизни, лет |
дет. смертность на 1000 рожд. |
Грамотность взрослых, % |
Потребление калорий на 1 чел. |
кг нефти на 1чел. |
США |
17480 |
75 |
11 |
99 |
3682 |
7193 |
Бразилия |
1810 |
67 |
60 |
78 |
2675 |
830 |
Индия |
290 |
57 |
94 |
43 |
2126 |
208 |
Эфиопия |
120 |
51 |
116 |
5 |
1704 |
21 |
Так в чем же причины нищеты и отсталости третьих стран?
Во многом отсталость развивающихся стран обусловлена историческими
факторами . Колониальное прошлое наложило глубокий отпечаток
на страны
третьего мира. Монокультурная направленность сельского хозяйства (к
примеру
выращивание сахарного тростника на Кубе, какао-бобов в Гане) ,
отсутствие
промышленности национальных кадров и недостаточное развитие
инфраструктуры -
эти факторы до сих пор играют свою отрицательную роль в развитии бывших
колоний. К тому же, весьма заметное влияние внешнего фактора
в лице США
и СССР, а также проведение политики неоколониализма, очень часто
замедляло
темпы развития или приводило к кровопролитным конфликтам
(Корея, Вьетнам)
. Во всех развивающихся странах (кроме стран Латинской Америки) сыграла
свою
роль и цивилизационная несовместимость, когда
общемировые, европейские
по своему происхождению, ценности противоречили местным патриархальным
устоям.
Из числа внутренних причин нищеты и отсталости следует прежде
всего выделить
перенаселенность. Прямая связь между нищетой и
демографическим взрывом
видна в глобальном масштабе. Африка - континент, находящийся в самом
тяжелом
эколого-экономическом положении - имеет самые высокие темпы роста
населения, и,
в отличие от других континентов, они там пока не снижаются. При
среднегодовых
темпах роста населения 3% производство продовольствия там растет лишь
на 2% в
год. Если учесть, что в большинстве стран не так давно закончились
социалистические эксперименты, вызвавшие спад промышленного
производства, и,
как следствие, каждый третий в африканском городе безработный, то
становится
понятна глубина кризиса охватившего континент.
Нам, живущим в стране, в которой вследствие кризиса население
сокращается на
1 млн. человек ежегодно, непонятно, как нищета может вызвать рост
населения. Но
дело в том, что Россия и Африка относятся к разным цивилизационным
системам и
уровню социально-экономического развития, и одни и те же предпосылки
могут
привести к прямо противоположным результатам. В Африке нищета не
уменьшает, а
усиливает стимулы иметь большее число детей. Дети - важная часть
семейной
рабочей силы. Они с малолетства собирают хворост, пасут скот, нянчат
младших
детей, делают множество другой домашней работы. Как это на первый
взгляд ни
странно, детям в условиях тяжелой безработицы проще найти работу, чем
взрослым,
так как их труд оплачивается гораздо дешевле. При отсутствии какого
либо
социального обеспечения со стороны государства, дети- это единственная
опора
родителей в старости. Так замыкается порочный круг: нищета - быстрый
рост
населения - деградация основных систем жизнеобеспечения.
На момент обретения независимости отсталые страны не имели
технического и
научного потенциала, грамотность была уделом, в лучшем случае, одной
трети
населения. Не сильно изменилась ситуация, и сейчас неграмотность
- одна
из проблем стран 3-его мира. Развивающиеся страны с 75% мирового
населения выделяют
на образование и науку лишь 4% от мировых затрат на эти цели. В эпоху
НТР,
когда наука превратилась в ведущий фактор развития производства, низкий
уровень
образования, отсутствие инженеров, врачей, учителей в развивающихся
странах
сильно тормозит развитие промышленности и сельского хозяйства, медицины
и
культуры.
Также одной из причин отсталости является тот факт, что
большинство
развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными.
Для
сравнения: в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения,
а в США
- 3%. Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования,
связанные
с применением удобрений, различной спецтехники и новейших достижений
селекции и
генетики, а в отсталых странах сохраняется мотыжное земледелие, то США
являются
крупнейшим в мире производителем и экспортером сельскохозяйственной
продукции,
а, к примеру, страны Африки могут обеспечить лишь 80% своих
потребностей в
продовольствии. Но НТР не обошла стороной и ряд стран третьего мира:
благодаря
комплексу мер по мелиорации, механизации и внедрению новых видов с/х
культур,
получившему название “зеленая революция” , в таких
странах как Индия, Китай и
Таиланд отступила угроза голода.
Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены
на сырье в долгосрочной
перспективе растут медленнее, чем цены на продукцию высоких технологий,
в
результате чего страдают в первую очередь развивающиеся страны.
Впрочем, бывают
и исключения: предпринятое организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
в 1973 и
в 1979 годах повышение цен на нефть привело к резкому росту доходов
этих стран.
Однако более всего от “нефтяного кризиса”
пострадали не развитые страны, а
другие страны 3-его мира, поскольку сокращение спроса на сырье больнее
всего
ударило именно по ним. Это привело к тому, что внешний долг этих стран
начал
расти. Огромная внешняя задолженность - одна из
причин отсталости, так
как, выплачивая огромные проценты по займам (к примеру на выплаты по
внешнему
долгу Гондураса уходит 60% гос. бюджета этой страны) , развивающиеся
страны не
могут
Некоторые страны с крупным внешним долгом (конец 80-х
годов) |
||
страна |
Размер внешнего долга |
отношение внеш. Долга к ВНП, % |
Бразилия |
111 |
32 |
Мексика |
102 |
63 |
Чили |
21 |
101 |
Филиппины |
28 |
66 |
направить значительные средства на развитие медицины и
образования,
вынуждены повышать налоги, что замедляет экономический рост. Это
подтверждает
статистика: если в среднем в конце 80-х в развивающихся странах темпы
экономического роста составили 3,9% то в странах с большой
задолженностью этот
показатель составил лишь 1,1%.
Все эти проблемы (неграмотность, аграрность стран 3 - его
мира, проблема
внешней задолженности) , по моему мнению, развивающимся странам можно
решить
лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм дискриминации
стран 3-его
мира (например, они обладают лишь одной третью голосов в различных
международных экономических организациях) . Да, конечно, новые
индустриальные
страны смогли преодолеть отсталость без благотворительности развитых
стран, но
чего бы стоили эти “азиатские драконы” без
многомиллиардных иностранных
инвестиций. Но к примеру большинство стран Африки просто не в состоянии
в
ближайшее время создать условия для инвесторов, такие как политическая
и
социальная стабильность, дешевая, но образованная рабочая сила, низкие
налоги и
свобода рыночной экономики. То есть, без значительной помощи развитых
стран не
обойтись. В настоящее время страны Запада тратят на помощь около 2%
ВНП, но,
учитывая, что в США на видеоигры тратится 10 млрд долларов, что равно
всему
размеру американской помощи бедным странам, то это не намного меняет
ситуацию.
И если в богатых странах откажутся от откровенных излишеств, то можно
будет
сломить цепь препятствий к построению мира без экономических и
социальных
диспропорций между странами.
Проблема третья: Война и Мир.
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой
эпохи в истории
человечества. Благодаря новейшим достижениям науки в изучении природы
атомного
ядра было убито 200 тысяч человек, 40% зданий превращено в пепел, а 92%
процента территории города изуродовано до неузнаваемости.
С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы
раз. Этого
достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Но, к счастью,
после
бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия
не
применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и
СССР, а
также по причине распада последнегo, угроза ядерной войны снизилась до
самой
низшей отметки за последние 50 лет. Но я думаю, что над человечеством
еще
нависнет эта угроза, учитывая, что число стран обладательниц атомного
оружия
увеличится, ведь его, при желании, уже в состоянии получить Иран,
Пакистан,
Израиль и Индия. Из них наибольшую угрозу представляют Иран и Пакистан,
как
страны с фанатиками-исламистами у власти. Выход же я опять вижу во
всеобщей
интеграции стран и контроле, к примеру ООН, за всеми разработками в
этой
области.
Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие,
но и
усовершенствованные “классические” виды вооружений.
После второй мировой войны
резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них - в
развивающихся
странах, что привело не только к массовым человеческим жертвам, но и к
усугублению проблем отсталости. Но сейчас, по-моему, после прекращения
гонки
вооружений и все более возрастающего понимания роли мирового сообщества
в
урегулировании локальных конфликтов, следует путем введения в район
нестабильности “голубых касок” пресекать набирающие
обороты сепаратизм и
межнациональные столкновения.
Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более
утверждаются
демократические ценности, то в долгосрочной перспективе военные
перевороты и
гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут
политические методы
борьбы. Но все это возможно лишь при повышении уровня политической
культуры, а
это опять упирается в проблему отсталости.
Проблема четвертая: Рукотворные катастрофы.
Плата за сложность.
26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. В
спокойные
ночные часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора,
защищавшие
все живое от губительного излучения, были моментально разрушены. На
свободу
вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивные элементы, которые
невозможно
обезвредить никакими способами. Переносимые ветром и дождями, они
покрыли территорию
площадью более 100 тысяч кв. километров с населением не менее 800 тысяч
человек!
Так кто виноват в случившейся трагедии? Кто виноват в смерти
30 человек,
погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем? Кто виноват, что
стронций
находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира?
Виноваты были люди. Физики, инженеры, создавшие далеко не
совершенный
реактор, операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из
минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею.
Говоря
конкретнее, виноваты были все мы.
На протяжении всей своей истории человек сталкивался с
природными
катастрофами - цунами, смерчами, землетрясениями, чумой. Но 26 апреля
1986 года
стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз сильнее
любого
природного катаклизма. Мы уже привыкли к постоянным взрывам метана в
шахтах,
падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую человек может
стать
даже причиной наводнения (закованный в бетон Рейн, не справляясь с
ледоходом,
регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные районы Европы) или
землетрясения (из-за образования подземных пустот в результате добычи
нефти в
Калифорнии активизировалась подвижность земной коры) . Человек - царь
природы.
Это “мудрое” изречение привело к осушению Арала и
наступлению пустынь. В
1950-2000 годах человечество потеряет 1/5 плодородного слоя земли.
Наступление
пустыни привело к появлению миллионов экологических беженцев, а всего
от этого
процесса пострадал 1 миллиард человек.
Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом
управлении природой. В
Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами. В 1984 году во
Франции
компьютер, установленный на плотине водохранилища в долине реки Тари,
самовольно дал команду открыть шлюзы. Водохранилище сбросило 2,5 млн
кубометров
воды, причинив немалый урон жителям долины.
В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла
катастрофа, которая
по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории
промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в
воздух
было выброшено вреднейшее химвещество, вызывающее удушье и потерю
зрения.
Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек.
Причиной этих катастроф явилась созданная человеком
искусственная среда
обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться.
Казалось бы,
это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании АТ&Т
в 1990 году,
когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал
“занято” , показал,
что машины могут “сойти с ума” сразу во всем мире.
Избавившись от угрозы быть
съеденным тигром, человек, попав в столь же чуждую ему городскую среду,
может
попасть под колеса автомобилей. В России на автодорогах гибнет в 4 раза
больше
человек, чем погибло за все годы войны в Афганистане! По подсчетам
специалистов
в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех
стихийных бедствиях вместе взятых.
Что же дальше?
Так что же ожидает человечество далее: решение проблем НТР или
их
усугубление? Здесь нельзя дать однозначного ответа. Но можно с полной
уверенностью утверждать, что будет продолжаться демографический взрыв,
благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах. По
прогнозам специалистов население стабилизируется только к середине ХХI
века на
уровне 10 - 12 млрд человек. Вопрос состоит в том, выдержит ли Земля
такое
число обитателей без сползания к необратимой экологической катастрофе.
Я считаю, что, чем быстрее человечество внедрит современный
уровень жизни
среди большинства жителей стран 3 - его мира, тем быстрее они перейдут
от
традиционного режима воспроизводства (высокая смертность - высокая
рождаемость)
к современному (низкая смертность - низкая рождаемость) . А пока на
переходный
период следует, во избежание необратимых последствий перенаселенности,
ввести адинистративно-репрессивный
контроль за рождаемостью (по китайскому образцу) .
Следует также отметить, что выравнивания диспропорций в
развитии различных
стран мира не следует ожидать в ближайшем будущем. Причиной этого
является то,
что отсталость -это как бы пересечение всех глобальных проблем НТР, и
разрубить
гордиев узел этих проблем пока не удается: темпы развития развитых
стран
превосходят темпы развития развивающихся стран, и пропасть между этими
странами
увеличивается.
По моему мнению, также следует ожидать некоторого спада числа
межгосударственных конфликтов, но роста сепаратизма и конфликтов,
связанных с
ним. Это во многом связано с ростом национального самосознания народов.
Однако
интеграционные процессы (подобные происходящему в Европе) также будут
укрепляться. Эти два взаимообратных процесса приведут к тому, что
вскоре мир
будет состоять из небольшого числа конфедераций (наподобие ЕЭС) ,
состоящих из
стран объединенных в таможенный, экономический, политический союз с
единой
валютой, но автономных в вопросах культуры, религии и внутренней
политики.
В промышленности будет развиваться дальнейшая автоматизация,
но все более, в
связи с истощением ресурсов, будут использоваться ресурсосберегающие и
экологически чистые технологии. Компьютерные сети, все более внедряясь
в жизнь
людей, приведут к созданию информационного общества, когда ИНТЕРНЕТ
заменит
библиотеки и даже частично живое общение (как это сделал не так давно
телефон)
.
В общем, я представляю себе будущее, не лишенное проблем, но
все же представляющее
более высокую ступень развития, чем сейчас. Но это при условии, что мир
не
придет к экологической или социальной катастрофе. Именно возможность
таких
катастроф, а также глобальность многих процессов - вот отличительные
признаки
эпохи НТР, и то, что человек пытается контролировать эти процессы,
глобально
означает, что мы сейчас находимся на пути от традиционных
взаимоотношений
природы и общества их противопоставления (Человек - царь природы) к
ноосфере -
взаимоотношениям на основе разума и целостности всего мира.
Литература:
1) География. Серия “Энциклопедия для
детей” под редакцией С. Исмайловой
Москва. Аванта+. 1994
2) Биология. Серия “Энциклопедия для
детей” под редакцией С. Исмайловой.
Москва. Аванта+. 1994
3) Экономикс. Р. Макконнел, Л. Брю. 11-е издание. Москва.
Издательство
“Республика” . 1995
4) Д. Долан. Макроэкономика. Санкт-Петербург. Литера плюс. 1996
5) Страны мира. Справочник под редакцией Р. Иванова. Москва.
Политиздат.
1989
6) Человек и Общество. Современный мир. Учебник для 11 класса.
Под редакцией
В. И. Купцова. Москва. Просвещение. 1994
7) Материалы газеты “Известия” за
октябрь-декабрь 1997
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 683 чел.