Содержание:
Тема 1. Социология как наука
Тема 2. Из истории социологии
Тема 3. Социология труда
Тема 4. Социология молодежи и образования
Тема 5. Этносоциология
Тема 6. Социология общественного мнения
Тема 7. Эмпирические социологические исследования
Тема 1. Социология как наука
Занятие 1. Предмет социологии
1. Определение понятия социологии как науки. Социология и
обществознание.
2. Социология и социологическое знание. Уровни
социологического знания.
3. Законы, категории, функции и методы социологии.
Социология (от лат. общество и греч. -слово, понятие, учение)
наука о
закономерностях становления, функционирования и развития общества,
социальных
отношений и социальных общностей. В настоящее время социология
трактуется как
одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология -
наука
об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их
формирования и их
деятельности.
Большинство социологов различают три уровня социологического
знания:
общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические
теории,
электрические социологические исследования.
Социальные законы - необходимые, существенные, устойчивые,
повторяющиеся
отношения между социальными явлениями и процессами.
Социологические категории - наиболее общие понятия социологии,
обращающие
объективную социальную реальность в обобщенном виде, в ее появлении,
развитии и
функционировании. Метод в социологии (от греч. - путь к чему-либо) -
способ
построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов,
процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной
реальности. Функция (от лат. - исполнение, совершение) - роль, которую
выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как
целого,
в осуществлении интересов социальных групп. В своих ответах приведите
примеры
социальных законов, категорий, методов и функций.
Темы рефератов и докладов.
Исторические предпосылки возникновения социологии.
Социологические взгляды Огюста Конта.
Э. Дюркгейм О правилах социологического метода (По книге "О
раз делении
общественного труда. Метод социологии". -М.: 1990)
Учение М. Вебера об идеальных типах.
П. Сорокин О предмете социологии (Охарактеризуйте социологию
как науку на
основе реферирования соответствующего раздела работы П. Сорокина
"Структурная социология" (по книге: П. А. Сорокин Человек.
Цивилизация. Общество-М.: Политиздат, 1992. -С. 156-175) .
Что изучает современная социология.
Социология в системе обществознания.
Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и
руководителя.
Литература.
1. Гуров Ю. С. Основы социологии. Конспект лекций. -
Чебоксары: Изд-во
Чувашского госуниверситета, 1996, -С. 5-20.
В список в основном включена только та литература, которая
имеется в г.
Чебоксары.
2. Зооровский Г. Е. и др. Введение в социологию.
-Екатеринбург: Изд-во Урал.
ун-та, 1992. -С. 9-70.
· Кравченко А. И. Введение в
социологию. -М.:
Новая школа, 1995. - С. 5-15.
4. Краткий словарь основных социологических понятий.
\\Социология.
Практикум-М.: Социально-политический журнал, 1993. - С. 133-139.
5. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. -М.:
Изд-во Мос.
ун-та менеджемента и коммерции, 1995. -С. 5-21.
6. Основы социологии. Курс лекций. В 2-х ч. -М.: Знание, 1994.
Ч. 1. -С.
5-20.
7. Радугин А. А. и др. Социология. Курс лекций. -М.: Владос,
1995. -С. 4-12.
8. Смелзер Н. Социология. -М.: Феникс, 1994-С. 14-39.
9. Социология. -М.: Знание, 1995. -С. 4-25.
10. Социология. Наука об обществе. -Харьков: ХГУ, 1996. -С.
9-28.
11. Социология - студенту в вопросах и ответах. -М.: Изд-во
Москов. уе-та,
1992. -С. 7-22.
12. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии -М.:
Знание, 1996.
13 Тощенко Ж. Т. Социология: общий курс. М.: Прометей, 1994.
-С. 8-40.
14. Фролов С. С. Социология. Изд-во 2-е. М.: Логос, 1996. -С.
19-41 15.
Энциклопедический социологический словарь. -М.: ИСПИ.
Дополнительная литература.
1. Краткая философская энциклопедия. -М.: Прогресс, 1994.
2. Политологический словарь. - М.: Высшая школа. 1995.
3. Политология. Энциклопедический словарь. -М.: Изд-во, 1993.
Занятие 2. Социология общества и личности
Социальные институты
1. Общество как система. Социальная структура. Социологическая
характеристика современного российского общества.
2. Сущность социальных институтов. Человек как субъект и
объект общественных
отношений.
Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений
между людьми,
складывающихся в процессах их совместной деятельности. Социальная
система
(система от греч. -составленное из частей, соединение) - определенное
целостное
образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и
связи.
Сфера (от греч. - шар) - область, пределы распространения чего-либо;
общественное окружение, среда. Кроме социальной сферы, какие сферы
жизнедеятельности
общества Вы знаете?
Социальная структура (от лат. - строение) - совокупность
взаимосвязанных
социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.
Социальная связь - понятие, обозначающее любые социокультурные
обязательства индивидов
(групп индивидов) по отношению друг к другу. Приведите примеры
социальных
связей в студенческой группе.
Студенческая группа относится к малым группам.
Малая группа - такая социальная группа, между всеми членами
которой имеются
непосредственные контакты. Бывают и большие социальные группы (классы,
слои,
сословия, нации, народности и т.д.) Между социальными группами
устанавливаются
социальные отношения - отношения между группами людей, занимающими
разное
положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни,
различающимися менталитетом, уровнем и источниками доходов, структурой
потребления.
Кроме общества и его составных частей, социология изучает
также социальные
институты. Социальный институт (институт от лат. - установление,
учреждение) -
исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной
деятельности
людей. Перечислите социальные институты.
Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает и
человека как
субъекта и объекта общественных отношений. В каком аспекте философия,
психология и другие науки исследуют человека?
Темы рефератов и докладов
Современные проблемы развития общества и личности.
Общество и место личности специалиста и руководителя в нем.
Смысл жизни в зеркале социологии.
Социология и общество: пути и цели использования
социологических знаний.
Место и роль социальных институтов в жизни общества.
Современная Россия: переходное общество.
Социальный кризис в современной России и пути его разрешения.
Социальные конфликты в современной России.
Литература
1. Гуров Ю. С. Основы социологии -С. 21-33.
2. Зборовский Г. Е. и др. Введение в социологию. -С.
120-148,178-198.
3. Кравченко А. И. Введение в социологию -С. 16-31,56-139.
4. ЛавриенкоВ. Н. идр. Основы социологических знаний - С.
99-113,158-167,188-196.
5. Радугин А. А. и др. Социология. -С. 41-50,61-129.
6. Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1-С. 65-134;Ч. 2-С. 47-93.
7. Смелзер Н. Социология - С. 70-167,273-303.
8. Социология -М.: Знание, 1995. -С. 141-199,226-263.
9. Социология: Наука об обществе. -С. 198-489.
10. Социология - студенту в вопросах и ответах. -С.
33-37,42-46,53-55.
11. Тощенко Ж. Т. Социология. -С. 107-134,227-240.
12. Фролов С. С. Социология -С. 129-344.
13. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
14. Энциклопедический социологический словарь.
Тема 2. Из истории социологии
1. Этапы развития социальной мысли:
а) Становление статистики (Политическая арифметика В. Петти.
Университетская
статистика А. Конринга и социальная статистика А. Кетле) .
б) Становление социологии: Социология Маркса. Социология О.
Конта, Г.
Спенсера и Э. Дюркгейма.
2. Современная социология:
а) Позитивистская социология. Социология
структурно-функционального анализа.
б) Фрейдистская социология. "Понимающая социология".
в) Русская классическая социология
Тематика рефератов и докладов
О. Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития отдельного
индивида.
Органическая социология Г. Спенсера
Субъективна социология П. Л. Лаврова
Социологические взгляды П. А. Кропоткина
Теория социокультурной динамики П. Сорокина
Марксизм и современная социологическая мысль
Психоаналитическая ориентация социальных идей З. Фрейда.
Литература
1. Антология русской классической социологии. Тексты. -М.:
Изд-во Москов.
ун-та, 1995.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.:
"Прогресс-Универс", 1993.
3. Вебер М. Избранные произведения. -М.: Политиздат, 1990.
4. Дюркгейм Э. Оразделении общественного труда. Метод
социологии. -М.:
Наука, 1990.
5. Зборовский Г. Е. и др. Введение в социологию. -С. 71-119.
6. Конт О.//Мир философии. В 2-х ч. -М.: Политиздат, 1991. ч.
1. -С.
57-64;ч. 2. -С. 153.
7. Кравченко А. И. Социология: справочное пособие. М.:
Московский лицей,
1996. -С. 203-208,316-327.
8. Лавриенко В. Н. и др. Основы социологических знаний. -С.
22-98.
9. Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1-С. 33-64.
10. Петти В. У. Трактат о налогах и сборах.// Антология
экономической
классики. В 2-х т. -М.: Экономключ, 1993. Т. 1. -С. 5-78.
11. Петти У./В/. Экономические и статистические работы. -М.,
1940
12. Плашко Б. Г. и др. История статистики. -М.: Финансы и
статистика, 1990.
-С. 7-39.
13. Радугин А. А. и др. Социология. -С. 13-40.
14. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.:
Политиздат, 1992.
15. Социология. -М.: Знание, 1995. С. 25-140.
16. Социология - студенту в вопросах и ответах. -С. 23-32.
17. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
18. Фрейд З. "Я" и "Оно". В 2-х кн. - Тбилиси: Мерани,
1991.
19. Фролов С. С. Социология. -С. 9-18.
20. Энциклопедический словарь.
Тема 3. Социология труда
1. Становление социологии труда. К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.
Зиммель, Э. Мейо,
Мак-Грегор о труде.
2. Труд и типы отношений в процессе труда.
3. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых
организаций,
трудовых конфликтов и безработицы.
Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созидающая
всю
совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения его
потребностей.
Социология труда изучает трудовые отношения и социальные процессы в
труде.
Социология учебы в себя включает отношения обучающихся между собой и
изменения,
происходящие между ними в ходе учебы. С точки зрения марксизма
существовали
(существуют) следующие типы отношений в процессе труда: первобытный,
рабовладельческий, феодальный, капиталистический.
Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений Вы
знаете?
Трудовое поведение - внешнее проявление отношения к труду.
Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к
труду.
Проведем письменный анкетный опрос о Вашем отношении к учебе.
Коллектив (от лат. - собирательный) - организованная общность
людей,
объединенных конкретным видом деятельности, осуществляемой в рамках той
или
иной формы собственности, складывающимися в ходе этой деятельности
отношениями
ответственности, интересами, ценностями, установками и нормами
поведения. За
последнее время вместо категории "трудовой коллектив" все чаще
употребляется категория "организация". Социальная организация (от
французского - сообщаю стройный вид, устраиваю) , в узком смысле слова
-
социальная подсистема организации.
Социальный конфликт (конфликт от лат. -
столкновение(столкновение сторон,
мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений
людей,
социальных групп, социальных институтов, общества, которая
характеризуется
усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и
индивидов.
Наиболее распространенной формой социального конфликта в
современной
российской действительности является трудовой конфликт (в основном виде
стачки,
забастовки) .
Расскажите о социальной стороне жизни студенческого коллектива
(организации)
, об имеющихся конфликтах в нем, а, также о путях выхода из конфликтных
состояний.
В настоящее время идет бесплановая подготовка специалистов по
престижным профессиям.
(Попутно заметим, что многие учебные заведения при этом не имеют ни
квалифицированных кадров преподавателей, ни научно - производственной
базы) .
Не приведет ли та кое положение вещей в будущем к перепроизводству этих
специалистов и к возможной безработице?
О социологии безработицы см. Ю. С. Гуров "Основы социологии.
Конспект
лекций". - г. Чебоксары, изд-во Чуваш. университета, 1996 г. - с.
42-56.
Литература.
1. Генкин В. М. Основы экономики и социологии труда. В 3-х ч.
Ч. 1. -Спб.,
1994.
2. Гуров Ю. С. Основы социологии. - С. 42-56.
3. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. -М.: Юристь, 1996.
4. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент. -М.:
Изд-во Москов.
ун-та, 1995.
5. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. -С.
177-187.
6. Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство.// Социс.,
-1995- 1. -С.
146-151.
7. Радугин А. А. и др. Социология. -С. 155-176.
8. Социология: Наука об обществ5е. -С. 390-414.
9. Социология труда. -М.: Изд-во Москов. ун-та. 1993. -Разд. П
10. Тощенко Ж. Т. Социология. С. 61-73.
11. Кравченко А. И. Социология. - Справочное пособие. -С.
121-202.
12. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека. -М.:
Политиздат, 1986.
14. Энциклопедический социологический словарь.
Дополнительная литература
1. Дворецкая Г. В. и др. Социология труда. -Киев: Выща школа,
1990. -С.
21-37.
2. Дикарева А. А. и др. Социология труда. -М.: Политиздат,
1989. -С.
29-34,54-58.
3. Комозин А. Н. и др. Популярная социология. -М.: Профиздат,
1991. -С.
7-20.
4. Политология. Энциклопедический словарь.
5. Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская
энциклопедия, 1989.
ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Занятие 1. Социология молодежи
1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа.
Молодежные
движения и организации.
2. Специфические проблемы студенчества.
3. Проблемы взаимодействия поколений.
Занятие 2. Социология образования
1. Предмет, метод и функции образования.
2. Содержание и роль образования в жизни общества.
Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на
основе
совокупности возрастных характеристик, особенностей социального
положения и
обусловленных тем и другим социально психологических свойств.
Социология молодежи - область социологии, изучающая поведение
социально -
демографической группы, находящейся на переход ной стадии (от детства к
миру
взрослых) , переживающей этап семейной и внесемейной социализации,
интернализации норм и ценностей, складывания социальных и
профессиональных
ожиданий, ролей и статуса.
Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно
означает студентов
как социально-демографическую группу и определенное общественное
положение,
роль и статус.
Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы,
переживающей период
становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к
нему и
будущее его становление.
Социальное движение - совместные действия различных
социальных,
демографических, этнических групп, объединенных общими целями,
ценностями,
нормами и др. Среди социальных движений видное место занимают
молодежные
движения и их организации. Организации и их лидеры бывают официальные и
неофициальные.
Поколение - социально-возрастная категория, номинальная
группа. Молодежная
группа охватывает юношей и девушек примерно от 14(16) лет до 30-ти.
Какие молодежные движения и организации в России и мире Вы
знаете?
Чем неформальные организации молодежи отличаются от
формальных?
Кого из молодых формальных и неформальных лидеров Вы знаете?
В чем причины существования проблемы отцов и детей? Какие пути
и способы
смягчения или ликвидации некоторых аспектов этой проблемы Вы можете
обосновать?
Образование - социальный институт, выполняющий экономическую,
социальную и
культурную функции в обществе.
Социология образования - область социологии, изучающая
образование как
социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими
институтами) , его учреждения (школы, вузы и т.д.) как социальные
организации,
а также социальную политику в области образования. Социальная функция
образования заключается в участии в процессах социализации личности,
воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры
общества.
Расскажите, почему в современных условиях растет роль и
значение образования
(в том числе и высшего) ? Какова при этом роль гуманитарного
образования (в том
числе и социологического) ? Какое место занимает в обществе Ваша
профессия?
В заключение проведем письменный анонимный опрос по мотивам
Вашего
поступления в наш институт.
Тематика рефератов и докладов по молодежной проблеме:
История поколений в их преемственности и конфликтах.
Современные молодежные движения.
Культура досуга молодежи.
Проблемы социализации молодежи в современных условиях.
Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры.
Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.
Молодежь в современном обществе.
Молодежь России и рынок.
Самодеятельные объединения: истоки и тенденции развития.
Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня и завтра.
Истоки и следствия нового конфликта "отцов и детей".
Преемственность поколений как социологическая проблема.
Примерная тематика докладов и рефератов о
студенчестве:
Личностные особенности российских и американских студентов.
Студенчество России на пороге ХХI в.
Социальное самочувствие студенчества.
Учебная мотивация абитуриентов вуза.
Инновации в ценностных ориентациях студентов.
Студент - кто он?
Ценностные ориентации студентов.
Российское студенчество в условиях переходного периода.
Поведенческая типология студенческой группы.
Профессиональная направленность студентов вузов.
Вузовское обществоведение глазами студентов.
Социальный портрет современного российского студента.
Тематика рефератов и докладов по проблемам
образования:
Образовательная деятельность как механизм воспроизводства и
саморегуляции
социума.
Место и роль образования в системе социализации личности.
Высшее образование как общечеловеческая ценность.
Место социологии образования в системе социально-гуманитарных
наук.
Западная социология образования.
Проблемы отечественной социологии образования.
Престиж профессии финансиста (экономиста, бухгалтера,
юриста...) .
Проблемы гуманизации образования.
Литература:
1. Гуров Ю. С. Основы социологии. - с. 126-137.
2. Збровский Г. Е. и др. Введение в социологию. - с. 160-168.
3. Кравченко А. И. Введение в социологию. - с. 46,67-79.
4. Основы социологии в 2-х ч. Ч. 27 - с. 118-132.
5. Смелзер Н. Социология. - с. 427-459.
6. Социология: Наука об обществе. - с. 376-389,541-576.
7. Социология молодежи. Учебник. Сиб.: изд-во С. -Петербург.
университета,
1996 год.
8. Социология - студенты в вопросах и ответах. - с.
59-62,76-81.
9. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии
10. Тощенко Ж. Т. Социология. - с. 241-253.
11. Философский энциклопедический словарь.
12. Энциклопедический социологический словарь.
ТЕМА 5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ
1. Этносы - субъекты исторического развития.
2. Социальные проблемы национальных отношений.
ЭТНОС (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на
определенной
территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и
стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического
склада, а
также сознанием своего единства и отличия от других подобных
образований
(самосознание) . Этносоциология - область социологии, изучающая
генезис,
сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические
(межнациональные) отношения и разрабатывающая методологические принципы
из
исследования.
Наряду с категорией "ЭТНОС", мы часто встречаем категорию
"НАЦИЯ". Нация (от лат. - народ) - тип этноса, характерный для
развитого, классового (капиталистического) общества.
Среди социальных отношений видное место принадлежит
национальным и
межнациональным отношениям.
Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях
вообще, в
национальных регионах в особенности?
В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской
Федерации?
Какие проблемы, стоящие перед чувашской культурой и языком Вы
можете
назвать?
Темы рефератов и докладов:
Этносоциология как отрасль социологической науки.
Возможно ли окончательное решение национального вопроса?
Исторические и географические условия как факторы формирования
этнических
групп.
Этнические процессы в Российской Федерации.
Межнациональные конфликты: причины и следствия.
Взаимосвязь социально-экономических, политических и
национальных отношений.
Динамика социальных изменений внутри этноса.
Проблемы самоопределения народов.
Национальные движения за возрождение и развитие национальной
культуры.
Основные направления гармонизации национальных отношений.
Литература:
1. Кравченко А. И. Введение в социологию. - с. 48-49
2. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. - с.
114-130.
3. Смелзер Н. Социология - с. 324-327.
4. Социология. - М: Знание, 1995 г. - с. 259-262
5. Социология: Наука об обществе. - с. 431-449
6. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
7. Тощенко Ж. Т. Социология. - с. 135-146
8. Энцеклопедический социологический словарь.
Дополнительная литература
1. Из истории Евразии [Очерк]. - М.: Искусство, 1993г.
2. Политология. Энциклопедический словарь. - с. 195-213
3. Философский энциклопедический словарь.
ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции
общественного мнения.
2. Социология Общественного мнения и методы его изучения.
Общественное мнение - специфическое проявление общественного
сознания,
выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и
характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп
(в
первую очередь большинства на рода) к актуальным проблемам
действительности,
представляющим общественный интерес. Социология общественного мнения -
область
социологических исследований, где предметом анализа выступают
содержание
высказываний общественного мнения, активность его функционирования и
всеобщие
(характеризующие данный тип общества) и специфические (связанные с
развитостью
демократических гарантий) мнения.
Функции общественного мнения: результативно-воспитательная
(моральная0,
контрольная, нормативная, аналитическая, консультативная, оценочная и
др.
Почему в современных условиях растет роль общественного
мнения?
Методы изучения общественного мнения см. последующую тему.
Темы рефератов и докладов:
1. Роль общественного мнения в социальном управлении и жизни
людей.
2. Механизм формирования и функции общественного мнения.
3. Мнение о мире и мир мнений.
4. Роль СМИ в формировании общественного мнения.
5. Сплетни как социальное явление.
6. Слухи как форма оценок и ожиданий населения.
7. Каналы восприятия и распространение слухов.
8. Слухи как социальный феномен.
9. СМИ как инструмент формирования "политики слухов".
Литература:
1. Кравченко А. И. Введение в социологию. - с. 87
2. Лавриненко В. И. и др. Основы социологических знаний. - с.
207-215
3. Социология - студенту в вопросах и ответах. - с. 87-88
4. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
5. Философский энцеклопедический словарь.
6. Энциклопедический социологический словарь.
ТЕМА 7. Эмпирическое социологическое исследование
1. Что такое эмпирическое социологическое исследование.
2. Методы сбора данных (опрос, тестирование, анкетирование,
интервьюирование,
наблюдение, эксперимент и др.) Методы анализа данных.
Социологическое исследование - один из видов
научно-практической
деятельности с целью получения новой, достоверной информации об
изучаемом
социальном объекте. Различают теоретические и эмпирические
социологические
исследования. Последние дают возможность получить первичную информацию
об
объекте (статистические данные и другие количественные характеристики
об
объекте изучения) .
В заключение дадим оценку современной социально-экономической
и политической
ситуации в стране и нашем регионе (согласно анкете) .
Темы рефератов и докладов.
1. Прикладная социология в США.
2. Основные методы сбора социологической информации.
3. Опрос в социологическом исследовании.
4. Эксперимент в социологии.
5. Анкетирование - наиболее распространенный способ сбора
первичной
социальной информации.
6. Место интервьюирования в эмпирическом социологическом
исследовании.
7. Наблюдение - важный способ сбора информации.
8. Методы изучения документов и контакт-анализа в социологии.
9. Плебисцит и референдум в социологическом исследовании.
Литература
1. Кравченко А. И. Введение в социологию- с. 10-15.
2. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. - с.
228-255.
3. Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1. -с. 21-32.
4. Радугин А. А. идр. Социология. -с. 177-189.
5. Смелзер Н. Социология. -с. 638-648.
6. Социология. -М.: Знание, 1995. -с. 200-226.
7. Социология: Наука об обществе. -с. 649-684.
8. Социология - студенту в вопросах и ответах. -с. 89-98.
9. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
10. Тощенко Ж. Т. Социология. -с. 41-60.
11. Философский энциклопедический словарь.
12. Энциклопедический социологический словарь.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 735 чел.