ПЛАН
1. Введение.
2. Практический дух.
3. Право.
4. Государство (реальный дух) .
Политические взгляды Гегеля на протяжении всей
жизни немецкого
философа находились в постоянной связи с его формировавшейся
философской
системой, и зачастую политика, особенно на раннем этапе его творческой
деятельности, находилась в самом центре его духовных интересов.
Государство как субъект, обеспечивающий объективное
возникновение и
существование политики, всегда находилось в рассмотрении и анализе
Гегеля. И
то, каким образом претерпевали изменения его взгляды на данную
структуру
человеческого общежития - от полного отрицания современного государства
как
такового и возвращения к древнегреческому типу общественного устройства
и до
вознесения прусской монархии на уровень совершеннейшей государственной
системы
- отражалось на его отношении к политике вообще. Нижеприведенный текст
раскрывает Гегеля именно в этом аспекте.
Практический дух.
Практический дух не только имеет идеи, он есть сама живая
идея. Практический
дух - это дух, самопроизвольно определяющий себя и сообщающий своим
определениям внешнюю реальность. От Я, которое превращается в предметы,
в
объективность лишь теоретически, идеально, следует отличать Я, которое
делает
это практически, реально.
Практический дух называют преимущественно свободной волей, ибо
Я может
абстрагироваться от всякой определенности, в какой оно находится, и во
всякой
определенности остаться неопределенным и равным самому себе.
Воля как внутреннее определяющее себя понятие - это прежде
всего
деятельность и поступок. Она переносит свои внутренние определения во
внешние
наличное бытие и тем выражает себя как идею.
К деянию относится вся совокупность определений,
непосредственно связанных с
произведенным им изменением наличного бытия. К поступку же относится
прежде
всего только то из этого деяния, что входило в намерение, иначе говоря,
только
то, что было в сознании. Только это воля признает как свое и как свою
вину,
которую ей действительно можно приписывать. Но в широком смысле под
виной нужно
понимать и те из определений деяния, которые не сознавались, но могли
быть
сознаваемы.
А) Практическое чувство хотя и содержит в себе практические
правовые и
практические моральные определения и законы, но в непосредственном, а
следовательно, неразвитом и непродуманном и, самое главное, в нечистом
виде
из-за примеси субъективной единичности. Необходимо заметить, что у
практического чувства нет никакого иного истинного содержания, кроме
определенным образом знаемых прав, обязанностей и законов, что с одной
стороны,
практическое чувство смутно и определено единичностью, а с другой -
может быть
поставлено выше определенного сознания этих прав, обязанностей и
законов лишь
постольку, поскольку соблюдаются они по отдельности и практическое
чувство по
отношению к ним можно считать тотальностью.
Б) Чувствовать какое-нибудь практическое определение и в то же
время
чувствовать то противоречие, что это внутреннее определение не
реализовано,
хотя реализовать его крайне важно, и значит иметь побуждение. Такое
побуждение
свойственно субъективной природе и направлено только на свою
определенность.
Вожделение есть единичное определение (природного) побуждения. В
зависимости от
того, соответствует или не соответствует ему внешнее наличное бытие,
чувство становится
приятным либо неприятным. При природных побуждениях и вожделениях
практический
дух остается в естественности и является существом зависимым,
несвободным.
В) Необходимо, чтобы дух избавился от погруженности в
природные побуждения и
поднялся до такой всеобщности, когда каждое отдельно побуждение не
расценивается как абсолютное, а ставится на свое место и получает
должную
оценку только в качестве момента тотальности, чем и очищается от
субъективной
случайности.
Определение духа - это и есть его законы. Но они не являются
его внешними,
природными детерминациями; его единственное определение, в котором и
содержатся
все остальные, - это его свобода. Она служит и формой, и содержанием
его
законов. Последний может быть правовым или политическим.
Право.
Дух как свободное, сознающее себя существо есть то равное
самому себе Я,
которое в своем абсолютно отрицательном отношении является прежде всего
исключающим Я, единичным свободным существом, или лицом.
Право - это отношение людей друг к другу, поскольку они
являются
абстрактными лицами. Противоречащим праву является поступок, которым
человек не
признается как лицо, иначе говоря, поступок, нарушающий сферу свободы
человека.
Таким образом, правовое отношение друг к другу, согласно своему
основному
определению, носит негативный характер и не требует, собственно,
оказывать
другому что-либо позитивное, а требует только признавать его как лицо.
Внешнюю сферу права и свободы составляет собственность,
подведение ничьей
вещи под мою власть и волю. Владение является стороной произвольного
присвоения. Стороной же собственности, как таковой, является та
всеобщая
сторона, что владение есть проявление моей воли, которая другим должна
рассматриваться как нечто абсолютное.
Я могу отчуждать от себя свою собственность, а именно то, что
действительно
является собственностью, то есть, с одной стороны, есть мое, а с другой
обладает
моментом внешнего наличного бытия. Неотчуждаемы, следовательно, мой
разум, моя
свобода, моя личность и вообще все то, что составляет необходимое
содержание
моей свободы.
Я могу продать свою собственность другому и приобрести себе
чужую
собственность. Это приобретение происходит только по договору, по
взаимному
согласию со стороны одного лица отказаться от некоторой собственности и
передать ее другому, а со стороны другого - принять ее.
Сфера моей свободы включает мою личность и отношение вещи к
ней; когда
другие эту сферу нарушают, то это может иметь или только тот смысл, что
мне не
принадлежит лишь данная вещь, причем и личность мою признают, или же
тот, что
не признают самое мою личность, что и бывает в случае насильственного
причинения ущерба моему телу и жизни.
В моей личности другой непосредственно оскорбляет свою
собственную.
Оскорбляя мою личность, он совершает по отношению ко мне не нечто
единичное, а
нечто всеобщее. То, что он совершил по отношению к самому себе в плане
понятия,
необходимо совершить по отношению к нему в действительности. Если это
осуществляется самим оскорбленным лицом, то это месть; если же месть
совершается некоторой всеобщей волей и во имя всеобщей воли, то месть
называется наказанием.
Право, касающееся собственности, является предметом
гражданского права;
право, касающееся личности, является предметом уголовного права. Науку
об
основных понятиях права назвали естественным правом, как будто
существует
какое-то право, принадлежащее людям от природы, и какое-то отличное от
него
право, возникающее в обществе в той связи, что там естественным правом
как
истинным правом приходится частично пожертвовать. На самом же деле
благодаря
обществу возникают всего лишь особенные права, отсутствующие в том
праве,
основой которого служит только единичная личность. Но вместе с тем
они-то и
представляют собой ликвидацию односторонности указанного принципа и его
истинную реализацию.
Государство (реальный дух) Природное общество семьи
расширяется до всеобщего
государственного общества, которое представляет собой связь, возникшую
столь же
благодаря природе, сколь и благодаря свободной воле, и основывается
столь же на
праве, сколь и на морали, но выступает в общем и целом не столько как
общество,
состоящее из индивидов, сколько как внутри себя единый, индивидуальный
народный
дух.
Наука о государстве есть представление той организации, какой
обладает народ
внутри себя живое органическое целое.
Государство как нечто всеобщее представляет собой
противоположность
индивидам. Оно тем совершеннее, чем больше всеобщее соответствует
разуму и чем
больше индивиды согласны с духом целого. Необходимый образ мыслей и
действий
граждан по отношению к государству и правительству заключается в не в
слепом
повиновении их приказам и не в требовании, чтобы каждый давал свое
индивидуальное согласие на учреждения и мероприятия государства, а в
доверии к
нему и в благоразумном повиновении ему.
В состав государства входят различные власти, представляющие
собой моменты
его организации. Законодательная, судебная и исполнительная власть, как
таковые, являются ее абстрактными моментами. Реальная же власти - это
власти,
конституирующие целое, - судебная и полицейская,
финансово-административная,
военная и политическая, в каждой из которых и выступают указанные
абстрактные моменты.
Высшим управляющим центром всех властей является правительство.
Различные сословия в государстве - это в сущности те
конкретные различия,
соответственно которым индивиды и делятся на классы. Классы покоятся
преимущественно на неравенстве богатства, доходов и образования,
покоящихся в
свою очередь отчасти на неравенстве по рождению, отчего индивиды и
получают к
одному роду деятельности, полезный для государства, большую
прибыльность, чем к
другому.
Конституция устанавливает разделение и отношение друг к другу
различных
государственных властей и сферу деятельности каждой, главным же образом
права
индивидов по отношению к государству и то содействие, какое каждый из
них
обязан оказывать государству не только в выборе правительства, но и
поскольку
он вообще является гражданином.
Нравы, законы и конституция составляют внутреннюю
организованную жизнь
народного духа. В них то и выражен принцип его сущности, иначе говоря,
ее
характер и назначение. Помимо того, у народного духа есть внешние связи
и
внешние судьбы.
Эта, так сказать историческая история рассматривает
существование народного
духа, развитие его принципов в его конституции и законах, а также в его
судьбах
внешним образом, соответственно восприятию событий и соответственно
непосредственным причинам, какие кажутся заключающимися в случайных
обстоятельствах и в индивидуальных характерах.
Философская история не только схватывает принцип народа исходя
из его
учреждений и судеб, и затем излагает события исходя из этого принципа,
но
рассматривает главным образом всеобщий мировой дух, то, как он во
внутренней
связи через историю раздельно проявляющихся наций и через их судьбы
прошел
различные ступени своего образования. Она изображает всеобщий дух как
субстанцию, проявляющуюся в его акциденциях, так что этот его облик или
внешний
вид образован несоответственно его сущности. Более высокое выражение
его - это
изображение его в простой духовной форме.
Не все народы идут в счет в мировой истории. Каждый
соответственно своему
принципу выступает в свой момент. Затем он исчезает со сцены,
по-видимому,
навсегда. Не случайно приходит его очередь.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 559 чел.