Гениальный мыслитель, диалектик. Огромное влияние на
формирование воззрений
молодого Гегеля и все дальнейшее его духовного развития показала
французская
революция, символизировавшая наступлению нового разумного мира.
Признавая
основную идею французской революции, разделяя на ранних этапах своей
творческой
эволюции, взгляды о необходимой антифеодальной, анти-деспотической
буржуазной
революции, Гегель вместе с тем отвергал якобинский террор и резко
критиковал
сторонников Робеспьера.
Проблемы государства и права находились в центре внимания
Гегеля на всех
этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно
освещается
во многих его произведениях, в том числе таких как: "Конституция
Германии", "О научных способах исследования естественного права, его
месте в практической философии и его отношение к науке о позитивном
праве", " философия права", "философия духа",
"философия истории" и др.
"Философия права", где наиболее цельно изложено учение о
государстве и праве Гегеля является одним из самых значительных
произведений в
истории политических и правовых учений. Основная задача философии права
- это
научное познание государства и права, а не указание на то, какими они
должны
быть "Наше произведение - пишет Гегель - поскольку в нем содержится
наука
о государстве и праве будет поэтому попыткой постичь и изобразить
государство
как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно
должно
быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство каким оно
должно
быть". "Наука о праве, - подчеркивает он, - есть часть философии. Она
должна поэтому развить идею, представляющую собой разум предмета из
понятия
или, что тоже самое наблюдать собственное, имманентное развитие самого
предмета".
Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть
наличное бытие
свободной воли, диалектика, которая совпадает с философским
конструированием
системы права, как царство реализованной свободы.
Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в
следующих основных значениях:
I. Право, как свобода ("идея права") , где на ступени
объективного
духа все развитие определяется идеей свободы, "свобода",
"право" выражают единый смысл. Отношение "свобода" и
"право" опосредуются через диалектику свободной воли.
II. Право, как определенная ступень и форма свободы, где
система права как
царство реализованной свободы и представляет собой иерархию "особых
прав". На вершине иерархии "особых прав" стоит право
государства. Поскольку в реальной действительности "особые права"
всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества,
государства)
даны одновременно и следовательно в актуальной или потенциальной
коллизии,
постольку, по гегелевской схеме окончательно истинно лишь право
вышестоящей
ступени.
III. Право, как закон - где оно является одним из "Особых
прав".
Гегель пишет: "То, что есть право в себе, положено в своем объективном
наличном бытии, т.е. определено для сознания мыслью и определено так
то, что
есть право и считается правом, что известно как закон: право есть
вообще,
благодаря этому определению, как положительное право. " Превращение
права
в себе в закон путем законодательствования придает праву форму
всеобщности и
подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь
внешние
стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.
Различая право и закон, Гегель, в то же время, стремится
исключить их
противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он
"прекращение
отличие естественного или философского права от положительного в
противоположное и противоречие между ними". Гегель признает, что
содержание права может быть искажено в процессе законодательствования;
но не
все данное в форме закона есть право, поскольку лишь закономерное в
положительном праве законно и правомерно.
Он также различает и гражданское общество. Под гражданским
обществом по
существу имеется в виду буржуазное общество. Гегель изображает
гражданское
общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое
общество
как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского
общества
являются: система потребностей, отправление правосудия, полиции и
корпорации. В
структуре гражданского общества, Гегель выделяет три сословия:
1) субстанциальное (землевладельцы - дворяне, крестьяне) ;
2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) ;
3) всеобщее (чиновники) .
Освещая социально-экономическую проблематику, Гегель признает,
что даже при
чрезмерном богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться с
чрезмерной
бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду
пауперизированную
часть населения. Гегелевский анализ показывает, что гражданское
общество не в
состоянии, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить
проблему
бедности и диалектика внутренних противоречий заставляет его (общество)
выйти за
свои пределы - в поисках новых возможностей в международной торговле и
колонизации.
В разделе о гражданском обществе, Гегель освещает также
вопросы
положительного права, правосудия и деятельности полиции, хотя эта
тематика
должна была рассматриваться в той части Философии права, где речь идет
о
государстве. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества
имеет
место реальное функционирование собственности, сила которой должна
найти свое
подтверждение в защите ее со стороны закона, суда и полиции. Эти
институты
призваны, в стихии частных целей, отстаивать всеобщие интересы данного
строя.
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю,
наличие
государства как его основания. "В действительности поэтому, -
подчеркивает
Гегель, государство есть вообще скорее первое, лишь в приделах которой
семья
развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает
себя на
эти два момента. " Гражданское общество в освещении Гегеля - это
опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве
частной
собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование
такого
общества, которого не было в античности и средневековье, связано с
утверждением
буржуазного строя.
По теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая
принципиальная
постановка вопроса о взаимосвязи и соотношении социально-экологических
и
политических сфер, гражданского общества и политического государства, о
необходимом, закономерном диалектическом характере этих связей и
отношений.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 570 чел.