Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение
в труде “Два
трактата о государственном правлении” .
Локк полностью разделял идеи естественного права,
общественного договора,
народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности,
сбалансированности
властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи,
видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное
политико-правовое
учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.
Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства.
По Дж. Локку,
до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В
предгосударственном общежитии “нет войны всех против
всех” . Господствует
равенство,” при котором всякая власть и всякое право являются
взаимными, никто
не имеет больше другого” . Однако, в естественном состоянии
отсутствуют органы,
кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять
надлежащее
наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает
обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В
целях
надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты
личности и
собственности люди соглашаются образовать политическое общество,
учредить
государство. Локк особенно акцентирует момент согласия:
“Всякое мирное
образование государства имело в своей основе согласие народа”
.
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей,
соединившихся
в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших
судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и
наказывать
преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских
владений)
государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть,
т.е.
право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и
сохранения собственности, а также право применять силу общества для
исполнения
этих законов и защиты государства от нападения извне.
Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу
разума, люди
предельно точно отмеряют тот объем полномочий, кот. они затем передают
государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех
принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у
Локка нет и
речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство,
человек не
отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые
ценности -
окончательные границы власти и действия государства, преступать которые
ему
заказано.
Целью деятельности государства, по Локку, должны быть охрана
собственности и
обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными
содействовать
осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей,
оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в
связи с
злоупотреблениями властью.
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В
установленном
людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию
в
качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал
первый
конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь
нелюбое
предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от
установленного
людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт,
который
указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным
интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания
предписание в себе
не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны
быть
присущи стабильность и долговременность действия.
Ратуя за режим законности, он натаивал на следующем положении:
кто бы
конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется
“управлять
согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и
известным
ему, а не путем импровизированных указов” . Законы тогда
способствуют
достижению “главной и великой цели” государства,
когда их все знают и все
выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть
изъят из
подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из того, что
он, по
Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности,
который
также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других
лиц. “Там,
где нет законов, там нет и свободы.” Как все иные
политические установления,
как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению
большинства. Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом
делается
исключительно с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование
должно
двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно
“двигалось туда, куда
влечет его большая сила, которую составляет согласие
большинства” .
Поддерживание режима свободы, реализация “главной и
великой цели”
политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы
публично-властные
правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными
его
органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть)
полагается
только представительному учреждению всей нации - парламенту.
Компетенция
претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху,
кабинету
министров. Их дело ведать также отношениями с иностранными
государствами. Имея
в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной
власти,
предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он
наметил
принципы связи и взаимодействия “отдельных ее
частей” . Соответствующие типы
публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом
порядке. Первой
место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной)
в
стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они не являются
пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в
частности,
власть исполнительная) довольно активное влияние.
Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской
политической
мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Локка. Правда, он не
отдавал
какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих
возникнуть
форм правления; им лишь категорически отвергалось
абсолютистски-монархическое
устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той
ограниченной,
конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась
английская
государственность, какой она стала после 1688 года. Для Локка важнее
всего
было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора
и
добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую
“структуру правления”
, охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем
благе
всех.
Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных
форм, которые
были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию
политический строй, где имеет место “осуществление власти
помимо права” . Когда
органы власти начинают действовать, игнорируя право и общее согласие,
обходя
надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только
дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной
собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки
узурпаторов
таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локк
парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе
не мир,
а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно
разбойникам и
угнетателям.
В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом
деспотическую
власть, у людей остается лишь одна возможность “воззвать к
небесам” , применить
силу против “несправедливой и незаконной силы” . По
закону, “изначальному и
превосходящему все людские законы” , народ
“обладает правом судить о том,
судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к
небесам” .
Суверенитет народа, по Локку, в конечном счете (и это явно
обнаруживается в
кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им
государства.
Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших
общественный
договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть
государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет
совершенно
правомерным.
Учение Локка о государстве и праве явилось классическим
выражением идеологии
раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно
вобрало
в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой
научной мысли
17 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и
переработаны
с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким
образом,
они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и
теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, 18 столетия -
столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового
времени на
Западе: французской и американской.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 552 чел.