Возрожденческая трактовка диалектики.
Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей
Одним из характерных представителей ренессансной философии был
Николай
Кузанский (1401-1464) . Анализ его учения позволяет особенно ясно
увидеть
различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.
Николай Кузанский, как и большинство философов его времени,
ориентировался
на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение
неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У
Платона и
неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через
противоположность
"иному", не-единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и
элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному.
Кузанец,
разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм
и
заявляет, что "единому ничто не противоположно". А отсюда он делает
характерный вывод: "единое есть все" - формула, звучащая пантеистически
и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.
Эта формула неприемлема для христианского теизма,
принципиально отличающего
творение ("все") от творца (единого) ; но, что не менее важно, она
отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не
отождествляли
единое со "всем". Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход
к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет
противоположности,
Кузанец делает вывод, что единое тождественно беспредельному,
бесконечному.
Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, Кузанец поэтому
называет его "максимумом"; единое же - это "минимум".
Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения
противоположностей
(coincidentia oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более
наглядным этот принцип, Кузанец обращается к математике, указывая, что
при
увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в
бесконечную
прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным
окружности, более того - с окружностью совпадает не только диаметр, но
и центр,
а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум)
представляют собой
одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его
сторон
бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом,
доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.
Совпадение противоположностей является важнейшим
методологическим принципом
философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников
новоевропейской
диалектики. У Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы
не
находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для
древнегреческой
философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и
материи,
единого и беспредельного. Напротив, у Кузанца место единого теперь
занимает
понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно,
совмещение
противоположностей единого и беспредельного.
Проведенное, хотя и не всегда последовательно, отождествление
единого с
бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов не
только
античной философии и средневековой теологии, но и античной и
средневековой
науки математики и астрономии.
Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица) , вносящее
меру, предел
как в сущее в целом, так и в каждый род сущего, у Кузанца выполняет
бесконечное
- теперь на него возложена функция быть мерой всего сущего. Если
бесконечность
становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в
самом
деле, вот что вытекает из принятых Кузанцем предпосылок: "... если бы
одна
бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а
другая - из
бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью
были бы
равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности". Как
видим, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и
двойка
становится равна единице, тройке и любому другому числу.
В геометрии, как показывает Николай Кузанский, дело обстоит
так же, как и в
арифметике. Различение рациональных и иррациональных отношений, на
котором
держалась геометрия греков, Кузанец объявляет имеющим значение только
для
низшей умственной способности - рассудка, а не разума. Вся математика,
включая
арифметику, геометрию и астрономию, есть, по убеждению Кузанца, продукт
деятельности рассудка; рассудок как раз и выражает своей основной
принцип в
виде запрета противоречия, то есть запрета совмещать противоположности.
Николай
Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с
тем, однако,
различием, что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложного
знания, а
Кузанец - средство созидания знания истинного. Правда, само это знание
имеет
особый характер - оно есть "умудренное неведение".
Тезис о бесконечном как мере вносит преобразования и в
астрономию. Если в
области арифметики и геометрии бесконечное как мера превращает знание о
конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая мера
вносит,
кроме того, еще и принцип относительности. И в самом деле: так как
точное
определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через
отнесение
его к бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и
окружность.
Рассуждение Кузанца помогает понять связь между философской
категорией
единого и космологическим представлением древних о наличии центра мира,
а тем
самым - о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с
беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не
только
Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и
большинства
представителей античной философии космос был очень большим, но конечным
телом.
А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и
периферию,
"начало" и "конец". Согласно Кузанцу, центр и окружность
космоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя
помыслить
и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы
замкнут.
Бесконечная вселенная Коперника и Бруно.
Гелиоцентризм Эти положения Кузанца противоречат принципам
аристотелевской
физики, основанной на различении высшего надлунного и низшего -
подлунного
миров. Кузанец разрушает конечный космос античной и средневековой
науки, в
центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет
коперниканскую
революцию в астрономии, устранившую геоцентризм
аристотелевско-птолемеевской
картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник (1473-1543)
пользуется
принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую
систему.
Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее
начало бытия как
тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом
пантеистически окрашенного сближения бога с миром, творца с творением.
Эту
тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600) , создав
последовательно
пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Джордано
Бруно
опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую
астрономию
Николая Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых,
вращается
вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение
звездного
неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником
в центр
мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип
аристотелевской
физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности
космоса. Вслед за Кузанцем Коперник считает, что Вселенная неизмерима и
безгранична; он называет ее "подобной бесконечности", одновременно
показывая, что размеры Земли, по сравнению с размерами Вселенной
исчезающе
малы.
Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и
бесконечный
космос.
Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно
разрушает и
традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому
активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала
беспредельного,
а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает
самой
природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный,
творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и,
передавая
материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и
Аристотеля
считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть "бог в
вещах".
Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому
пониманию природы.
Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое.
Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего
учения.
Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году был сожжен на
костре.
Новое соотношение между материей и формой, новое понимание
материи
свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание,
существенно
отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше
беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для
философа
эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и
становление
предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот
период
особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы
актуальной
бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая
Кузанского и
Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII
века, как
Галилей и Кавальери.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 566 чел.