Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года; его отец,
юрист,
впоследствии - директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян,
мать - из
местного крестьянского рода.
В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в
Гейдельбергский
университет на юридический факультет. Однако, проучившись три семестра,
он
перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 году; в 1909
году
Ясперс получил степень доктора медицины.
Во все периоды жизни, в том числе и в годы студенчества, у
Ясперса были
немногие, но близкие друзья; так, на медицинском факультете он дружил с
одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей жены Гертруды
Майер.
Характерно, что и брат, и сестра живо интересовались философией, причем
Гертруда Майер изучала философию профессионально. Ясперс познакомился с
ней в
1907 году, а спустя три года молодые люди поженились. С тех пор
одиночество не
мучило Ясперса: в жене он нашел не только любящую душу, но и близкого
по духу
человека. В значительной мере интерес к философии развился и у молодого
естествоиспытателя - ведь медицина принадлежала к естественным наукам -
не без
влияния его жены, и "философствование на уровне экзистенции", о
котором позднее так много писал Ясперс, составляло одну из самых
больших
духовных радостей в его семейной жизни.
Окончив медицинский факультет и получив профессию
врача-психиатра, Ясперс с
1909 по 1915 год работал научным ассистентом в психиатрической и
неврологической клинике в Гейдельберге. Здесь он написал свою первую
большую
работу "Всеобщая психопатология" (1913) , которую защитил в качестве
диссертации, и получил степень доктора психологии. После зашиты
диссертации
Ясперс начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском
университете; среди
его первых тем была психология характеров и дарований (еще студентом
Ясперс
увлекался характерологией и слушал в этой связи лекции Л. Клагеса) , а
также
патография выдающихся личностей (модная в то время тема гений и
болезнь) .
Впоследствии Ясперс опубликовал об этом несколько работ: о Стриндберге
и Ван
Гоге, о Сведенборге и Гельдерлине, о болезни Ницше в связи с его
творчеством.
В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда - "Психологию
мировоззрений", которая затрагивала уже собственно философские проблемы
и
принесла ее автору широкую известность. Два года спустя Ясперс
становится
профессором философии в Гейдельбергском университете.
В 1931-1932 годах вышло трехтомное сочинение Ясперса
"Философия",
над которым он работал больше десяти лет. В нем нет изложения
философской
системы в традиционно академическом стиле, а сделана попытка
систематизации и
упорядочения всех тех идей и размышлений, которые составляли содержание
экзистенциального философствования мыслителя. Ясперс становится одним
из
ведущих философов Германии, и его право занимать философскую кафедру ни
у кого
больше сомнений не вызывает.
Однако с приходом национал - социализма наступает тяжелый,
драматический
период в жизни философа. В 1937 году его отстраняют от преподавания и
лишают
права издавать в Германии свои работы: женатый на еврейке, Ясперс терял
все
права на своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном ежедневном
ожидании
"стука в дверь", философ долгие восемь лет продолжает работать -
писать "в стол". И только в 1945 году, после разгрома нацизма, Ясперс
возвращается к преподаванию - сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947
года, - в
Базельском университете. Публикуются работы философа, часть которых
была
написана в годы вынужденного молчания: "Об истине" (1947) ,
"Вопрос о вине" (1946) , "Ницше и христианство" (1946) ,
"О европейском духе" (1946) , "Истоки истории и ее цель"
(1948) , "Философская вера" (1948) . На первый план выходят проблемы
философско-исторические и мировоззренческие: как преодолеть те
катаклизмы,
которые постигли европейскую цивилизацию в ХХ веке? Какие духовные
ориентиры
остаются у европейского человека и как их обрести в современном
индустриальном
обществе?
В послевоенные годы Ясперс - один из духовных лидеров
Германии. Он обращается
к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в
выступлениях по
радио, и везде его главная мысль - как спасти человечество от
тоталитаризма,
этой главной опасности ХХ века, ввергающей людей в кровавые революции и
истребительные войны.
Он все отчетливее формулировал тему своей философии. Ею в
конце концов
оказались человек и история как изначальное измерение человеческого
бытия; не
случайно понятие ситуации оказывается ключевым у Ясперса при анализе
человеческой экзистенции: ситуация с ее неповторимой констелляцией
событий,
задающих историческую уникальность определенной человеческой судьбы,
формирующей ее болевые точки, ее радости и надежды, ее горе и ее вину,
- это и
есть содержание того, что Ясперс связывает со словом "время",
"эпоха"; мир есть для Ясперса "фактическая действительность во
времени".
Экзистенциальная философия Ясперса с самого начала привлекла к
себе внимание
новой манерой выражения: в отличие от академических философских
направлений,
преобладавших в начале века в немецких университетах, Ясперс избрал
форму
окрашенного личной интонацией свободного размышления, лишенного
стремления
вывести все содержание мысли из единого общего принципа. Организация
материала
у Ясперса носит скорее характер классификации по определенным темам,
чем строго
систематического вывода, к какому стремились неокантианцы,
неогегельянцы,
неопозитивисты. Именно в таком свободном стиле, приближающемся к
философской
публицистике, написаны многие важные работы Ясперса. При этом у него
нет
эклектики: единство мировоззрения, единство авторского видения самых
разных
проблем заменяет Ясперсу традиционное для немецкой философии
систематическое
единство, которое всегда отождествлялось с научностью (вспомним Фихте,
Гегеля,
Когана, Наторпа и др.) . Ясперс во многом возвращает философии ту форму
свободного размышления о жизненно важных вопросах, которая была
характерна для
писателей-гуманистов эпохи Просвещения Лессинга, Гердера, Гумбольдта,
Гете и
которая в ХХ веке возродилась отчасти в "философии жизни" и
"философии культуры" - у Зиммеля, Шпенглера, Хейзинги и других.
Умер Ясперс 26 февраля 1969 года, дожив до глубокой старости.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 569 чел.