Ясперс Карл - немецкий философ-экзистенциалист и психиатр.
После 1915 года
отошел от психиатрии. После разгрома фашизма Ясперс получил огромную
популярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ. В ряде работ,
начиная с
нашумевшего трактата о «немецкой вине» , выступал
как политический моралист.
Если в 50-х годах консервативный либерализм Ясперса имел
антикоммунистическую
направленность, то в конце 60-х годов Ясперс выступил с резкой критикой
антидемократических и реваншистских тенденций в политической жизни ФРГ.
Место Ясперса в истории двойственно. Его исходный идеал -
бюргерский
гуманизм; идею интеллектуальной честности для него символизирует имя
Канта,
идею культурной широты - имя Гёте. С это установкой, резко отличающей
его от
Хайдеггера, связаны и преклонение Ясперса перед гражданским и
умственным
свободолюбием античной Греции и его симпатии к Спинозе, и его выпады
против
клерикализма. Однако важнейшее переживания Ясперса в начале его
философского
пути связано с ощущением кризиса «бюргерской»
культурной традиции. Несмотря на
антипатию к «мрачному фанатизму» Кьеркегора и к
«экстремизму и неистовству»
Ницше, Ясперс испытывал влияние их идей. Свой труд мыслителя Ясперс
называл не
философией, а философствованием, делая акцент на незавершенности
умственного
процесса, в котором вопросы преобладают над ответами. По мнению Ясперса
наше
время уже не обладает такой духовной мощью, которая позволяла Платону,
Спинозе
или Гегелю выводить стройные системы «из истока» ,
оно вынуждено
довольствоваться фрагментарными прозрениями, но с другой стороны только
в
философствовании Ясперс видит возможность постижения реальности
человека
кризисной эпохи.
Бытие в концепции Ясперса имеет троякое членение:
1) предметное бытие, или «бытие-в-мире» ;
2) экзистенция, то есть необъективируемая человеческая самость;
3) трансценденция как «облемлющее» -
непостижимый предел всякого бытия и
мышления.
Мышление перед лицом "бытие-в-мире" есть
«ориентация-в-мире» ;
мышление перед лицом экзистенции - «высветление
экзистенции» ; мышление перед
лицом трансценденции - «метафизика» , выражающая
свой невыразимый предмет при
посредстве «шифров» . Несмотря на конфликт Ясперса
с теологией, очевидна
близость его философии к традиции теизма. Согласно Ясперсу
соотнесенность
экзистенций осуществляется в акте «коммуникации» ,
то есть глубоко интимного и
личностного общения в «истине» .
«Коммуникация» центральное понятие
миропонимания Ясперса возводится им в ранг критерия философской истины
и
отождествляется с разумом. Моральное, интеллектуальное и социальное зло
есть
для Ясперса прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к
«дискуссии» , принимающая облик фанатизма, но также
и поверхностного,
безразличного массового общения. Этот тезис равнозначен с политической
позицией
индивидуалистического либерализма. Смысл философии, по Ясперсу, - в
создании
путей «общечеловеческой коммуникации» между
странами веками поверх всех границ
культурных кругов. Возможность этой связи обеспечена достижениями
«осевого
времени» (8-3 в. до н.э.) , когда одновременно действовали
первые греческие
философы и основатели важнейших религиозно-философских традиций Азии.
«Осевое
время» , как полагает Ясперс, создало для нас
общечеловеческий завет личной
ответственности, послужив общим истоком для культур Запада и Востока;
поэтому
необходимо обновлять свою связь с заветом, подыскивая для утрачиваемой
и вновь
обретаемой старой истины новые «шифры» .
В целом философия Ясперса - выражение кризиса традиций
либерально-индивидуалистического гуманизма и вместе с тем - попытка
осмысления
этого кризиса и осознание возможности выхода из него. Такую
характеристику дает
Ясперсу философский энциклопедический словарь. А так о себе и своей
философии
думал Ясперс.
Человек, по Ясперсу, - всегда больше того, что он знает о себе
и что может
знать о себе. Ясперс считал, что при научном познании человека
познается лишь
нечто в его проявлениях, но не он сам. Если кажется, что достигнуто
познание
человека в его тотальности, - это иллюзия, возникшая в следствии того,
что один
из способов рассмотрения превращен в единственный, а один из методов
исследования возведен в степень универсального.
Для Ясперса философия, в высшем смысле этого слова, - есть
проповедование,
утверждение чего-то. Для него подлинно научно только то знание, которое
критично по отношению к себе, которое сознает свои пределы. Ясперс, как
он сам
пишет, с детства привык к тому, что он получал ответ на любой вопрос.
Отец не
заставлял его делать то, чего он не понимал, и не заставлял во что-либо
верить,
даже из уважения к человеку, если он не видел в этом смысла. Это хорошо
заметно
на его отношениях с Реккертом. Он нападал на философию Реккерта из-за
ее
претензий на научность, заявляя, что вовсе необязательно каждый должен
понимать
и принимать то, что утверждает Риккерт. Он утверждал, что его
философия, как
впрочем и любая другая, никогда не вызывала и не вызовет того всеобщего
признания и согласия с ней, которое вызывают познания науки. На основе
всего
этого он заявлял, что Риккерт по складу мышления не философ, а
занимается
философией уподобившись физику. Различие лишь в том, что он создает
утонченные
логические построения, в общем и целом являющие собой мыльные пузыри,
тогда как
физик познает нечто реально, проверяя свои умственные конструкции
фактами.
В своих философских работах он исходил из двух посылок. Первая
из них:
научное познание - необходимый элемент в философствовании. Без науки,
как
считал Ясперс, невозможно обрести никакой истины. Правильность познания
в
науках совершенно независима от философской истины, но последняя нужна
для них,
просто необходима. Ведь наука не может постичь почему необходима она
сама.
Вторая посылка: есть мышление, не являющееся принуждающим и
общезначимым,
как научное, и оно по этой причине не дает никаких результатов в той
форме,
которая принята в науке. Это мышление, которое мы называем философским,
приводит меня к постижению себя самого, а результаты оно дает благодаря
осуществляемой с его помощью внутренней работе и будит во мне сознание
тех
первоначал, которые единственно и придают смысл всему, в том числе и
науке.
Философское мышление не представляет собой ни над-науки, ни
сверх-науки, а
является мышлением, радикально отличающимся от научного. Серьезность
ответственности за чистоту науки неотделима от серьезности мышления
философии,
приводящего человека к постижению самого себя. Ясперс пытался
самоутвердиться,
выступая против презрения к философии со стороны многих представителей
науки и
против презрения к наукам со стороны недолюбливающих научный рассудок
жрецов
философии.
Занимаясь философией Ясперсу пришлось столкнуться и с
теологией. Ясперс, по
своим словам, противостоял церкви и теологии не так, как просветители -
чтобы
отрицать их, а как служитель этой великой самостоятельной истины. Он
хотел быть
членом христианской общины - в соответствии со своим историческим
происхождением, принимая во внимание те силы, которые поддерживают
строй
западной жизни, утверждая при этом смысл философии, который виделся ему
в том,
чтобы дать основу жизни. При всем этом Ясперс считал, что этот смысл
никого ни
к чему не принуждает, он не может быть объявлен общим для всех.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 614 чел.