Томас Мор (1478 1535) происходил из зажиточной семьи
лондонских бюргеров.
Отличался редкой начитанностью в греческих и латинских авторов, как и в
библейских текстах и произведениях отцов христианской церкви.
Разносторонний писатель,
Мор не чурался и политической деятельности - он был некоторое время и
членом
английского парламента, и шефом Лондона, выполняя дипломатические
поручения.
Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины,
английский гуманист
проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и
получили свое отражение в знаменитом произведении с длинным заголовком
в духе
того времени - "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая
книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия...
".
Она была издана при ближайшем участии Эразма Роттердамского, близкого
друга,
посвятившего ему свою "Похвалу глупости", законченную в доме Мора, в
1616 г. и сразу приобрела большую популярность в гуманистических
кругах.
Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором
путешественника
Рафаила Готлодея, что сообщило книге дополнительный литературный успех
в эпоху
географических открытий и путешествий. Именно такой страной и была
объявлена
здесь Утопия - греческое слово, образованное Мором и обозначавшее
буквально
"место, которого нет" (сам он переводил название этой страны как
"Нигдея", Nusguama) .
Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и
написанная сначала,
излагает утопийский образ жизни, в то время как первая часть,
написанная после
второй, дает прежде всего весьма критическое описание современной
Англии.
В дальнейшем Мор стал ближайшим сотрудником короля Генриха VШ,
который в
своих политических расчетах оказывал известное покровительство
гуманистам,
используя их литературные и политические таланты. Мор получил рыцарское
звание,
был председателем палаты общин, а в 1629 г. занял высший
государственный, став
лордом-канцлером Англии. Однако судьба его круто изменилась, когда
Генрих VШ
решил стать на путь церковной реформы, чтобы завладеть богатствами
католической
церкви в Англии. Мор держался за идею духовного единства
христианско-католического мира и был противником такой церковной
реформы,
которая один вероисповедный догматизм заменяла другим, столь же
нетерпимым. Отказавшись
присягнуть королю как новому главе церкви, лорд-канцлер в 1632 г.
покинул свой
пост, но был обвинен в государственной измене и по приказу короля
заключен в
Тауэр. Через три года король милостиво разрешил отрубить ему голову
(первоначальный приговор предполагал более мучительную казнь) .
Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело его к
выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в первой
части этого
произведения. Проницательность автора отнюдь не ограничивалась
констатацией
ужасной картины социальных бедствий, подчеркнув в самом конце своего
произведения, что при внимательном наблюдении жизни не только Англии,
но и
"всех государств", они не представляют собой "ничего, кроме
некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства
думающих о
своих выгодах".
Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное
направление проектов и
мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи этого
произведения констатировали не только прямые, но и косвенные ссылки на
тексты и
идеи Библии (прежде всего евангельские) , в особенности же античных и
раннехристианских авторов. Из всех произведений, оказавших на Мора
наибольшее
воздействие, выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты,
начиная с Эразма, видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого
величайшего творения политической мысли, произведения, существовавшего
к тому
времени почти два тысячелетия.
Если ли не самую характерную, определяющую черту
социально-философской
доктрины, лежащую в основе "Утопии", составляет
антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимой в
идеальном
государстве. Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью
требует
отмены частной собственности. Максимальное равенство в размерах
собственности и
сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование
народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья, получавших обычно
религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как активного
сторонника
"христианского гуманизма", взывавшего к первоначальному христианству
с его идеалами всечеловеческого равенства.
Мор был убежден, что "от правителя, как из какого-нибудь
неиссякаемого
источника, распространяется на весь народ все доброе и злое". Таким
полулегендарным правителем и был Утоп, некогда завоевавший воображаемый
остров
и заложивший политические, социальные и моральные устои основанной им
Утопии. В
утопическом государстве какой-то значительной ценности нет у всех его
жителей.
Ее отсутствие в особенности подчеркнуто тем, что здесь нет денег, не
играющих
никакой роли в его экономической жизни. Золото (как и серебро) утопийцы
не
использовали в быту, даже для украшений. Более того, именно из этих
металлов
здесь изготовлялись ночные горшки и другие сосуды для нечистот, а если
и
делались кольца и цепи, то для того, чтобы надеть их как более тяжелые
и
мучительные оковы на тех, кто опозорил себя каким-нибудь преступлением
и стал в
результате его рабом. Так великий гуманист выразил свое отвращение к
все
возрастающей роли золота, роли денег, приносивших бесчисленное зло уже
в ту
эпоху. Единственное употребление золота, без чего не может обойтись
утопийское
государство, - это его применение во внешних сношениях и тем более во
время
войн, которые утопийцы вынуждены вести с соседними государствами и
народами, живущими
обычной жизнью.
Но отсутствие частной собственности и денег не могло стать
следствием
простого морально-юридического законодательства, восходившего к мудрому
и
доброму Утопу. Они могли развиться лишь в результате всеобщего участия
утопийцев в трудовой деятельности. Понимание необходимости ее
организации как
непременного условия, без которого невозможна никакая реализация
стремлений к
равенству, и делает Мора первым представителем утопического коммунизма,
т.к.
отсутствие частной собственности и всеобщее участие в труде делают
утопическое
общество социально однородным.
В "Утопии" в первую очередь речь идет о физическом труде, что
естественно для данной эпохи. Мор подчеркивает необходимость труда
ремесленников и земледельцев для жизни любого государства и вместе с
тем
указывает на обычное отсутствие у государственных руководителей заботы
о тех,
кто исполняет различные разновидности такого труда, не испытывая к ним
никакого
интереса вследствие утраты ими по возрастным и другим причинам
способности к
трудовой деятельности. Великий гуманист, принадлежавший к состоятельным
и даже
правящим классам переходил на позиции трудящихся классов.
Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху
разновидностей -
ремесленной и сельскохозяйственной. Участие как в первой, так и во
втором
обязательно для всех без исключения утопийцев. Труд стал здесь не
только
жизненной, но и моральной необходимостью. Этот свободный труд, строго
ограничен
только шестью часами весьма производителен.
Существенная сторона утопической жизни - наличие здесь рабов,
в которых
обычно превращаются тяжкие преступники. Эта социальная категория
неизвестной
численности обречена на самые тяжелые и неприятные работы. Наличие
данной
категории вносит значительную поправку в бесклассовость утопийского
общества.
Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской
демократии,
тайного голосования, выборности всего начальства и т.п.
Всеобщий и свободный труд производит здесь такое обилие
продуктов и вещей,
что их оказывается вполне достаточно для удовлетворения потребностей
всех утопийцев.
Среди них нет ни бедных, ни богатых, ни тем более нищих, ибо в
условиях, когда
"все принадлежит всем", "хотя ни у кого там ничего нет, все,
однако же, богаты".
Умственный труд в качестве профессионального не играет в
Утопии главной
роли. В утопии делом чтения и изучения книг занимается небольшая
категория
наиболее одаренных утопийцев в противоположность многим государствам,
где
"еще и теперь наукам посвящают себя чурбаны и дубины, а замечательно
одаренные умы пропадают в удовольствиях" - явный антифеодальный выпад.
Именно из этой ученой категории, свободной от физического труда,
избираются
различные должностные лица, включая главу государства, а также
священники. Но
все они жестко не противостоят основной массе утопийцев. Будучи
избавлены от "телесного
рабства", в принципе каждый утопиец может достичь "духовной свободы и
просвещения", осваивая различные науки. Для этой цели в предрассветные
часы даже устраиваются специальные чтения. Тем самым и перед любым
утопийцем
открывается возможность того, что мы именуем всесторонним развитием
личности.
Но какую бы роль в жизни утопийцев ни играло собственно
интеллектуальное
начало, моральная сторона их жизни более важна. Автор "Утопии"
считает, что справедливость - "главнейшая опора государства". Здесь
неоднократно подчеркивается, что человек представляет собой высшую
ценность,
которую нельзя подменить никаким золотом. Но вот что касается понимания
счастья
жителями Евтопии (т.е. Страны блаженства - второе название Утопии) , то
перед
нами вырисовывается уже достаточно распространенный тогда
гуманистический идеал
антиаскетизма, стремления к наслаждению, удовольствию в духе
эпикуреизма. Среди
удовольствий первое место принадлежит здоровью, которому вредит
псевдосвященный
аскетизм с его постами и другими атрибутами. Радости еды и питья должны
быть
весьма умеренными, ориентированными прежде всего на человеческое
здоровье.
Утопийцев отличает принципиальное миролюбие. Сами они по
собственной
инициативе никогда не прибегают к войне, но ведут ее с величайшей
самоотверженностью,
когда она им навязана или когда им приходится идти навстречу просьбам
того или
иного народа, свергающего укрепившуюся у них тиранию.
Утопическая жизнь подчиняется не столько юридическим, сколько
этическим
законам. Писанный законов у них очень мало, и они настолько просты, что
каждый
без труда разбирается в них. Много законов и не требуется для народа, у
которого "все законы издаются только для того, чтобы напомнить каждому
его
долг".
Проблема морали неотделима от проблемы религии. В духе
гуманистического
просветительства Мор различает подлинную религию и суеверие, которое
многие
утопийцы принимают за религию.
Содержание утопийской религии сводится к убеждению в
существовании единого
божественного существа ("родителя") , разлитого во всем мире и время
от времени напоминающего о своем существовании посредством чудес,
необъяснимых
при помощи природы и свидетельствующих о божественном проведении.
Подлинная
религия невозможна и без веры в бессмертие индивидуальной души, как и в
загробное воздаяние. В Утопии существует полная веротерпимость, и
каждый волен
мыслить бога в соответствии со своими понятиями. Идея веры требует
такого
разнообразия, лишь бы были соблюдены те общие положения, без которых
она
невозможна.
О глубине гуманистической идеи веротерпимости свидетельствует
и то, что она
распространяется даже на атеистов тех, кто не верит в общерелигиозные
положения. В духе своей эпохи Мор считает таких людей аморальными, но
утопийцы,
которым чуждо всякое притворство и ложь, не заставляют их скрывать свои
взгляды, не подвергают их наказанию, хотя и запрещают выступать с ними
перед
толпой.
Главные ревнители религии в Утопии - выборные священники. Они
явно
противопоставлены множеству тогдашних служителей церкви, ибо их главная
особенность - исключительное благочестие, безупречная мораль. Обучая
детей и
юношество, они ставят последнюю выше их интеллектуального развития. Эти
жрецы
морали пользуются среди утопийцев наибольшим авторитетом по сравнению
со всеми
другими должностными лицами.
"Утопия" оказала весьма значительное воздействие на различных
философов и литераторов эпохи Возрождения.
Слово "утопия" стало нарицательным и означает все то, о чем
можно
помечтать и даже порассуждать, но что при более глубоком размышлении
оказывается теоретически несостоятельным и практически несбыточным.
В истории общества и общественной мысли утопия нередко служила
формой
выражения революционной идеологии. Многие основные принципы
освободительного
движения трудящихся, нравственные и законодательные нормы, системы
педагогики и
образования были впервые сформулированы в "Утопии".
Утопия не утратила своей роли в качестве специфического жанра
литературы.
Положительное значение утопии в современную эпоху проявляется в двух
направлениях: она позволяет предвосхищать вероятное отдаленное будущее,
которое
на данном уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных
деталях, и может также предостерегать от некоторых отрицательных
социальных
последствий человеческой деятельности. Эти формы утопии стимулировали
развитие
в социологии методов нормативного прогнозирования и сценариев с целью
анализа и
оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мор Т. Утопия. - М., 1978.
2. Осиновский И. Н. Томас Мор: Утопический коммунизм,
гуманизм. Реформация.
- М., 1978.
3. Соколов В. В. Европейская философия ХV - ХVП веков. - М.,
1984.
4. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 633 чел.