Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - русский
революционер, один из
видных представителей революционного народничества и анархизма.
Искренняя и
страстная вражда ко всякому угнетению и готовность жертвовать собой во
имя торжества
социальной революции привлекали к нему симпатии многих революционно и
демократически настроенных людей. Вместе с тем смутное и в целом
иллюзорное
видение конкретных путей социального освобождения способствовало
превращению
его в идейного противника научного социализма.
Биография Бакунина необычна. Он вырос в семье тверского
помещика
принадлежавшего к древнему дворянскому роду и здесь получил свое
начальное
образование и воспитание.
Затем по настоянию отца пятнадцатилетний юноша сдает экзамены
и поступает в
Петербургское военное училище. Завершив учебу, Бакунин довольно скоро
почувствовал, что образ жизни и карьера военного офицера не его
призвание. Он
решительно порывает с полковой службой и в 21 год уходит в отставку.
Последующие годы Бакунин посвятил философскому самообразованию
и провел
большей частью в Москве.
Наряду с увлечением философией у молодого Бакунина наблюдался
своеобразный
интерес к освоению истории.
Формирование политических взглядов Бакунина происходило в
обстановке
напряженных идейных исканий в период, последовавший за восстанием
декабристов.
Уже в первых его работах сквозь контуры Гегелевского диалектического
метода и
философии истории проглядывает самостоятельное и политически
ориентированное
мышление.
С именем Бакунина М. А. связано зарождение и распространение
идей так
называемого коллективистского анархизма одного из заметных направлений
в
идеологии мелкобуржуазной революционности. Бакунинская политическая
теория
вырабатывалась в период начальных шагов организованного рабочего
движения
(Интернационал) , первых самостоятельных выступлений пролетариата на
общенациональной политической сцене (Парижская коммуна 1871 года во
Франции) .
Наиболее сильными сторонами учения Бакунина были яркие
разоблачения
эксплуатации и всевозможных форм гнета в сов ременных ему обществах,
протест
против религиозного мракобесия, угодничества либеральной науки, а так
же защита
революционных методов борьбы от буржуазных реформистов. При всей
эклектичности,
непоследовательности и известной незавершенности Бакунинская
анархистская
программа выделялась на фоне деятельность Бакунина и его сторонников в
интернационале привела к исключению их в 1872 году из этой организации.
Критику
анархистских идей Бакунина дали К. Маркс и Ф. Энгельс. На протяжении
последнего
столетия взгляды Бакунина периодически поднимались на щит различными
сектантскими группами в рабочем движении, а так же отдельными
публицистами.
В послевоенный период политические идеи анархизма, в том числе
Бакунинского
толка, получили новый отклик у части молодежи в развитых странах.
В анархическом идеале Бакунина причудливо переплелись традиции
антирелигиозного просветительства и мелкобуржуазной революционности с
идеями
русского утопического крестьянского социализма. Ко времени
окончательного
перехода русского революционера на позиции анархического социализма, в
самом
анархическом течении в странах капиталистической Европы уже наметилось
несколько
идейных направлений, преимущественно мирных по своим целям и средствам.
Анархизм все больше становился мелкобуржуазным политико-правовым
учением.
Важный аспект рассмотрения политических взглядов Бакунина
заключался в том,
что их необходимо было сопоставить с предшествующими и современными ему
анархистскими воззрениями. Такой подход позволяет с гораздо большей
достоверностью осмыслить своеобразие или же, напротив, эклектизм и
заимствование составных частей доктрины коллективистского анархизма.
Представители позитивистской юриспруденции испытывают
известное затруднение
в ответе на вопрос, что же считать правовым компонентом в анархистской
доктрине. С этой точки зрения у анархистов будто бы совершенно
отсутствует
прагматическое правовое начало. Нормативисты - строгие ревнители
"чистой" теории права также отрицают наличие философско-правового
компонента в анархизме.
В конечном итоге анархистская теория огульно причисляется к
разряду таких
политических концепций, в которых право и право понимание никак не
связано с
моральным долженствованием и необходимостью принимать в расчет иерархию
правовых норм, правовые процедур, правовые гарантии.
Анархист исходит из уверенности в том, что каждый индивид
способен и должен
стать полностью свободным от внешнего по отношению к нему воздействию
власти и
авторитета и что он при этом должен судить самостоятельно о том, что
правильно
и что не правильно.
В процессе выработки своей политической программы Бакунин
использовал не
только политико-организационный опыт, но и идейное наследие прошлого и
это не
оставалось незамеченным современниками. Так еще в преданархистский
период он
выступил с призывом создать в среде славянских народов "общество всех
людей, живой мысли и доброй воли, соединенных безграничною любовью к
свободе,
верою в русский народ".
Таким образом, вопрос о происхождении и историческом развитии
анархистских
идей и взглядов не является столь простым, как его изображают
буржуазные
интерпретаторы и сами анархисты. Анархизм продолжает оставаться сегодня
не
менее многоликим, чем он был в прошлом веке. Его олицетворением
по-прежнему
остается противоречивые позиции мелкого буржуа- колеблющегося и
агрессивного.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 605 чел.