Семен Людвигович Франк философом, который пытался разъяснить
природу
человеческой души и знаний человека. Выработать систему философского
миропонимания, в особенности религиозно окрашенную, нельзя без теории
знания.
Франк особенно выделял в человеке два понятия: интуиция и логическое
знание и
во всех своих трудах пытался объяснить, что же такое бытие?
Возможность интуиции, говорил Франк, как знания о бытии,
независимом от
сознания, объясняется тем, что бытие индивидуума укоренено в Абсолютном
как
Всеединстве, вследствие чего всякий предмет до всякого знания о нем
близок к
нам совершенно непосредственно, так как мы с ним "слиты не через
посредство сознания, а в самом нашем бытии". Всякое логическое
отвлеченное
знание возможно не иначе, как на фоне интуиции этого Всеединства.
Логическое знание же по Франку, имея дело с элементами,
выделенными из
целого, всегда имеет отвлеченный характер и относится к низшему слою
бытия,
прерывистого и лишенного жизни; оно дано в созерцательной интуиции. Все
живое
бытие, развертывающееся во времени в форме сплошного творческого
становления,
относится к области магического; для постижения его требуется не
созерцательная
интуиция, не знание-мысль, а живое знание, знание-жизнь, достижимое в
те моменты,
когда наше я "не только созерцает объект, но и живет им".
Философские основы психологии Франк развил в своей книге "Душа
человека". Он исследует в ней стихию душевности как бытия, проникнутого
субъективностью, изучает изменения, происходящие в нем, когда оно
становится
осознанным как объект, разграничивает сферу духовного и душевного.
Учения, изложенные в книгах "Предмет знания" и "Душа
человека", углублены и дополнены в книге "Непостижимое".
Высказав много знаний о непостижимом, Франк ставит вопрос, как
это возможно,
что мистики, признавая Бога непостижимым, в то же время дают много
сведений о
Нем. Отвечает он на этот вопрос так. Рациональное знание достигается
путем
различения, средством которого служит отрицание. Непостижимое находится
по ту сторону
отрицания: оно есть область отрицания самого отрицания или преодоления
отрицания. О непостижимом нельзя сказать, что оно есть "либо одно, либо
другое", как всеобъемлющая полнота оно есть "и то, и другое".
Однако это и не точно, В своих Сочинениях Франк доказывает путем довода
рациональных знаний, что невозможно понять непостижимое, так как мы
являемся
частью этого, как он называет, самобытия.
В книге "С нами Бог" Франк излагает основы христианства и
доказывает, что все существенное содержание христианства основано на
религиозном опыте, на "встрече человеческого сердца с Богом", на
живом "общении с Богом". Различая два понятия веры, веру как доверие,
и веру, как достоверное знание, Франк показывает, что доверие к
авторитету
предполагает такие переживания, которые свидетельствуют, что авторитет
действительно выражает истину о Боге. Следовательно, даже и вера в
религиозный
авторитет опирается на веру как знание, основанное на религиозном
опыте. Точно
так же он доказывает связь нашего доверия к "положительному
откровению" с нашими непосредственными религиозными переживаниями.
Проблемы социальной философии Франк излагает главным образом в
брошюре
"Очерк методологии общественных наук", Общество есть, согласно
Франку, первичная целость, единое существо. Опираясь на свою теорию
знания и на
свое учение о душе человека, он показывает, что сознания различных
индивидуумов
не обособлены, а всегда до некоторой степени слитны и что общение
индивидуальных сознаний есть "первичное свойство всякого сознания".
Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепенно
дифференцируется из
сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так что индивид в
подлинном и
самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.
Мысль о "Творении мира Богом из ничего" Франк заменил на его
такой
теорией творения мира Богом, в которой сохранены только слова
"творение", "творец", но понятий этих нет.
Я думаю, Франк внес огромный вклад в мировую философию, внеся
свои поправки
и домыслы в существующие и доказанные философами, работавшими до него.
Также он
развил свою, новую теорию о сотворении мира и разделил понятие личности
на
интуитивную личность и личность, основанную на рациональных знаниях.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 573 чел.