История человеческого общества в определенном смысле являет
собой картину
его изменяющегося взаимодействия с природой.
Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все
сущее, в том
числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в
этом смысле
она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это материя,
взятая
во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого
универсума,
хотя и уникальная по своим возможностям.
В системе античного мышления природа понималась, как
подвижное, изменяющееся
целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе,
сколько
воспринимался как одна из его частей. У античных философов, как мы
знаем,
понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому
понятию
природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как
нечто не
только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное.
Идеалом
считалась жизнь в согласии с природой.
Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой
христианской
культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто
сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он
в
процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более того,
природа
нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть или
подчинить, а
жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала -
души с
греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для
негативного
отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия.
Подобная
система взглядов не могла стимулировать интерес к научному познанию
природы.
В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек
открывает для себя
красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней
источник
радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья.
Природа
начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной
человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход
человека
от природного, естественного начала к социальному является источником
всех
наших несчастий.
Зависимость человека от природы, от естественной среды
обитания,
существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не
оставалась
постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во
взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и
общения
формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным
пунктом
выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный
отбор:
выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей,
которые в
своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым
требованиям
сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало
зачатки
нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным
отбором и
передачей опыта. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно
становился
на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических
закономерностей. В
преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные
закономерности на фоне активного действия биологических. Это
осуществлялось в
процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались,
передаваясь от
поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную
“культурную” традицию. Процесс труда начинается с
изготовления орудий, а их
изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Лишь
коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в
коллективе
предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд,
являющийся
выражением социальной деятельности и формированием зачатков
производственных
отношений.
Труд есть “… процесс, совершающийся между
человеком и природой, процесс, в
котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и
контролирует
обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., том 23,
стр. 188) .
Язык - важнейшее средство осуществления трудового процесса,
обусловивший
могучий прогресс в развитии человеческого мышления.
Между природным и общественным нет пропасти - общество
остается частью более
обширного целого природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой.
Человек
живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды.
Она есть
зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своего
возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду,
используя
достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в
наследство
будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства
культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие
климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил
их.
Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального
производства, науки и техники, общественных потребностей, а также
характером
общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия
общества на природу происходит расширение рамок географической среды и
ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить
современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих
поколений
и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно
не сможет
существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже
необратим.
В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное
влияние на
развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как
условия
среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив,
препятствовали
развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой определенной
стихии,
человек вырвал у негостеприимной суровой природы средства существования
ценой
мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной
природы
ведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его развитие
естественной
необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской
деятельности
общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию
стран и
районов.
Природная среда жизни общества не ограничивается лишь
географической средой.
Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего
живого-
биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли,
воды,
рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате
длительной
эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне
дифференцированная
равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи
самоорганизующейся
системой развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого.
История жизни
на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз
происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к
исчезновению
разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный
процесс
биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных
биосфера
включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его
влияние
ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более
могучее и
интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием
науки и
техники.
С возникновением человечества осуществляется переход к новому
качественному
состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos ум, разум)
представляющий
собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не отвлеченное царство
разума, а
исторически закономерная ступень развития биосферы. Ноосфера - новая
особая
реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами
преобразующего
воздействия общества на природу. Она предполагает не только
использование
достижений наук, но и разумное сотрудничество государств, человечества
и
высокие гуманистические принципы отношения к природе - родному дому
человечества.
Экология (от греческого oikos - обиталище, местопребывание) -
это и есть
наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его
населяет.
Экология - комплексное научное направление, изучающее закономерности
взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью
поддержания
динамичного равновесия системы “общество-природа”
..
В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный
характер,
человек брал от природы столько, сколько позволяли его собственные
производственные силы. Но взаимоотношения человека с естественной
средой
обитания все более опосредовались созданием им “второй
природы” , человек
повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.
Изобретая способы получения и использования железа и его
сплавов, человек
резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой.
Вместе с тем,
с течением времени само развитие цивилизации оказывается зависимым от
имеющихся
на земле запасов железных руд, от их хозяйственного использования. В
наши дни
эта зависимость нередко обнаруживается крайне динамическим образом,
поскольку
масштабы применения многих видов ресурсов приводят к исчерпыванию
имеющихся на
планете запасов этих ресурсов.
Таким образом, не только человек зависит от природы, но и
природа зависит от
него.
Взаимодействие человека и природы, общества и среды его
обитания в
результате бурного роста промышленного производства во всем мире
достигло
предельных критических форм и размеров. Встал вопрос об угрозе самому
существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и
загрязнения среды его обитания.
Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с
ним части
природы. Человек - часть и порождение великой “Матери-
природы” . “Человек, -
писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с
которым
человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не
умереть.
Общество есть законченное сущностное единство человека с природой,
подлинное
воскресение природы, осуществленный натурализм человека и
осуществленный
гуманизм природы.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 42, стр.
92) .
“Тело человека” уже не может
ограничиваться его биологическим параметрами, а
включает так же и то, что ранее воспринималось, как “внешняя
природа” . Человек
в своем природно-биологическом качестве - это не просто
“часть” природы, а ее
органический элемент, находящийся во взаимодействии с другими
элементами и
частями, составляющими некоторое динамически противоречивое единство. В
настоящее время взаимодействие общества и природы, человека и среды его
обитания, составляет существо экологической проблемы. Это и загрязнение
атмосферы, морей, рек, океанов, и Чернобыльская проблема, возникновение
эпидемий, неизвестных ранее болезней, нарушений температурного баланса.
Острое осознание возможности глобального экологического
кризиса ведет к необходимости
разумной гармонизации взаимодействий в системе “техника -
человек - биосфера” .
В настоящее время глобальность экологических проблем требует
от человека
иного способа мышления, новой формы его самосознания - экологического
сознания.
Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как
единое
целое в своем отношении к природе.
Список использованной литературы:
Введение в философию. Учебник в двух частях./ П/р Фролова С.
М. - М.: 1989г.
Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ П/р Бычко. - К.:
1993г.
Философские проблемы взаимодействия общества и природы./
Воронович Б. А. -
М.: 1982г.
Человек, цивилизация, общество./ Сорокин П. - М.: 1992г.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 543 чел.