План.
I. Материя как философская категория.
1. Домарксистское понятие о материи.
2. Определение материи К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И.
Лениным.
II. Всеобщие атрибуты и основные способы существования
движущейся материи.
1. Отношение времени и пространства к материи.
2. Теория относительности Эйнштейна.
III. Пространство и время.
1. Пространство и время, как формы существования материи.
2. Общие свойства пространства и времени.
3. Особенности свойств пространства и времени.
4. Пространственно-временные свойства материи.
Что представляет собой окружающий мир? - вот первый
философский вопрос.
Окинем мысленным взором предметы и явления природы. Здесь мельчайшие
частицы и
гигантские звездные системы, простейшие одноклеточные организмы и
высокоорганизованные живые существа. Предметы различаются величиной,
формой,
цветом, плотностью, сложностью строения, составом и множеством других
свойств.
Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное
множество
предметов и явлений, обладающих самыми разнообразными свойствами. Не
смотря на
различия всем им присущи два важнейших признака: 1) все они существуют
независимо от сознания человека, и 2) способны воздействовать на
человека,
отражаться нашим сознанием.
В домарксистской философии сложились различные концепции
материи:
атомистическая (Демокрит) , эфирная (Декарт) , вещественная (Гольбах) .
“...
Материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на наши
чувства”
(Гольбах. Система природы) . Общим для всех концепций было
отождествление
материи с ее конкретными видами и свойствами или с атомом, как с одной
из
простейших частиц лежащих в основе строения материи.
Разрабатывая научное определение материи, К. Маркс и Ф.
Энгельс имели в виду
объективный мир в целом, всю совокупность составляющих его тел.
Опираясь на
диалектический и исторический материализм Маркса и Энгельса, В. И.
Ленин дальше
развил это учение, сформулировав в работе “Материализм и
эмпириокритицизм”
понятие материи. “Материя есть философская категория для
обозначения
объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая
копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них” . (т. 18, стр. 131) .
От философского понятия материи нужно отличать
естественнонаучные и
социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское
понимание материи отражает объективную реальность мира, а
естественнонаучные и
социальные представления выражают его физические, химические,
биологические,
социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из
чего он
состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают
конкретными видами ее существования, как, например, неживая, живая и
социально
организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы,
производственные отношения и т.д. Все эти виды существования материи
изучаются
различными естественными, общественными и техническими науками.
Всеобщими атрибутами и основными способами существования
материи являются
движение, пространство и время. Материя внутренне активна, она способна
к
качественным изменениям, и это говорит о том, что она находится в
движении.
Движение не случайное, а неотъемлемое свойство материи, и
“обнимает собой все
происходящие во вселенной изменения и процессы” (Ф. Энгельс,
“Диалектика
природы” , т. 20, стр. 391) .
Всеобщими атрибутами движущейся материи являются пространство
и время.
вопрос об отношении времени и пространства к материи (т.е. является ли
время и
пространство реальными, или это абстракции, существующие только в
сознании) ,
прежде всего интересует философию. Существуют различные взгляды на
вопрос
зависимости времени и пространства от материи. Так, философы-идеалисты
рассматривают время и пространство как формы чувственного созерцания
(Кант) , то
как формы индивидуального сознания (Беркли) , то как категорию
абсолютного духа
(Гегель) .
Философы-материалисты подчеркивают объективность времени и
пространства.
Древние философы (Демокрит, Эпикур) , основывались на атомистических
учениях,
естествоиспытатели вплоть до 20-го века сравнивали пространство с
пустотой
(считая его одинаковым и неподвижным всегда) , а время - как такое,
которое
протекает равномерно. Так, естествознатели 18 - 19 вв., говоря об
объективности
времени и пространства, рассматривали их как самостоятельные формы,
отрывая
друг от друга, как существующие независимо от материи и движения.
Современные ученые - физики опровергли представление о
пространстве как о
пустоте, и о времени, как о едином для Вселенной.
Благодаря своей теории относительности Эйнштейн показал, что
время и
пространство существуют не сами по себе, а находятся в тесной
взаимосвязи,
теряя свою самостоятельность и выступая при этом как стороны единого
целого.
Теория относительности доказала, что течение времени и
протяженность тел
зависят от скорости движения этих тел. Это определение диалектического
материализма. Последний признает не только внешнюю связь времени и
пространства
с движущейся материей, а считает, что движения является сущностью
пространства
и времени. Следовательно материя, движение, время и пространство
неотъемлемы
друг от друга. Большую роль в создании современной теории времени и
пространства сыграли идеи Лобачевского, Гаусса, Бойана. Учение Кванта о
времени
и пространстве, как формах чувственного восприятия, опровергло открытие
невклидовой геометрии.
Зависимость свойств пространства от физической природы
материальных тел,
физико-химические свойства которых обуславливает расположение атомов в
них,
обнаружили исследования Бутлерова, Федорова и их последователей.
Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в
своем
развитии дает все более правильное и глубокое представление о времени и
пространстве как о реальных и объективных формах.
Что же такое пространство и время? Пространство и время - это
всеобщие формы
существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и
времени.
Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания.
Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства
пространства и времени. Пространство и время зависят не только от
материи, но и
друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом
перемещении: по
положению солнца на небе можно определить время, а для определения
координат
космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь
пространства и
времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие
четырехмерного пространства и- времени(пространства Минковского) . Так
данные
современного естествознания подтверждают единство материи, движения,
пространства и времени. Пространство - есть форма бытия материи,
характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие
материальных
тел во всех системах. Время - форма бытия материи, выражающая
длительность ее
существования, последовательность смены состояний всех материальных
систем.
Время и пространство обладают общими свойствами. К ним
относятся: -
объективность и независимость от сознания человека; - их абсолютность
как
атрибутов материи; - неразрывная связь друг с другом и движением; -
единство
прерывного и непрерывного в их структуре; - зависимость от процессов
развития и
структурных изменений в материальных системах; - количественная и
качественная
бесконечность.
Различают монологические (направление, непрерывность,
необратимость) и
метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.
Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им
свойственны
некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты
материи,
хотя и тесно связанные между собой.
Так, ко всеобщим свойствам пространства относятся: -
протяженность, т.е.
взаимное расположение и существование различных тел, возможность
прибавления
или уменьшения какого-либо элемента; - связность и непрерывность,
которая
проявляется физическим воздействием через поля различного характера
перемещения
тел; - относительная прерывность, т.е. раздельное существование
материальных
тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.
Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все
материальные
процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих
свойств
пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и
асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные
формы и
размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел,
скорости их
движения, взаимодействия с внешними полями.
Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в
пространство
другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его
неисчерпаемость как
в количественном так и в качественном отношении.
К всеобщим свойствам времени относятся объективность,
неразрывная связь с
атрибутами материи (пространством, движением и др.) , длительность
(выражающая
последовательность существования и смены состояний тел) образовывается
из
возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь
период
существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.
Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время
существования
этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из
ничего и не
уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов
между
моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени.
Время
одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к
будущему.
Специфические свойства времени: - конкретные периоды
существования тел (они
возникновенны до перехода в иные формы) ; - одновременность событий
(они всегда
относительны) ; - ритм процессов, скорость изменения состояний, темп
развития
процессов, и др.
Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от
друга
пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала
пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство
не
существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт
человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том,
что нет
вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие
миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая
или
разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие
предметы и
явления. Цитата из идей Бердяева подтверждает это: “... Но
для философии,
существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть
порождение
событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт
не
предполагает ни времени, ни пространства, он порождает время и
пространство” .
Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и
везде,
всегда и везде будет существовать.
Список использованной литературы:
1. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений,
2 том. П/р
Фролова И. Т. - М., 1989г.
2. Мир философии. Книга для чтения, 1 часть. М., 1991г.
3. Фiлософiя. Курс лекцiй. П/р Бичко I. В. - К., 1993г.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 565 чел.