Современный аудит - это особая организационная форма контроля.
Он неплохо
зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже
экономики
условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России.
Говоря
другими словами, современный аудит - это неотъемлемый элемент
инфраструктуры
рынка. В этом и состоит его особенность.
В проектах российских стандартов аудиторской деятельности
дается следующее
определение аудита.
Аудит – это независимая
экспертиза финансовой отчетности предприятия
на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета
(документов
Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета) , соответствия
хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и
точности
отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза
завершается составлением аудиторского заключения.
Аудитор – это квалифицированный
специалист, аттестованный на право
аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством.
В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит существует
уже давно,
этот термин практикуется весьма многообразно.
Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого
уровня информационного
риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся
ложные или
неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.
В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются
точность
отражения в них финансового положения и результатов деятельности
предприятия,
соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и
критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего
законодательства.
Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности
отчетности
предприятия, соблюдение действующего законодательства и составление
аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.
Существует несколько определенных правил, касающихся
деятельности
независимых аудиторов: свободный выбор аудитора (аудиторской фирмы)
хозяйствующим субъектом; договорные отношения между аудитором
(аудиторской
фирмы) и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента
и быть
независимым от указаний каких-либо государственных органов; возможность
отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения
отмеченных
недостатков; невозможность аудиторской проверки при родственных или
деловых
отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу
аудиторской
деятельности; запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься
хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с
выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенным
законодательством.
Цель аудита – выражение мнения по поводу
достоверности финансовой
отчетности, оказание услуг, помощь, сотрудничество с клиентом. Цель
ревизии –
выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.
Характер аудита – предпринимательская деятельность.
Характер ревизии –
исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.
Основа взаимоотношений аудита – добровольность,
осуществление на основе
договоров. Основа взаимоотношений при ревизии –
принудительность, осуществление
по распоряжению вышестоящих или государственных органов.
Управленческие связи аудита – горизонтальные связи,
равноправие во
взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним.
Принцип оплаты услуг аудита – оплату производит
клиент, ревизии – оплату
производит вышестоящее звено или государственный орган.
Практические задачи аудита – улучшение финансового
положение клиента,
привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов) , помощь и
консультирование
клиентов. Задача ревизии – сохранение активов, пресечение и
профилактика
злоупотреблений.
Результаты аудита – аудиторское заключение
– документ, имеющий юридическое
значение для всех юридических физических лиц, органов государственной
власти и
управления, органов самоуправления и судебных органов. Итоговая часть
аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении
достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована.
Результаты
ревизии - акт ревизии – внутренний документ, в котором
отмечаются все
выявленные, даже незначительные, недостатки. Акт должен быть передан
вышестоящему и другим органам.
Правовое регулирования аудиторской деятельности в России
Нельзя сказать, что Временные правила или Проект
закона уже решили
все проблемы, связанные с аудиторской деятельностью. Очевидно, первые
документы
и не могли предусмотреть всех законодательных тонкостей и проблем
аудита в
стране, едва ставшей на путь создания гражданского общества и правовой
экономики. Напомним еще раз о практике законотворчества в области
аудита
Америки и Европы: свои нормативные акты по аудиту в его современных
формах они
совершенствуют и обновляют уже полтора столетия.
Необходимо особо отметить, что аудит в бывшем СССР и России,
отзываясь на
растущий спрос и находя все более широкое практическое применение,
настоятельно
требовал правового регулирования еще с рубежа 80-90-х гг. И он нашел
его в ряде
законодательных и нормативных актов. Многие из них действуют и сегодня
как не
противоречащие законодательству России.
Так, законодательное закрепление аудита (обязательные
ежегодные проверки
деятельности различных экономических субъектов аудиторскими
организациями) еще
в те годы содержалось и сохранилось до наших дней, повторенное и
закрепленное в
других, обновленных законодательных актах: а) по банковскому аудиту - в
ст. 43
и 45 Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности в
РСФСР” от 02.12.90 г с
изменениями, внесенными Законом РСФСР от 13.12.91 г. и др. ; б) по
балансу,
операциям и по счетам Центрального банка России - в ст. 8 Закона РСФСР
“О
Центральном банке РСФСР (Банке России) ” от 02.12.90 г; в) по
бухгалтерской
отчетности предприятий с иностранными инвестициями и иностранных
юридических
лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории
Российской
Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации “О
налоге на прибыль
предприятий и организаций” от 27.12.91г. с последующими
изменениями и
дополнениями; г) правило об обязательном аудите было распространено на
инвестиционные фонды, а также на страховые организации и компании (в
ст. 29
Закона Российской Федерации от 27.12.92 г “О
страховании” и др.) . ' *
Возможность (хотя и не обязательность) проведения аудиторских проверок
других
экономических субъектов также содержалась в те годы в ряде нормативных
актов. К
середине 90-х гг они дополнились положениями о подтверждении
достоверности
бухгалтерской отчетности различных экономических субъектов,
неоднократно
упомянутых в первой и второй частях Гражданского кодекса Российской
Федерации,
в Законе Российской Федерации “Об акционерных
обществах” , в ряде постановлений
Правительства Российской Федерации, в частности от 07.12.95 п № 1355 с
последующими дополнениями (подробное рассмотрение которых еще впереди)
.
Были утверждены основные критерии деятельности экономических
субъектов, по
которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной
ежегодной аудиторской проверке. Далее, правило об обязательном
подтверждении
публикуемой отчетности независимой аудиторской организацией закреплено
в
Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и
т.д.
Однако не будем забегать вперед и перечислим примеры
установления
возможности проведения аудиторских проверок до середины 90-х гг: а) в
ст. 155
Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совета
Министров РСФСР от 25.12.90 г., предусмотрена
возможность проведения
аудиторских проверок акционерных обществ с целью подтверждения годовой
финансовой отчетности; б) Положение об аудите содержалось в
законодательстве о
ценных бумагах и др.
Аудиторская деятельность в Российской Федерации не подменяет и
не заменяет
государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
предприятий и
организаций, который осуществляют соответствующие специально
уполномоченные
государственные органы. Среди них: а) Министерство финансов России со
Счетной
палатой; б) Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов
России; в) органы
валютного контроля (включая Федеральную службу по валютному и
экспортному
контролю) ; г) органы таможенного контроля (включая государственный
таможенный
комитет) ; д) Государственная налоговая служба Российской Федерации,
Департамент налоговой полиции и др.
Аудиторская палата России, состоящая из теоретиков и практиков
аудита,
представителей аудиторских фирм и аудиторских объединений, могла бы
взять на
себя руководство аудиторской деятельностью в стране. Это может быть
осуществлено либо взамен ныне существующей Комиссии, либо
Аудиторская
палата России могла бы работать совместно с этой Комиссией, как
предусмотрено в Проекте закона.
Цели, основные направления деятельности, права и обязанности
Аудиторской
палаты России следовало бы отрегулировать в Федеральном законе
“Об аудиторской
деятельности” , причем более выверено, нежели это сделано
сейчас в Проекте
закона.
Например, если с течением времени возникнет такая потребность,
то в составе
руководящего органа может быть создан Дисциплинарный комитет, в
обязанности
которого вошло бы рассмотрение претензий в отношении имеющих лицензию
аудиторов
при поступлении заявлений о нарушении ими положений Временных
правил. Дисциплинарный
комитет как руководящий орган мог бы выполнять и определенные процедуры
по
наложению штрафов и прочих взысканий, по приостановке действия лицензии
на
осуществление аудиторской деятельности либо на ее отзыв. Однако и такой
орган,
по нашему мнению, как правило, не должен рассматривать разногласия
между
аудитором и экономическим субъектом по коммерческим вопросам.
По Временным правилам в Российской
Федерации уже действительно
установлены крупные штрафные санкции для аудиторов (подробный анализ
которых
несколько ниже, в последующих главах книги) , вплоть до полного
возмещения
убытков, понесенных государством и проверяемым субъектом, при
неквалифицированном выполнении аудита. Но критерии квалификации аудита
пока не
установлены.
Однако следует решительно возражать против попыток переложить
на аудиторов
ответственность за контроль над точным исчислением и поступлением в
бюджет
налогов от предприятий. Между тем в печати уже высказывались
предложения, в
соответствии с которыми надо освободить налоговую инспекцию от контроля
за
налогообложением юридических лиц, передав эти функции аудиторам, а
самих
аудиторов подвергать крупным штрафам в тех случаях, если налоговая
инспекция и
налоговая полиция предъявляют санкции к различным проверенным
экономическим
субъектам.
Независимая проверка аудиторами бухгалтерской отчетности,
платежно-расчетной
и иной документации - это действительно их прямая задача, и она должна
ими
выполняться, в особенности по обязательному аудиту. А вот проверка
налоговой
отчетности и налоговых деклараций, а также других финансовых
обязательств и
требований экономических субъектов, по мнению многих аудиторов, должна
осуществляться преимущественно на основе иных специально заключаемых
договоров.
Попытки переложить на аудиторов обязанности по контролю и даже
материальную
ответственность за поступление налогов в бюджет без предоставления
соответствующих прав вступают в противоречие со всей мировой практикой.
Это
противоречит принципу независимости аудиторов и вообще может
ликвидировать
рынок аудиторских услуг в стране, что, безусловно, только
дестабилизирует
нынешнюю и без того сложную экономическую ситуацию.
Оказание аудиторских услуг должно базироваться на здоровой
конкуренции между
аудиторами и предприятиями как их клиентами. Она должна осуществляться
главным
образом на горизонтальных добровольных связях и отношениях. А налоговая
инспекция
должна следить за доходами и юридических, и физических лиц, обеспечивая
полное
и своевременное поступление платежей в бюджет по вертикали.
Осуществление же
упомянутых предложений о передаче контроля за налогообложением
юридических лиц
аудиторам в корне неверно. При подобной практике аудиторы превратились
бы во
внештатных сотрудников налоговых инспекций, к тому же не получающих из
бюджета
заработной платы за свою работу.
Гражданский кодекс Российской Федерации, а также законы
“Об основах
налоговой системы в Российской Федерации” и “О
Государственной налоговой службе
РСФСР” возлагают обязанности по контролю за поступлением
налогов в бюджет
именно на налоговую службу. А аудиторы и их услуги упомянуты в
Гражданском
кодексе Российской Федерации (части первая и вторая) совсем в другом
контексте:
ст. 39 (возмездное оказание услуг) ; ст. 91 (управление в обществе с
ограниченной ответственностью) ; ст. 103 (управление в акционерном
обществе) ;
ст. 561 (удостоверение состава продаваемого предприятия) . Таким
образом,
разрабатываемый Федеральный закон “Об аудиторской
деятельности” не должен
противоречить указанному уже действующему законодательству. При
подготовке
законов, в той или иной мере касающихся аудиторской деятельности и
бухгалтерского учета, специалисты предлагают использовать, например,
опыт
подготовки Закона Российской Федерации “О несостоятельности
(банкротстве)
предприятий” . В преамбуле этого закона раскрыты основные
понятия, используемые
именно в его целях. Подобный подход к определению понятий, имеющих
существенное
значение для толкования Федерального закона “Об аудиторской
деятельности” , на
наш взгляд, крайне важен. Это позволит снизить риск искажений понятий
аудиторской деятельности в подзаконных актах различных государственных
органов.
Кроме того, законодательное закрепление основных понятий в аудите дало
бы
существенный толчок к развитию легитимных определений, которые пока
отсутствуют, а переводная западная литература, к сожалению, еще не
выработала
устоявшейся терминологии российского аудита. Это будет способствовать и
соответствующим научным исследованиям в столь важной для рыночной
экономике
области деятельности.
В соответствии с Проектом закона (как и
сейчас по Временным
правилам) вновь создаваемые аудиторские фирмы России
начинают (а существующие
продолжают?) свою работу после государственной регистрации в качестве
субъекта
предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в
Государственный реестр аудиторов (ст. 4) . Ведение реестра сейчас
организует Комиссия
(ч. IV, п. 8 Временных правил) , а по Проекту
закона -
Аудиторская палата России (ст. 10) , которую Проект закона
наделяет
широкими полномочиями. И в связи с этим по-прежнему остается актуальным
ряд
вопросов, причем многие из них уже хорошо знакомы, поскольку те же
огрехи были
и во Временных правилах (п. 9, II, 18 и др.) .
Не понятно, например, как такое требование государственной
регистрации в
качестве субъекта предпринимательской деятельности согласуется с п. 1,
ст. 34
Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (там тоже
требуется включение всех предприятий в Государственный реестр) . Есть
ли
необходимость вести два государственных реестра? Но допустим, есть,
второй -
специализированный, только для аудиторов (в отличие, скажем, от юристов
или
художников, артистов или сапожников) .
Далее, из содержания такой нормы прямо не вытекает, что в
аудиторской фирме
уже при ее государственной регистрации, а не позже обязательно должен
быть
аттестованный аудитор. Строго говоря, к такому выводу можно прийти из
анализа
некоторых других статей Проекта закона (а
Правительство Российской
Федерации еще ввело и имущественный ценз для таких специалистов в 51 %
от
уставного капитала фирмы) , но к чему такая двусмыслица для
отечественных
аудиторов? (Кто от этого получает удовольствие, мы покажем ниже, в этой
же
главе.) Напомним, что в соответствии со ст. 36 Закона "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" необходимо еще и разрешение
администрации района (города) на занятие хозяйственной деятельностью.
Основной же предпосылкой качественного повышения уровня
аудиторской
деятельности является коренное изменение системы бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами. Учитывая важность данного
вопроса
для дальнейшего развития аудиторской деятельности и в целом
инвестиционного
процесса, нам представляется необходимым укрепить связь аудита с
принятой
системой учета, причем сделать это именно на законодательном уровне, а
не на
уровне, скажем, стандартов. Причем времени на решение проблем аудита
практически не осталось. Дело в том, что Временные правила, а
теперь и Проект
закона породили больше вопросов, чем ответов, и с вводом их в
действие, как
уже было подчеркнуто и что будет исследовано ниже, риск аудиторской
деятельности для отечественных фирм существенно повысился.
Виды аудиторских услуг
На Западе, а теперь и в России известны различные виды (типы)
аудита.
Элементы некоторых из них в нашей стране существовали, хотя они и не
назывались
элементами аудита. Другие элементы и даже виды аудита только сейчас
начинают
развиваться.
Во Временных правилах, как и в Проекте
закона, нет перечня
видов аудита, а есть попытка перечислить виды аудиторской деятельности,
что
далеко не одно и то же. Самая первая попытка перечня видов услуг
аудиторов и
аудиторских фирм, по моему мнению, оказалась не совсем удачной и тем
более
далеко не полной. Поэтому, потребность в услугах аудитора возникла в
связи со
следующими обстоятельствами:
Все эти предпосылки привели к возникновению общественной
потребности в
услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку,
квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.
Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих
достоверность
финансовой информации.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности
решают ряд задач,
связанных с оказанием аудиторских услуг: проверка ведения
бухгалтерского учета
и составления отчетности, законности хозяйственных операций; оказание
помощи в
организации бухгалтерского учета; оказание помощи в восстановлении и
ведении
учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности; оказание
помощи в
налоговом планировании и расчете налогов; консультирование по отдельным
вопросам ведения учета и составления отчетности; экспертные оценки и
анализ
результатов хозяйственной деятельности; консультирование по широкому
кругу
финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту,
технологическое и
экологическое консультирование и др. ; разработка учредительных
документов и
др. ; предоставление информации о будущих партнерах; информационное
обслуживание
клиентов; другие услуги.
Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом
управленческого
контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных
предприятиях в
связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным
контролем
деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний
аудит
дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность
отчетов
менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для
предотвращения
потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри
предприятия.
Определенные функции внутренних аудиторов выполняют
ревизорские группы при
бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или
финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и
включают в
себя:
Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим
или производственным
аудитом.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами,
является одним из
видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности
использования
его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Довольно близок к управленческому аудиту аудит
хозяйственной деятельности,
т.е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации,
проводимый
для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом
эффективности
работы или административного управления и организации. При аудите
хозяйственной
деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний
анализ
определенных видов деятельности.
Этот вид аудита преследует три цели: оценка эффективности
управления;
выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение
рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий;
Аудит на соответствие требованиям. Этот
аудит заключается в анализе
определенной финансовой деятельности субъекта в целях определения ее
соответствия предписанным условиям, правилам или законам.
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит. Аудит
финансовой
отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью
вынесения
заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым
правилам
бухгалтерского учета.
Специальный аудит – это проверка конкретных вопросов
в деятельности
хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и
правил,
обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и
эффективность
деятельности управляющих, правильность составления налоговой
отчетности,
использование социальных фондов и др.
Обязательный и инициативный аудит. Обязательная
аудиторская проверка
проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством
или по
поручению государственных органов. Объем и порядок проведения
обязательного
аудита регламентируется законодательными нормами.
Первоначальный и согласованный аудит. Первоначальный
аудит проводится
аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента.
Согласованный
(повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой)
повторно
или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его
положительных
и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах
длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в
организации
системы внутреннего контроля и др.) .
С точки зрения развития аудит разделяется на 3 стадии и,
соответственно, 3
вида:
С точки зрения направленности аудит подразделяется на:
общий аудит (предприятия и их объединения
независимо от
организационно – правовых форм и видов собственности,
организации и учреждения)
;
банковский аудит; аудит страховых компаний; аудит
бирж; аудит внебюджетных
фондов; аудит инвестиционных институтов и др.
Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской
деятельностью
проводится в учебно – методических центрах (центрах по
аттестации аудиторов) ,
определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте
Российской
Федерации.
Аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские фирмы могут
заниматься
аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее
осуществление.
Аудит учета и отчетности операций по реализации продукции
2.1. Проверка организации учета по счету 46
“Реализация продукции (работ,
услуг) ”
Задание 1. Используя ведомость отгрузки и
реализации продукции (табл.
1.) , осуществить проверку этого регистра, ответив на следующие
вопросы:
Согласно п. 9 Указа Президента РФ “Об основных
направлениях налоговой
реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной
дисциплины” от
08.05.96г. №685 все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны
составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг) . При
этом в
Порядке ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС
закреплено,
что счетом-фактурой оформляется каждая отгрузка товаров (выполнение
работ,
оказание услуг) , как облагаемых НДС, так и не облагаемых налогом.
Учет счетов-фактур производится:
Право на возмещение из бюджета сумм НДС возникает в случае
если товар (услуга,
работа) оплачен (и в платежном документе выделена сумма НДС) , получен
(в
накладной также должен быть выделен НДС) и выписан счет-фактура.
Если суммы НДС по оплаченным счетам-фактурам не подлежат
зачету или
счет-фактура выписан на необлагаемую продукцию, то эти счета-фактуры
переносятся из журнала учета в книгу покупок в тот отчетный период,
когда
осуществляется бухгалтерский учет этих операций. Необходимо
организовать также
раздельный учет по приобретаемым ресурсам, используемым при
производстве дотируемой
продукции.
Необходимо также отметить, что счета-фактуры, выписанные по
предоплате, не
учитываются в книге покупок.
Вступительным сальдо будет
являться по дебету -
сумма задолженности покупателей и заказчиков по отгруженной им
продукции,
сданным работам, услугам, по кредиту – сумма задолженности
организации перед
покупателями.
Дебетовый оборот составляют суммы отгруженных товаров в
отчетном месяце – в
данном случае 48000+72000=120000. В кредитовый оборот входят суммы
полученные
за товар (работы, услуги) , в данном случае – 48000.
При проверке ведомости отгрузки и реализации продукции за
1999г. обнаружены
следующие ошибки
Дата и номер счет-фактуры |
Дата и № накладной |
Покупатель |
Количество отгруженной продукции |
Отпускная цена за единицу отгруженной продукции |
Стоимость отгруженной продукции по отпускной цене
включая НДС |
Стоимость отгруженной продукции без НДС |
Отметки об оплате |
Сумма оплаты |
Отгружены и не оплачены в предыдущие периоды |
4 |
12000 |
48000 |
40000 |
- |
- |
||
Итого |
4 |
48000 |
40000 |
- |
- |
|||
Отгружено в 1998г |
4 6 |
12000 12000 |
48000 72000 |
40000 60000 |
48000 |
|||
Итого |
10 |
120000 |
100000 |
48000 |
||||
Всего |
14 |
168000 |
140000 |
48000 |
2.2. Проверка налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль у
предприятий, осуществляющих учет реализации по методу начисления
(“отгрузка” )
, учет выручки для целей налогообложения – кассовым методом
(“по оплате” ) .
Правильность формирования выручки контролируется на основе
записей в
журнале-ордере №11 по кредиту счета №46, в корреспонденции со счетом 62
или
51,52.
Журнал-ордер №11 за 1998г.
Показатель |
Сумма |
По счету 45 “Товары
отгруженные” |
|
1. Фактическая себестоимость отгруженной и неоплаченной
продукции /сальдо/ |
32000 |
2. Отгруженная и неоплаченная продукция по предъявленным
счетам /сальдо/ |
48000 |
3. Фактическая себестоимость продукции в течении месяца |
96000 |
4. Отгруженная в течение месяца продукция по
предъявленным счетам |
120000 |
5. Фактическая себестоимость продукции в течение месяца
и остатка |
128000 |
6. Отгруженная в течение месяца продукция и её остаток
по предъявленным счетам |
168000 |
7. Процентное отношение фактической себестоимости к
сумме по предъявленным счетам |
76% |
8. Сальдо отгруженной, но не оплаченной на конец месяца
продукции по предъявленным счетам |
72000 |
9. Фактическая себестоимость отгруженной и не оплаченной
продукции /сальдо/ |
54720 |
По счету 46 “Реализация продукции
(работ, услуг) |
|
10. Реализованная /оплаченная/ продукция |
120000 |
11. НДС в составе реализованной /оплаченной/ продукции |
20000 |
12. Фактическая себестоимость реализованной продукции |
73280 |
13. Коммерческие расходы |
- |
14. Прибыль |
26720 |
15. Убыток |
- |
В случае, если учетная политика предприятия “по
оплате” делается
корректировка прибыли для целей налогообложения:
Журнал хозяйственных
операций, на наш взгляд,
будет выглядеть следующим образом:
Содержание хозяйственной операции |
Кор. счет |
Сумма |
|
Дебет |
Кредит |
||
Списаны фактические затраты на производство продукции |
40 |
20 |
54000 |
Списана фактическая себестоимость отгруженной продукции |
46 |
40 |
96000 |
Начислена выручка от реализации по отгрузке продукции
(10 изделий по продажной цене 12000) |
62 |
46 |
120000 |
Начислен НДС от выручки по отгрузке |
46 |
76 |
20000 |
Начислена прибыль от реализации по отгрузке |
46 |
80 |
4000 |
Поступили денежные средства в оплату продукции,
отгруженные в предыдущие периоды |
51 |
62 |
96000 |
Начислена задолженность перед бюджетом по НДС от суммы
полученных денежных средств. |
76 |
68 |
16000 20% от 96000= 96000/120*20 |
Используя все эти данные
можем проверить отчет о
прибылях и убытках:
Показатель |
Код |
Сумма |
Выручка /нетто/ от реализации товаров, продукции, работ,
услуг/ за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и
аналогичных обязательных платежей/ |
010 |
100000 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, услуг |
020 |
96000 |
Коммерческие расходы |
030 |
- |
Управленческие расходы |
040 |
- |
Прибыль /убыток/ от реализации |
050 |
4000 |
Прочие операционные расходы /сумма налога на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы/ |
100 |
1200 |
Прибыль /убыток/ от финансово-хозяйственной деятельности
/050-100/ |
110 |
2800 |
Прибыль /убыток/ отчетного периода |
140 |
2800 |
Налог на прибыль |
150 |
1932 |
Отвлеченные средства |
160 |
- |
Нераспределенная прибыль /убыток/ отчетного периода
/140-150-160/ |
170 |
868 |
Делается корректировка
прибыли для целей
налогообложения:
Т. о. Справка о порядке определения данных, отражаемых по
строке 1 “Расчета
налога от фактической прибыли” за 1998г. выглядит следующим
образом:
Показатели |
Сумма |
А) . Изменения выручки от реализации продукции Б) . Изменения величины себестоимости реализованной
продукции Итого по строке 2.1 (Сумма данных по строкам
“А” - “Б” Прибыль с учетом корректировки |
2 800 -20 000 -22 720 2 720 5 520 |
Расчет налога от фактической прибыли: Валовая прибыль - 5 520
Ставка налога
на прибыль -35% Налог на прибыль: 5520*35%=1932
Литература:
Шишкин А. К., Микрюков В. А., Дышкант И. Д. Учет, анализ,
аудит на
предприятии. М. 1996г.
Камышанов П. И. Практическое пособие по аудиту. М. 1998г.
Козлова Е. П и др. Бухгалтерский учет. М. 1998г.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 715 чел.