СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным
отношениям
связан с большими трудностями, возникновением многих социально
экономических
проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с
людьми,
их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых
взаимоотношений
на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы
использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые
проблемы
занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев
населения - наша
действительность.
Основная задача проводимой высшими органами власти России
социальной
политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление
мер по
социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения
разработана
Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены
организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами,
отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные
действия
структур государственного управления разного территориального
подчинения в
решении конкретных задач.
В рамках этой программы в 1991 году и была создана
Государственная служба
занятости населения, функции и сферы деятельности которой мы сейчас и
рассмотрим.
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми
ресурсами в
СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей,
определяемых
общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост.
Она была
подчинена задач преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных
источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих
мест.
Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов
и чрезмерному
вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с
ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало
такое
явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и
в
организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный
персонал,
количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось
миллионами и одновременно существовала безработица.
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим
переменам в
использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни
страны
проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики
рынка
рабочей силы.
Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых
министерств,
разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей,
установленных в
условиях командно - административной системы без учета интересов
территорий и
трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического
положения и
обострение усилению межреспубликанского /в пределах СНГ/ движения
населения.
Это негативно сказывается на эффективности использования
накопленного
производственного потенциала, сбалансированном обеспечении
трудоспособного
населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов
безработицы.
Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном
охватывает
высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать
конкуренцию на
мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое
последствие - с
одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой -
ухудшится ее
качество.
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового
высвобождения
людей из производства является развал межхозяйственных связей и
свертывание по
этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях
первого
подразделения.
Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение
договорных
обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов
продукции,
сокращением числа рабочих мест и работающих.
Перестройка системы управления и политического устройства
общества
сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в
аппаратах
государственного управления, в армии.
Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой
квалификации,
профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных
звеньях
производственной и непроизводственной сфер.
Возрождение многоукладной экономики, предоставление
предприятиям полной
хозяйственной самостоятельности, а в целом всесторонняя демократизация
повлекли
за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам
занятости.
Главное их направление превращение работника из бессубъектного ресурса
командно-административной хозяйственной системы в субъекта
экономической жизни.
На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и
несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего
существования.
Наконец общество признало право работника на самостоятельные действия
не только
на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле. В связи с
этим,
нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная
занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей,
поголовной,
тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить
работать
всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых
экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость
эффективная.
По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда,
основанный на
исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к
труду и
регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В
отличие
от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов,
рынок труда
регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический
статус в обществе.
Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид
деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к
труду
административными способами. Полная занятость цель, к которой
необходимо
стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу
совпадает с ее
предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет
нарушаться
из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и пререраспределения рабочей силы
зависит от
множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности,
ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий
прозводств,
предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы,
затрагивающие
коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости,
обязательно
должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в
сфере
занятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном
поддержании
сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в
программах экономических преобразований.
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы
управления
трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда.
Возникновение современной службы занятости произошло на базе
четкой системы
распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись: -
распределение
выпускников средних специальных и высших учебных заведений; -
организованный
набор рабочих; сельскохозяйственное переселение семей; - общественные
призывы;
самостоятельный прием предприятием работника; - деятельность органов
трудоустройства
населения.
Некоторые из этих форм распределения и перераспределения
рабочей силы себя
изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе
занятости
населения.
Система органов трудоустройства населения начала формироваться
во второй
половине 60-х годов. Экономическая потребность в создании этой службы
возникла
по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы
комплектования
важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и
общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения
трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия
отдельного
города жителями я того города осталась без внимания. Во-вторых,
возросли потери
рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные
перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население
города не
имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими
проблемами и
должна была заняться служба трудоустройства.
Сначала подразделения службы назывались "Бюро по
трудоустройству
населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались
тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали
объявления в
местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства
обратившимся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном,
информационный
характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались
трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами
предприятия
предоставляли в службу не полные сведения о свободных местах - в
основном это
были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными
условиями
труда.
Поэтому возникла потребность преобразовать службу
организованного
трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых
ресурсов. При
этом значительно расширились и права, и обязанности службы
трудоустройства, а
ее подразделения получили название "Государственное бюро по
трудоустройству и информации населения" /ГБТИН/. Однако служба не
смогла
так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были
заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным
и не
принудительным.
Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства
было создание
на базе существующих ГБТИН центров /бюро/ по трудоустройству,
переобучению и
профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры
создавались
как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством
местных
Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с
предприятиями и
учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения,
созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы,
информированием населения о вакансиях, проведением работы по
трудоустройству
незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий,
профориентационной работой и консультацией всех групп населения по
подбору и
перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации
работников. При создании системы центров по трудоустройству,
переобучению и
профориентации населения значительно расширились функции и задачи
существующей
ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и
то, что
на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана
общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни,
начиная от
союзного, республиканского краевого, областного и заканчивая городским.
Именно
эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным
предшественником современной государственной службы занятости
населения.
Однако на современном этапе для преодоления упрощенного
подхода к решению
проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке
труда,
прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее
социально-политических последствий необходимы новые структуры
управления
занятостью, отвечающие потребностям общества.
Принятые в январе 1991 года Основы законодательства СССР и
республик о
занятости населения, а затем в апреле 1991 года подобный документ
Российской
Федерации определяют основные понятия в области занятости, механизмы ее
обеспечения и проведения мер по социальной поддержке граждан.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ ФУНКЦИИ
Для реализации государственной политики в области занятости
населения и
обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации
на базе
действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации
населения
создается государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие
занятости. С одной
стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не
может,
как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения
человека к административной или уголовной ответственности. С другой
стороны
незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория
населения
должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить
каждому
гражданину его конституционное право на труд.
Соответственно нужно решать проблему организации учета
незанятого населения,
необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой
ситуации
вынуждено.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено
незанятого гражданина
заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила
поведения
гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет
неработающих,
а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно
в
Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо,
ищущее
работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение
10
календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении
этого
периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус
безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой
специальных
государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение
вопросов
занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу,
содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их
профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Услуги
предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
При значительном высвобождении с предприятий работников
потребуется
организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по
краткосрочной
программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему
служб
занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе
действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское
учебное
заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых
работников
и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по
подготовке
кадров, исходя из потребностей административно - территориальных
делений,
анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую
направленность
обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а
региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных
местах,
заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование.
Центры
занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут
заключать с
высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную
подготовку по избранной ими профессии.
6. оказание услуг в профессиональной ориентации и
трудоустройстве
высвобождаемым работникам и другим категориям населения; в связи с этим
необходима разработка новой концепции развития системы профориентации,
охватывающей все категории населения, определения статуса различных
звеньев
этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и
психологической поддержки.
Профориентационные услуги должны предоставляться не только
учащейся
молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
Это требует развитие сети профконсультационных подразделений,
входящих в
службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации
изменяются
и требования к работникам службы занятости.
Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере
занятости,
прогноза занятости, разработки программ и организации общественных
работ; по
профессиональной ориентации взрослого населения и организации
профобучения
безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.
7. регистрация безработных и оказание им в пределах своей
компетенции
помощи; В законе определен статус безработного, которым является
вынуждено
незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло
выполнить
своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий
незанятый
человек, желающий работать, получает статус безработного и может
рассчитывать
на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется
соблюдать
два условия.
Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и
обладать способностью
к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет,
то он
обязан пронять предложение службы занятости о предварительной
профессиональной
подготовке.
Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть
желание и
обязанность пронять предложение о подходящей работе.
8. оплата стоимости профессиональной подготовки,
переподготовки граждан,
трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление
им на
весь период обучения стипендии; 9. выдача в установленном законе
порядке
гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих
пособий; 10.
подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных
рабочих,
привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
11.
разработка республиканских и региональных программ занятости, включая
финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности
различных групп
населения; Таким образом, функции Государственной службы занятости
значительно
расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы
трудоустройства населения.
Список литеpатуpы:
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 846 чел.