План:
Вступление
1. Государственный кредит и контроль цен
а) Роль государственных кредитно-финансовых институтов
б) Регулирование процентных ставок
2. Налоговая система как стимул инвестиционного процесса
а) Скидки с налогов на прибыль
б) Другие налоговые льготы
в) Инвестиционный налоговый кредит все реже применяется в
развитых странах
Заключение
Список литературы
Вступление
Основная задача макроэкономической политики в сфере
модернизации
промышленной структуры страны — создание условий для
динамичного
инвестиционного процесса. Страны, которые за сравнительно короткий срок
после
второй мировой войны модернизировали свою промышленную структуру
(Япония, Южная
Корея, Тайвань, некоторые западноевропейские государства) , отличались
очень
высоким удельным весом инвестиций в валовом национальном продукте.
Стимулирование инвестиций в целях модернизации промышленной структуры
проводилось и в США как в начале 60-х годов, так и в 80-е годы.
Страны Юго-Восточной Азии активно использовали следующие
инструменты
воздействия государства на динамику инвестиционного процесса:
государственные
инвестиции, причем не только в инфраструктуру; налоговые стимуляторы
инвестиций; сдерживание цен на оборудование посредством льготных
таможенных
пошлин на его импорт; воздействие на процентные ставки и поддержание их
на
уровне ниже рыночного.
1. Государственный кредит и контроль цен
а) Роль государственных кредитно-финансовых институтов
б) Регулирование процентных ставок
Важную роль в финансировании инвестиционных программ фирм
играл банковский
кредит, причем государство активно воздействовало и на стоимость
кредита, и на
направление его потоков.
Интересен опыт США, поскольку сочетание инфляции с падением
уровня
производства, с которыми они столкнулись в начале 80-х годов, в
какой-то мере
сродни ситуации в России в первой половине 90-х годов при всем различии
в
масштабах проблем.
Как видно из таблицы, роль банковских кредитов в
финансировании компаний
существенно превосходила роль рынков капитала.
При всех страновых различиях в финансировании деятельности
корпораций
доминирующую роль играли внутренние источники (нераспределенная прибыль
и
амортизационные отчисления) и банковские кредиты. В то же время роль
акционерного капитала была довольно слабой (за исключением, пожалуй,
Тайваня) .
Как отмечают специалисты Всемирного банка, “лишь по мере
созревания экономики
предпринимались усилия по созданию и повышению эффективности рынков
акций и
облигаций. Хотя значение этих рынков возрастало, они не были ключевым
фактором
в мобилизации инвестиционных ресурсов в этих странах в период их
наиболее
динамичного развития” .
Важную роль в финансировании инвестиционных программ во многих
динамично
развивавшихся странах играли государственные финансовые институты.
Например, в
кредитно-финансовой сфере Южной Кореи пре обладали государственные
институты,
тогда как частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой
половине 80-х годов и к началу 90-х годов находились в рудиментарном
состоянии.
Государственные кредитно-финансовые институты сыграли
значительную роль в
модернизации промышленной структуры в Японии, особенно на начальной
стадии. За
счет займов государственных финансовых институтов в 1955 г.
финансировалось 32%
закупок нового промышленного оборудования в японских фирмах, в 1965 г.
- 16%, в
1980 г. - 17,6% и в 1990 г. - 8,1%.
Наиболее сильное влияние на развитие японской промышленности
оказывали три
государственных финансовых института - Банк развития,
Экспортно-импортный банк
и Корпорация по финансированию малого бизнеса. В начале 80-х годов доля
предоставленных ими займов японским фирмам составляла: в производстве
металлоизделий - 15,7%, черной металлургии - 12,4, производстве
строительных
материалов - 12,9, общем машиностроении - 8,4, цветной металлургии -
7,7,
химической промышленности - 6,3, электротехническом машиностроении
5,7%.
Важные функции выполняли займы, предоставляемые
государственным Банком
развития. В значительной степени за счет этих займов финансировались
электроэнергетика, газо- и водоснабжение (более половины займов,
полученных
компаниями указанных отраслей хозяйства) . К тому же они выполняли роль
катализатора займов частных финансовых учреждений в отрасли и сферы
деятельности,
носящие приоритетный, с точки зрения государства, характер.
Займы Банка развития покрывали обычно 30-50% стоимости
инвестиционного
проекта и предоставлялись насрокот5до 15 лет, причем под меньший
процент, чем
кредиты частных банков. Фирмам, получающим такие займы, не нужно было
открывать
в банке депозит в размере 10% от их суммы, как требовали частные банки.
Важное направление стимулирования государством инвестиционного
процесса в
странах Юго-Восточной Азии - регулирование уровня процентных ставок.
Как утверждает американский экономист А. Амсден, “на
протяжении большей
части 25-летнего периода южнокорейского экономического развития
долгосрочный
кредит распределялся правительством избранным фирмам по негативным
реальным
процентным ставкам в целях стимулирования развития определенных
отраслей” .
Специалисты Всемирного банка отмечают, что в указанных странах
налоговая,
тарифная и валютная политика не только снимала часть инвестиционного
риска с
фирм-инвесторов и в умеренных масштабах подавляла процентные ставки, но
и
контролировала импорт капитала2, а также
поддерживала относительно
низкие цены на инвестиционные товары.
Как считает А. Амсден, “опыт Южной Кореи показывает,
что экономическое
развитие зависит от способности государства создавать ценовые
диспропорции,
стимулирующие экономическую активность в направлении
инвестирования” . В 1986
г. в Южной Корее государство контролировало цены на 110 товаров,
включая газ,
сталь, лекарства, автомобили, бумагу, телевизоры. “В связи с
этим, — отмечает
А. Амсден, - только фирмы, производящие дифференцированную продукцию,
имели
возможность прибегать к ценовой конкуренции” .
На Тайване государство регулировало цены на импортозамещающую
продукцию,
стимулируя производящие ее местные фирмы понижать издержки. Так, если в
1960 г.
местную импортозамещающую продукцию разрешалось продавать по ценам на
25% выше
среднемировых, то в 1964 г. - только на 15%, в 1968 г. - на 10% и в
1973 г. -
на 5%.
Представление о масштабах воздействия государства на ценовые
пропорции дает
пример Малайзии, в которой в 1987 г. стоимость условно чистой
продукции,
рассчитанной по внутренним ценам, превышала ее стоимость по мировым
ценам: в
черной металлургии - на 289%, производстве пластмасс - на 163,
деревообрабатывающей промышленности - на 82, транспортном
машиностроении - на
65, целлюлозно-бумажной промышленности — на 29, общем
машиностроении — на 19,
электротехническом машиностроении - на 12%.
Прибегали к различным формам государственного контроля над
ценами и США. В
60-е годы администрация Дж. Кеннеди оказывала давление на
металлургические
фирмы в целях сдерживания роста цен на их продукцию. В первой половине
70-х
годов к широкому по охвату (хотя и кратковременному) контролю над
ценами
прибегала администрация Р. Никсона. Длительное время существовал
государственный контроль над ценами на добываемый в стране природный
газ, а в
течение нескольких лет - и иа нефть.
Во второй половине 70-х годов в течение трех лет осуществляло
контроль над
ценами (а заодно и заработной платой) правительство Канады.
Вместе с тем создаваемые государственным регулированием
возможности
использования ценовых диспропорций в целях стимулирования
инвестиционного
процесса и экономического роста страны значительно сужаются по мере ее
вовлечения в мирохозяйственные связи.
2. Налоговая система как стимул инвестиционного процесса
а) Скидки с налогов на прибыль
б) Другие налоговые льготы
в) Инвестиционный налоговый кредит все реже применяется в
развитых странах
Можно выделить два важнейших направления налоговой политики
государства,
влияющих на развитие промышленности.
Во-первых, воздействуя посредством налогов на уровень
сбережений населения,
амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т е. на
величину
потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм,
государство влияет на важнейшие макроэкономические пропорции, в
частности, на
распределение национального дохода между накоплением и потреблением.
Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а
также
законодательство, государство воздействует на соотношение между
инвестициями
фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на скорость
воспроизводства
основного капитала в промышленности страны, стимулирует инвестиции
промышленных
фирм в приоритетные, с точки зрения государства, направления, влияет на
региональное размещение промышленных инвестиций.
В период структурной перестройки промышленности, последовавшей
за
энергетическим кризисом 70-х годов, во многих странах значительно
усилилось
внимание к проблемам налоговой политики. По утверждению М. Фелдстайна,
председателя совета экономических консультантов Р. Рейгана,
“выживание нашей
экономики зависит от характера налоговой системы, которую мы будем
иметь” .
Экономическая программа администрации Р. Рейгана была
ориентирована на
борьбу с резко усилившейся во второй половине 70-х начале 80-х годов
инфляцией
как бы с двух сторон: с одной стороны, через сдерживание совокупного
спроса
(посредством замедления роста бюджетных расходов и ужесточения
монетарной
политики) и, с другой - через стимулирование предложения основных
факторов
производства - рабочей силы (посредством усиления мотивации к труду с
помощью
значительного, рассчитанного на 3 года снижения подоходного налога) и
капитала
(посредством стимулирования сбережений, понижения налога на прибыль,
ускорения
амортизации стоимости основных фондов) . “При определении
стратегии сокращения
налогов, - отмечал М. Фелдстайн, следует особо учитывать, что все
важные
экономические решения базируются на ожиданиях... Значение имеют не
налоговые
ставки в момент принятия решений, а ожидаемые в будущем
ставки” .
Важную роль в формировании дополнительных источников
финансирования
инвестиционных программ сыграли изменения в амортизационном
законодательстве и
значительное понижение налога на прибыль компаний. В ходе налоговой
реформы
80-х годов в США были значительно сокращены сроки службы основных
фондов,
применяемые при расчете подлежащей налогообложению прибыли, и уменьшено
количество классов основных фондов с неодинаковыми сроками службы, что
существенно упрощало процедуру расчета амортизации их стоимости.
Так, закон о налоговой реформе 1986 г. устанавливал следующие
классы
основных фондов по срокам амортизации их стоимости: 3 года, 5 лет (этот
класс
включает основную часть видов оборудования, а также автомобили) ,
7,10,15.20,27,5 и 31,5 лет.
Более быстрое списание стоимости основного капитала привело к
значительному
росту амортизационных фондов американских фирм (они возросли в ценах
1982 г. с
341,3 млрд дол. в 1979 г. до 426,7 млрд дол. в 1985 г.) и их инвестиции
в
машины и оборудование (с 259 млрд до 304 млрд. дол. соответственно) в
первой
половине 80-х годов.
На протяжении многих лет одним из наиболее широко
распространенных налоговых
стимуляторов инвестиционного процесса служила скидка с налога на
прибыль в
размере определенного процента капиталовложений фирм в оборудование и
производственное строительство.
Так, в США с 1962 г. по 1986 г. фирмы имели право вычитать из
налога на
прибыль до 10% затрат на новое оборудование. При этом размер скидки
увязывался
со сроками амортизации оборудования. В 1981-1986 гг. фирмы имели право
вычитать
из налога на прибыль 6% расходов на оборудование со сроком амортизации
до 4 лет
и 10% расходов на оборудование со сроком амортизации более 4 лет.
Величина указанной скидки ограничивалась определенной частью
налога на
прибыль (в разные годы – от 50 до 90% налога на прибыль) .
Если размеры скидки
превышали установленный предел, фирма могла переносить соответствующую
часть
скидки или на 3 года назад (в этом случае она получала право на
возвращение
части выплаченного налога на прибыль) , или на 15 лет вперед, с правом
на вычет
соответствующей суммы из налога на будущую прибыль.
В увеличенных размерах инвестиционная налоговая скидка
применялась в США и в
других развитых рыночных экономиках в период энергетического кризиса
-для
поощрения капиталовложений фирм в энергетическое оборудование,
использующее
альтернативные нефти и природному газу энергоносители,
энергосберегающее
оборудование, а также оборудование, снижающее загрязнение окружающей
среды.
Фирмам, инвестирующим в указанное оборудование, разрешалось вычитать из
налога
на прибыль до 20% таких капиталовложений.
Инвестиционная налоговая скидка применялась и в качестве
инструмента
региональной политики. Например, в Канаде фирмам разрешалось вычитать
из налога
на прибыль 7% их затрат на новое оборудование и производственное
строительство.
Дли фирм, инвестировавших в районы со сложными природно-климатическими
условиями, размер повышался соответственно до 20-50%, а в районы с
низкими
темпами экономического развития - до 10%.
Правомерно рассматривать как стимул к инвестиционной
деятельности и
налоговые льготы, направленные на активизацию деятельности фирм в
области
НИОКР.
В некоторых странах предоставляется скидка с налога на прибыль
в размере
части прироста соответствующих расходов фирмы. Например, в США и Японии
из
налога на прибыль вычитается 20% прироста таких расходов (в США - по
сравнению
с их среднегодовым уровнем за предыдущие три года, а в Японии - с
максимальным
годовым уровнем в предыдущий период) .
В США применяются специальные налоговые стимулы, чтобы усилить
сотрудничество фирм с университетами. Американские фирмы имеют право
вычитать
hj налога на прибыль 20% их расходов на финансирование фундаментальных
научных
исследований в университетах. Кроме того, фирмам разрешается вычитать
из
валового дохода при расчете облагаемой налогом прибыли стоимость
научной
аппаратуры и оборудования, безвозмездно передаваемых ими университетам,
а также
некоммерческим научно-исследовательским организациям. Эти льготы
способствовали
развитию на базе университетов крупных научно-исследовательских
центров, в
рамках которых налаживаются тесные связи между университетской наукой и
промышленными фирмами.
От ускоренной амортизации основных фондов и различных
налоговых льгот
американские фирмы имеют значительную выгоду. Так, в середине 80-х
годов
годовые потери бюджета от предоставления скидки с налога на прибыль в
зависимости от затрат корпораций на новое оборудование составили 29,4
млрд
дол., от ускоренной амортизации оборудования - 18,9 млрд. дол., от
льготной
налоговой ставки на первые 100 тыс. дол. прибыли - 7,6 млрд. дол., от
отнесения
расходов на НИОКР на текущие издержки и, соответственно, уменьшения
подлежащего
обложению налогом дохода - 3,1 млрд. дол., от скидки с налога на
прибыль
определенной величины прироста расходов на НИОКР - 1,7 млрд. дол., от
отнесения
к текущим расходам (издержкам) расходов на поисково-разведочные работы
компаний
добывающей промышленности - 1,2 млрд. дол., от скидки на истощение недр
(из
дохода компаний добывающей промышленности вычитался определенный
процент
стоимости добытого сырья, в результате чего уменьшался размер
облагаемой
налогом прибыли) - 1 млрд. дол.
Вместе с тем за 80-е годы во многих странах с рыночным
хозяйством усилились
сомнения в эффективности инвестиционных налоговых льгот. В
опубликованном в
1987 г. исследовании, посвященном сопоставлению налоговых систем США,
Японии и
стран Западной Европы, констатируется не только повсеместное применение
налоговых инвестиционных льгот, но и растущее разочарование их
результатами.
“Широко распространено мнение, - отмечается в исследовании,
-что эти льготы
вносят дисбаланс в распределение инвестиционных ресурсов, ставят в
неравные
условия отрасли и фирмы” 3. Этот
вывод базировался на результатах
исследовании, в которых было показано, что использование инвестиционных
налоговых льгот приводит к резким различиям в фактической прибыльности
(т.е.
после вычета налогов с учетом инвестиционных льгот) инвестиций в
различные виды
капитальных активов (включая оборудование) . Кроме того, фактическая
прибыльность инвестиций зависит и от особенностей амортизации стоимости
различных видов оборудования и сооружении.
В результате фирмы при принятии инвестиционных решений
вынуждены
ориентироваться не столько на оценки возможной прибыли до вычета
налогов и
соотношения между этой прибылью и величиной инвестиций (а именно эти
показатели, скорее всего, наиболее четко отражают уровень рыночной
эффективности инвестиций) , сколько на оценки прибыльности инвестиций с
учетом
особенностей налоговой системы страны.
По данным, приводимым бюджетным бюро Конгресса США, в начале
80-х годов
фактические налоговые ставки на прибыль от инвестиций в различные виды
оборудования колебались от 6,4 до 34,5%. Поскольку основные фонды
каждой
отрасли промышленности представляют собой специфический набор различных
видов
оборудования, зданий и сооружений, фактическая налоговая ставка на
прибыль от
инвестиций в различные отрасли промышленности также очень сильно
колебалась
(при том, что номинальная, предусмотренная законом ставка
налогообложения
прибыли была одинакова для компаний всех отраслей) . Например, в 1985
г. в США
фактическая налоговая ставка на прибыль от инвестиций колебалась от
13,8% в
целлюлозно-бумажной до 31,9% в нефтеперерабатывающей промышленности.
В научных кругах США широко распространено мнение, что это
снижает
эффективность инвестиций. В частности, существовавшие значительные
инвестиционные налоговые льготы стимулировали приток инвестиций в
наиболее
капиталоемкие и ресурсоемкие отрасли американской промышленности.
Заключение
Указанные соображения, а также стремление расширить налоговую
базу в целях
сокращения дефицита госбюджета объясняют значительное сужение в США и в
ряде
других развитых стран сферы применения инвестиционного налогового
кредита, который,
сыграв на определенном этапе развития свою позитивную роль, в настоящее
время
применяется чаще всего лишь для стимулирования инвестиции в
энергосберегающее и
экологически ориентированное оборудование.
Вместе с тем возможное негативное воздействие отмены
инвестиционного
налогового кредита на общие размеры внутренних источников
финансирования
капиталовложений американских фирм, скорее всего, было нейтрализовано
одновременным понижением налоговой ставки на прибыль с 46 до 34%. Эти
ставки во
второй половине 80-х годов значительно снизились и в других ведущих
западных
странах.
Как показывает опыт развитых рыночных экономик, практически в
каждой стране
существует определенное, только ей свойственное соотношение между теми
функциями государства по отношению к экономике, которые определяются
рыночным
характером последней, и функциями государства, определяемыми спецификой
страны,
своеобразием ее исторического опыта, государственности, национальной
культуры.
Список литературы
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 580 чел.