1. Понятие налога и налоговой системы.
Налоговое законодательство. Структура закона о налоге Основные
положения о
налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57
Конституции РФ
“каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законы,
устанавливающие' новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков
обратной силы не имеют” . В Законе РФ от 27 декабря 1991 г.
“Об основах
налоговой системы в Российской Федерации” не проводится
четкой грани между
налогом и другими платежами (сборами, госпошлиной и др.) взимаемых в
обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях,
определяемых законодательными актами.
Налог — это обязательный безвозмездный платеж
(взнос) , установленный
законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере
и в
определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня
и
обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов,
которые
тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в
бюджет
соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те
цели,
ради которых они взимались. Госпошлина — это, в отличие от
налога, плата за
оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима
соразмерность между
стоимостью услуги и платой за нее. В соответствии с Законом РФ от 27
декабря
1991 г. “Об основах налоговой системы в Российской
Федерации” совокупность
налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном
порядке,
образуют налоговую систему.
Налоговая система, действующая в России в настоящее время,
сформировалась к
началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее
были
внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, в
существующие —
внесены изменения. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях:
фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и
регулирующей
(воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на
производственные процессы) . Соотношение этих функций при взимании
налогов
различается в зависимости от вида налога.
Классификацию налогов можно проводить по разным признакам,
Законодательство
подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской
Федерации
(региональные) , местные налоги. В основу данной классификации положена
компетенция соответствующих органов представительной власти и местного
самоуправления в отношении установления и введения налогов. В
зависимости от
плательщика налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые
организациями
(юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами) . В зависимости
от
связи с объектом налогообложения налоги подразделяются на прямые и
косвенные.
Налоговая система России включает в себя различные виды
налогов. Важнейшими
налогами, уплачиваемыми организациями (юридическими лицами) различных
организационно-правовых форм, являются: налог на добавленную стоимость,
акцизы,
налог на прибыль, налог на имущество предприятий и др. Физические лица
(граждане) уплачивают следующие основные налоги и сборы: подоходный
налог с
физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования
или
дарения; налог на имущество физических лиц; регистрационные курортные
сборы и
др. Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании
налогов и
сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы
имеют
определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в
самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих
налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или
даже
подотраслью — “налоговое право” . Нормы
налогового права содержатся в различных
нормативных актах: Конституции РФ, федеральных законах о налогах, в
иных
нормативных актах, регулирующих налоговые отношения. Совокупность
указанных
нормативных актов образует налоговое законодательство.
В настоящий период наблюдается процесс кодификации налогового
законодательства, кардинального его обновления. Проект Налогового
кодекса
предусматривает снижение доли налога на прибыль и повышение доли
косвенных
налогов: акцизов и НДС; рост доли прямых налогов, уплачиваемых
населением.
Предусматривается упразднение части ныне действующих налогов, понижение
налоговых ставок с одновременной отменой всевозможных льгот, количество
налогов
предполагается ограничить 30 налогами, установить исчерпывающие списки
региональных и местных налогов (в настоящее время существует около 200
местных
налогов) .
Предполагается упразднение всех целевых налогов, а также массы
мелких
налогов, затраты на сбор которых не покрывают получаемого дохода. Налог
на
ценные бумаги будет заменен взиманием государственной пошлины на ценные
бумаги.
Отчисления в государственные внебюджетные фонды (пенсионный,
социального
страхования, медицинского страхования и занятости) будут объединены в
социальный налог. Проект Налогового Кодекса предусматривает введение
некоторых
новых налогов: — 15-процентного налога на доходы от капитала
(под
налогообложение подпадут дивиденды, доходы по ценным бумагам и
процентные
доходы) ; — единый налог на имущество для граждан и
организаций, который будет
взиматься с земли и связанных с ней построек, оцененных по рыночной
стоимости,
предельная ставка — 2% от стоимости имущества.
Проект Налогового кодекса предполагает коренные изменения
взаимоотношений
налогоплательщика и налоговых органов — будет введен механизм
предъявления
налоговым органам “требования об уплате налога” ,
что позволит плательщику в
случае несогласия опротестовать такое требование.
В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов,
взимаемых в
федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в
Российской
Федерации устанавливаются федеральным законом.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой
системы в РФ”
предусматривает, что закон, устанавливающий какой-либо налог, должен
иметь
определенную структуру, содержать соответствующие элементы.
В законе указываются субъекты (плательщики) налога. Субъектами
налогообложения могут быть юридические (иные организации) и физические
лица,
которые в обязательном порядке подлежат постановке на учет в органах
федеральной налоговой службы по месту их регистрации.
Приказом Госналогслужбы России от 13 июня 1996г. № ВА-3-12/49
была
утверждена Инструкция о порядке учета налогоплательщиков, в
соответствии с
которой разработаны Методические указания для государственных налоговых
инспекций по заполнению “карты постановки на учет
налогоплательщика-организации” .
В литературе было высказано мнение, что понятию
“субъект налогообложения”
близко по значению понятие “носитель налога” .
Понятие “носитель налога” используется
в связи с тем, что при взимании определенных налогов возможно
переложить
тяжесть уплаты налога с субъекта налогообложения, который в
соответствии с
законом обязан уплачивать налог, на другое лицо. Такая ситуация
возникает при
уплате акцизов, косвенных налогов, представляющих надбавку в цене
товара. Акциз
в цене не выделяется, и его фактически оплачивает покупатель товара,
хотя
формально (юридически) его перечисляет в бюджет продавец товара.
В законе о налоге вторым элементом должно присутствовать
указание на объект
налогообложения. Объектом налогообложения в теории финансового права
иногда
считают те юридические факты1, которые
обусловливают обязанности
субъекта уплаты налога: совершение оборота по реализации товара,
работы,
услуги; ввоз товара на территорию Российской Федерации; владение
имуществом;
вступление в права наследства; получение дохода и т.д. Понятие
“объект
налогообложения” , по нашему мнению, включает в себя указание
не на основании
возникновения обязанности, а на наличие у субъекта налогообложения
соответствующего права на предмет обложения. Предметом обложения
являются те
предметы материального мира, с которыми закон связывает налоговые
последствия.
Например, объектом налога на имущество является право собственности на
соответствующее имущество (жилое строение, транспортные средства) ,
само
имущество — предмет налогообложения. Однако законодатель
использует, как
правило, понятие “объект” .
Для определения размера налога в законе устанавливается
единица измерения
предмета налога, т.е. какой-либо критерий, параметр измерения предмета
налога.
Например, для взимания налога с владельца транспортного средства
устанавливается единица, измеряющая мощность двигателя в лошадиных
силах и киловаттах;
для взимания таможенной пошлины устанавливается единица, измеряющая
объем
двигателя автотранспортного средства; при взимании акциза, налога на
приобретение автотранспортного, средства единица
измерения—его стоимость.
Источниками налога в науке финансового права принято считать
доход либо
капитал налогоплательщика. При этом налоги должны, оплачиваться из
доходов
налогоплательщиков и не затрагивать капитал, так как если налог
уплачивать
постоянно за счет капитала, то исчезнет возможность уплаты налога.
Доходы имеют
разные формы (заработная плата, прибыль, рента, проценты) . Для
налогообложения
форма дохода имеет существенное значение. Размер налога на единицу
налогообложения называют ставкой налога. При этом ставки бывают твердые
и
процентные (квоты) . Ставки непосредственно, как правило указываются в
законе о
налоге.
С целью сокращения размера налогового обязательства
налогообложения вводятся
налоговые льготы; которые подразделяются на три группы: —
изъятия; — скидки; —
налоговые кредиты.
Изъятие — выведение из-под налогообложения отдельных
предметов налогового
обложения. Например, выигрыши по государственным займам не включаются в
состав
облагаемого дохода.
Скидки — сокращение налоговой базы. Например, в
соответствии с Законом РФ “О
налоге на прибыль предприятий и организаций” не подлежит
налогообложению
прибыль, направляемая на расширение г реконструкцию предприятий.
Под налоговыми кредитами понимают льготы, направленные на
уменьшение
налоговой ставки или окладной суммы.
Разновидностью налогового кредита рассматривают возврат ранее
уплаченного
Налога (части налога) . Например, в соответствии с Законом РФ
“О налоге на
добавленную стоимость” при вывозе с территории Российской
Федерации товаров,
приобретенных с уплатой налога на добавленную стоимость, сумма налога
возвращается предприятиям-экспортерам. Иногда в счет уплаты одного
налога может
засчитываться другой. В соответствии с Законом РФ “О налоге с
имущества,
переходящего в порядке наследования или дарения” сумма
исчисленного налога на
имущество, переходящее в собственность граждан в порядке наследования в
случае
наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир) , дач и садовых
домиков
в садоводческих товариществах, уменьшается на сумму налога на имущество
физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты.
Указом Президента РФ от 28 февраля 1995г. установлено, что
решение о
сокращении доходной базы федерального бюджета, включая льготы по уплате
налогов, таможенных платежей и других обязательных платежей в
федеральный бюджет,
принимается с определением, за счет каких дополнительных доходов будет
пополняться бюджет или какие расходы будут сокращены. Рассматривая
налоговые
льготы, следует назвать инвестиционный налоговый кредит,
предоставляемый в
соответствии с договоренностью между налогоплательщиком и
государственным или
местным органом в целях стимулирования какой-либо деятельности.
2. Понятие налога и сбора.
Характерными чертами налога как платежа, исходя из положений
Кодекса,
являются: -обязательность; -индивидуальная безвозмездность; -
отчуждение
денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на
праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; -
направленность на финансирование деятельности государства или
муниципальных
образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются: -
обязательность; - одно из
условий совершения государственными и иными органами в интересах
плательщиков
сборов юридически значимых действий.
Кодекс называет следующие сборы, действующие в Российской
Федерации:
таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и
водными
биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные
лицензионные сборы и местные лицензионные сборы. Следовательно, к
данным сбои
рам положения Кодекса применяются в том случае, если на это указано в
самом
Кодексе: например, "налоги и сборы". Если в статьях Кодекса
используется только понятие "налог", данные нормы (правила) на сборы
не распространяются..
Статья 8 Налогового кодекса, в которой дается определение
понятий налога и
сбора, выделяет индивидуально-безвозмездный характер налога, с одной
стороны, и
обусловленность услуг публично-правового характера (совершение
уполномоченными
органами юридически значимых действий) , включая предоставление
определенных
прав или выдачу разрешений, уплатой сбора, с другой стороны. Именно
частичная
"как бы" возмездность сбора отличает его от налога, хотя сам сбор не
является платой за данную публично-правовую услугу, Второе отличие
сборов и
пошлин от налогов состоит в том, что взимаются они только с тех, кто
вступает в
отношения с соответствующим органом или учреждением по поводу получения
нужных
ему услуг. Следовательно, обязательность уплаты пошлин и сборов
наступает
непосредственно в результате свободного выбора плательщика. Обязанность
же по
уплате налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика
объекта
налогообложения, Необходимо отметить, что государственная пошлина и
таможенная
пошлина относятся к сборам, поскольку также являются условием действий
государственных органов, в том числе выдаваемых им разрешений (см. ст.
18
Таможенного кодекса о понятии таможенной пошлины и ст. 1 Закона РФ "О
государственной пошлине" — о понятии государственной пошлины)
.
Список использованной литературы:
1. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право России, М.,
1997.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 1999.
3. Комментарий основных положений налогового кодекса
Российской Федерации.
“Политика” , Санкт-Петербург, 1999.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 546 чел.