М. Вебер (1884 - 1920) -виднейший немецкий социолог. Одной из
основных его
работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в
продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее
значимых
религий и проанализировал взаимодействие экономических условий,
социальных
факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было
опубликовано
в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по
анализу
причин возникновения современного капитализма.
В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный
анализ
статистических данных, отражающих распределение протестантов и
католиков в
различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии,
Австрии
и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди
владельцев
капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.
Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так,
если среди
католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди
протестантов,
готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше
людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом
психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых
постов в политике и
коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные
меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой
"господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в
области
предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии,
с
гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение
социального
статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что
действительно
существуют объективно-исторические причины преобладания протестантов
среди
наиболее обеспеченных слоев населения, он все же склоняется к тому, что
причину
различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем
своеобразии",
а не только в историко-политическом положении.
Далее следует попытка дать определение так называемого "духа
капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер
понимает следующие: " комплекс связей, существующих в исторической
действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под
углом зрения
их культурного значения.
Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который
является неким
пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек -
"
кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать
приумножение
своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о чисто
эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна только
потому, что дает кредит". Но высшее благо этой этики в наживе, при
полном
отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель.
В данном
случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной
этике.
Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим
основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность,
если она
приносит кредит, столь же ценна, как и истинная честность.
Вебер замечает такую характерную особенность, что если
рассматривать
капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно
обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не
хватало
именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе,
деление
на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность
труда.
Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками
для
извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в
позднее
образованных проповедниками северных штатах.
Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный"
и
"современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что
современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его
проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда
на
сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы
носят
сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая
интенсивность
труда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда
за счет
введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее
повышения.
Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного
"традиционным" капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В
этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду.
Вебер считал, что для развития капитализма, необходим
некоторый избыток
населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но
низкая
заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду Даже чисто в
количественном отношении производительность труда падает в тех случаях,
когда не обеспечивает потребностей
физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает
себя и
дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о
квалифицированном
труде, о высокотехнологичном оборудовании. Т. е. там, где необходимо и
развитое
чувство ответственности, и такой строй мышления, при котором труд
становился бы
самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может
сложиться
лишь в результате длительного воспитания.
Таким образом, радикальное различие между традиционным и
современным
капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении
человека к труду.
Традиционный человек |
Современный протестант |
Работает, чтобы жить |
Живет, чтобы работать |
Профессия -бремя |
Профессия- форма существования |
Простое производство |
Расширенное производство |
Не обманешь- не продашь |
Честность -лучшая гарантия |
Основной вид деятельности - торговля |
Основной вид деятельности - производство |
Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые
немецкие
промышленники того времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная
роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический
образ
жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему иррациональное
ощущение хорошо исполненного долга.
Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных
обществах,
"неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое
богатство унести в могилу? " Далее Вебер анализирует современное
общество
и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается
больше
в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом (если это
возможно) влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и
регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь
определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления
той
эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему
опору.
Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые
формы
регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся
государственной
властью, он, может быть использовал и религиозные убеждения. Ибо едва
ли
требует доказательство то, что концепция наживы противоречит
нравственным
воззрениям целых эпох.
Отношение носителей новых веяний и церкви складывались
достаточно сложно. К
торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно
сдержано,
считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же,
в свою
очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога,
посредством
церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при
жизни, так и
после смерти.
Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие
мирской
деятельностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что
программа
этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из
реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни
и
деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием
религиозных
мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в значительной
своей
части были непредвиденными и даже нежелательными для самих
реформаторов.
Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в
немецком и
английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно
обрело свое
значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм.
Новое в
этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии
рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом
утверждении
находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в противу
католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот
монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так,
как они
определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым
обязанность
становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех профессий
перед
Богом.
Основные значимые догматы протестантизма:
Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения
Бога и
человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть
неизбранные,
изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для
этого
необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг,
а во
вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно обеспечить
рост
богатства. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый,
инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.
Список использованной литературы:
1. М. Вебер " Избранные произведения", М. Просвящение, 1990
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 645 чел.