ПЛАН:
1. Судебная реформа в РФ в условиях формирования правового
демократического
государства.
2. Конституционно-правовой статус судей РФ.
3. Задача.
1. В связи с переменами в российском обществе и неизбежным
закреплением
этого в праве, в Конституции 1993 года было впервые проведено
разделение
государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и
судебную. Разделение властей — это одно из составных частей
демократии. Оно
обозначает разделение полномочий государственных органов при сохранении
принципа единства государственной власти. Содержание принципа
разделения
властей состоит в следующем:
1. Законы должны обладать высшей юридической силой и
приниматься только
законодательным органом;
2. Исполнительная власть должна заниматься в основном
исполнением законов и
только ограниченным правотворчеством, быть подотчетной законодательному
органу;
3. Между законодательным и исполнительным органом должен быть
обеспечен
баланс полномочий, исключающий перенос полноты власти на одного из них;
4. Судебные органы независимы, в пределах своей компетенции
действуют
самостоятельно;
5. Ни одна из властей не должна вмешиваться в прерогативы
другой власти, а
тем более сливаться с ней;
6. Споры о компетенции должны решатся только конституционным
путем и через
правовую процедуру;
7. Конституционная система должна предусматривать правовые
способы
сдерживания каждой власти двумя другими.
Важнейшей особенностью новой Конституции РФ является то, что
Президент как
бы не входит ни в одну из трех властей. Он должен согласовывать
действия всех
ветвей власти и одновременно является главой исполнительной власти.
Одновременно Президент является гарантом Конституции РФ.
В связи с вышесказанным, безусловно, судебная власть является
одной из
важнейших ветвей власти и уравновешивает борьбу остальных двух ветвей.
В этой
связи логичным является выделение в Конституции отдельной
самостоятельной главы
“Судебная власть" (гл. 7) . Новым подходом является также
отнесение
органов судебной власти к числу органов государственной власти, тогда
как в
предыдущей Конституции к таковым лишь относились Советы народных
депутатов.
Давая общую характеристику судебных органов следует отметить что они
являются
по своему характеру правоохранительными органами. Конечно, данный
термин имеет
в известной мере условный характер. Под ним понимается задачи и функции
обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан.
Обоснованность выделения определенной части госорганов в отдельную
категорию
состоит в том, что они в силу прямого указания в законе и
специфического
статуса своими основными профессиональными задачами и функциями имеют
обеспечение законности и правопорядка. Судебная власть это сложное и
многоэлементное явление, основу которого составляет деятельность судов
по
отправлению правосудия. Правосудие реализуется путем рассмотрения в
судебных
инстанциях гражданских, уголовных и административных дел в
определенной,
установленной законом процессуальной форме. Правосудие реализуется
только
судами, при этом создание чрезвычайных судов не допускается. Тогда
встает
вопрос о судебной системе, то есть о конституционно закрепленном
перечне судов,
осуществляющих судебную власть. В этой связи Конституцией
предусмотрены:
1.) Конституционный суд РФ, который состоит из 19 судей и
разрешает дела о
соответствии Конституции РФ (ст. 125 ч. 2) ;
2.) Верховный суд РФ, который является высшим судебным органом
по
гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126) .
3.) Высший Арбитражный Суд РФ, который является высшим
судебным органом по
разрешению экономических споров (ст. 127) .
4.) Система федеральных судов, порядок деятельности которых
должен
устанавливаться федеральным конституционным законом.
Что же касается более низких звеньев, как то на уровне районов
и городов, а
также на уровне субъектов РФ, то их система должна определятся
федеральным
конституционным законом.
В систему судебной власти указанной в Конституции оказалась
вовлеченной
прокуратура, хотя конечно, цели и задачи у нее несколько другие. На
самом деле
прокуратура находится вне судебной системы, поэтому рассматривать ее
здесь не
имеет смысла.
В условиях формирования правового демократического государства
вполне
логичным представляется статьи 5 и 6 Закона “О судоустройстве
РСФСР” , в
которых указывается на равенство граждан перед законом и судом и право
граждан
на судебную защиту.
2. Статус судей Российской Федерации определяется Конституцией
РФ, и Законом
РФ “О статусе судей в Российской Федерации” . Все
судьи в РФ обладают единым
статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией
(ст. 2 п.
1) . Безусловно, судье даются широкие права и полномочия, но и
требования
предъявляемые к нему — немалые. Конституцией установлено, что
судьи независимы
и подчиняемы только закону и Конституции (ст. 120 п. 1) . Согласно ст.
121
Конституции судьи несменяемы. Это важный шаг вперед в построении
демократического общества, особенно учитывая мафиозные наклонности
власть
имущих. Принцип несменяемости судей является одним из основополагающих
демократических начал деятельности суда, а также служит гарантией
подлинной
независимости и стабильности в работе судей. В соответствии со статьей
13
Закона о статусе судей полномочия судей прекращаются в случае:
1.) письменного заявления судьи об отставке;
2.) продолжения судьей деятельности, не совместимой с его
деятельностью,
несмотря на предупреждение соответствующей квалификационной коллегии
судей или
приостановления его полномочий;
3.) истечения срока полномочий — для судьи, срок
полномочий которого установлен
законом (имеются ввиду мировые судьи, судьи федеральных районных судов,
судьи
военных судов) ;
4.) состоявшегося о нем и вступившего в законную силу
обвинительного
приговора суда;
5.) признания его недееспособным решением суда, вступившим в
законную силу;
6.) утраты судьей гражданства РФ;
7.) объявления его умершим в установленном законом порядке
решением суда,
вступившим в законную силу;
8.) смерти судьи;
9.) совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи;
10.) отказа судьи от перевода в другой суд в связи с
упразднением или
реорганизацией суда.
Одной из дополнительных гарантий соблюдения прав судьи
являются статьи
Закона “О внесении изменений и дополнений в Закон о статусе
судей РФ” .
Изменение к ст. 14 п. 2, в частности, которое говорит о том, что
решение
соответствующей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано
судьей в
Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня
получения копии
решения.
Кроме того, в соответствии со статьей Закона о статусе судей,
полномочия
судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей в
случаях,
если:
1) было дано согласие соответствующей квалификационной
коллегии судей на
привлечение судьи к уголовной ответственности или на его заключение под
стражу;
2) судья занимается деятельностью, не совместимой с его
должностью;
3) судья был подвергнут принудительным мерам медицинского
характера или
ограничен в дееспособности соответственно определением или решением
суда,
вступившим в законную силу;
4) судья был признан безвестно отсутствующим в установленном
законом порядке
решением суда вступившим в законную силу.
Один из важнейших принципов, закрепленных в Конституции (ст.
122) , —
неприкосновенность судей. Этот принцип — одновременно
гарантия независимости
судей. В статье 16 Закона о статусе судей установлена система гарантий
обеспечения неприкосновенности судей. Неприкосновенность
распространяется не
только на личность судьи, но также на имущество, служебное помещение,
жилище,
транспорт и корреспонденцию (ст. 16 п. 1) . Кроме того, судья не может
быть
привлечен к административной и дисциплинарной ответственности (ст. 16
п. 2) .
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только
Генеральным
прокурором, при наличии согласия соответствующей квалификационной
коллегии
судей (ст. 16 п. 3) .
В Законе о статусе судей статья 9 отводится под важнейший
вопрос — “Гарантии
независимости судей” . Независимость судьи, согласно этого
Закона,
обеспечивается:
1.) предусмотренной законом процедурой осуществления
правосудия; запретом,
под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в
деятельность
по осуществлению правосудия;
2.) установленным порядком приостановления и прекращения
полномочий судьи;
3.) правом судьи на отставку;
4.) неприкосновенностью судьи;
5.) системой органов судейского сообщества;
6.) предоставлением судье за счет государства материального и
социального
обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
На статус любого государственного чиновника, каковым,
несомненно, является
судья большое значение имеет денежное содержание. Закон о статусе
судей, и
Закон о внесении дополнений и изменений выделяет специальную статью для
этого
“Материальное обеспечение судей” (ст. 19) .
Задача:
Президент РФ находясь с визитом в западноевропейской стране,
подписал
международный договор “О экономическом взаимодействии между
Россией и данной
страной” . Федеральное Собрание Российской Федерации,
ознакомившись с текстом
международного договора “вынесло решение о несоответствии
этих нормативных
актов Конституции РФ. Правомочно ли решение Федерального Собрания? В
компетенцию какого органа входит разрешение дел о соответствии
Конституции РФ?
Каким образом будет в дальнейшем решаться вопрос о вступлении данного
договора
в силу? Опишите процедуру ратификации международного договора в
Федеральном
Собрании?
Отвечая на поставленные вопросы можно отметить, что решение
Федерального
Собрания в данном случае не правомочно. Разрешение дел о соответствии
Конституции РФ входит в компетенцию Конституционного Суда РФ. Если
будет
признано, что данный международный договор не соответствует Конституции
РФ, то
он никогда не вступит в силу. Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ
признанные
не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные
договоры
РФ не подлежат введению в действие и применению. Ратификация
международных
договоров происходит, так же как и принятие федеральных законов.
Безусловно,
международный договор должен быть ратифицирован и Государственной Думой
и
Советом Федерации. Согласно ст. 79 Конституции РФ международный договор
не
ратифицируется, если принятие его:
1) противоречит основан конституционного строя Российской
Федерации;
2) влечет за собой ограничение прав и свобод человека и
гражданина.
Литература:
Конституция Российской Федерации. М,. 1993
Баглай М. В., Габричидзе Б. Н., Конституционное право
Российской Федерации:
Учебник. М,. 1996
Судоустройство: сборник нормативных документов. М., 1996
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 581 чел.