1. ПОНЯТИЕ ТРАНЗИТНОГО ПРОХОДА И ЕГО ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
“Проливы, или естественные морские проходы,
соединяют части одного и того же
моря или, что гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг с другом,
образуя тем
самым систему морских путей в пределах всего мирового океана.
При установлении правового режима морских проливов
учитываются, как правило,
два связанных между собой фактора: географическое положение того или
иного
пролива и его значение для международного судоходства” [1].
В настоящее время режим международных проливов регулируется
нормами
Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция устанавливает 4 вида проливов, используемых для
международного
судоходства[2]: 1) проливы между одной частью открытого моря или
экономической
зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны, в которых
военные
корабли, любые невоенные суда пользуются правом беспрепятственного
транзитного
прохода. Ширина этих проливов не превышает двойной ширины 12-мильного
предела
территориального моря прибрежного или прибрежных государств
(Гибралтарский,
Малаккский, Ормузский и др.) ; 2) проливы, образуемые островом
государства,
граничащего с этим проливом, и его континентальной частью, к которым не
применяется транзитный проход, а применяется мирный проход, если в
сторону моря
от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и
гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне.
Их
ширина превышает двойную ширину территориального моря; 3) проливы между
одним
районом открытого моря и территориальным морем иностранного
государства, к
которым также применяется мирный проход (Мессинский, Тирана и др.) ; 4)
проливы, режим которых регулируется специальными конвенциями
(Черноморские,
Балтийские и др.) .
Таким образом, к проливам различных групп применяются разные
правовые
режимы: мирный проход и транзитный проход.
“Под проходом понимается плавание через
территориальные воды без захода во
внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства или для
вхождения
в эти морские пространства или выхода из них в открытое море. Проход
должен
быть непрерывным и быстрым” [3].
Принцип мирного прохода применяется к судоходству в
территориальном море
(раздел 3 части 2 Конвенции) , а принцип транзитного прохода
применяется к
проливам, используемым для международного судоходства, в том числе и
перекрываемым территориальными водами припроливных государств[4].
Какая-то часть вод, образующих пролив, может быть внутренними
водами
прибрежного государства и иметь режим, предусматривающий право мирного
прохода
иностранных судов[5].
“Проход считается мирным, если в результате его не
нарушается мир, добрый
порядок в территориальных водах или безопасность прибрежного
государства и если
он совершается в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими
нормами
международного права” [6].
В основу понятия “транзитный проход”
Конвенцией 1982 г. положен принцип
свободы мореплавания[7].
Пункт 2 ст. 38 ч. 3 Конвенции 1982 г. дает легальное
определение транзитного
прохода: “Транзитный проход представляет собой осуществление
свободы
судоходства и пролета летательных аппаратов единственно в целях
непрерывного и
быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или
экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической
зоны” [8].
Однако по конвенции транзитный проход не полностью адекватен
свободе
судоходства в открытом море. Часть III Конвенции предусматривает
некоторые
положения, уравновешивающие интересы всех пользователей проливами со
специфическими интересами припроливных государств (например, подводные
лодки в
этих проливах не могут не только проводить маневры, учения, но даже
приостановить проход) [9].
Требование о непрерывном и быстром транзите не исключает
проход через пролив
для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с
проливом,
при соблюдении условий, установленных этим государством для входа в его
внутренние морские воды и порты[10].
Государство, граничащее с проливом, не вправе приостанавливать
или прерывать
транзитный проход или иным образом препятствовать этому проходу в
проливах,
используемых для международного судоходства и соединяющих одну часть
открытого
моря или экономической зоны с другой частью открытого моря или
экономической
зоны, даже если такой пролив перекрывается его территориальным
морем[11].
“В конвенции содержатся также положения,
обеспечивающие интересы государств,
граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства, борьбы с
загрязнением, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных и
санитарных
законов и правил. Суда и летательные аппараты при осуществлении права
транзитного прохода воздерживаются от любой деятельности в нарушение
принципов
международного права, воплощенных в Уставе ООН. а также от любой
деятельности,
несвойственной непрерывному и быстрому транзиту” [12].
“Конвенция не затрагивает правового режима
международных проливов, проход в
которые регулируется в целом или частично давно существующими и
находящимися в
силе международными конвенциями, специально относящимися к таким
проливам. Эти
конвенции обычно заключались в отношении проливов, имеющих особое
положение,
прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы, в частности, Черноморские
проливы
(Босфор-Мраморное море-Дарданеллы) , которые ведут лишь к берегам
черноморских
стран” [13].
2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧЕРНОМОРСКИХ ПРОЛИВОВ Режим Черноморских
проливов в
настоящее время регулируется конвенцией, заключенной в Монтрё в 1936
г.,
которую подписали Болгария, Франция, Великобритания, Греция, Япония,
Румыния,
Турция, СССР, Югославия и Италия.
Статья 1 Конвенции[14] провозглашает принцип права свободы
прохода и
мореплавания в Проливах.
В мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы
прохода и
плавания в проливах (перевозить любой груз под любым флагом и днем и
ночью)
(ст. 2 Конвенции) , но с обязательной санитарной остановкой при входе в
Проливы
(ст. 3) .
Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной,
право свободы
сохраняется (ст. 4) , а если Турция является воюющей стороной, то
только
торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся с Турцией в войне,
пользуются правом свободы и причем только днем и только по пути,
указанному
турецкими властями. При этом такие суда не должны оказывать содействия
противнику Турции (ст. 5) . Аналогичный порядок устанавливается для
случаев,
когда Турция не находится в состоянии войны, но считает себя
поставленной в
состояние военной опасности (ст. 6) .
Особый порядок установлен для прохода через проливы военных
судов
нечерноморских держав.
В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда
пользуются
правом свободы, но только днем (ст. 10) .
Общий тоннаж военных кораблей всех держав в транзите через
проливы не должен
превышать 15 тыс. т, а число кораблей, одновременно находящихся в
Проливах, -
девять (ст. 14) . Общий тоннаж военных судов всех нечерноморских держав
при их
пребывании в Черном море не должен превышать 30 тыс. т с возможностью
увеличения его до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил
черноморских
стран (п. 1 ст. 18) .
Пункт 2 ст. 18 устанавливает предельный срок пребывания
военных кораблей
нечерноморских держав в Черном море - 21 день.
Статья 11 Конвенции устанавливает, что подводные лодки должны
проходить
Проливы в надводном состоянии, а линейные корабли - по одному - в
сопровождении
не более двух эсминцев. Ограничений в отношении тоннажа линейных
кораблей не
установлено.
Статья 13 устанавливает гарантии безопасности Турции при
проходе через
Проливы военных кораблей. О таком проходе турецкому правительству
дипломатическим путем должно быть сделано уведомление по крайней мере
за 8
дней, если речь идет о кораблях прибрежных к Черному морю государств, и
за 15
дней - в отношении прохода кораблей нечерноморских стран.
Другие гарантии безопасности Турции содержатся в статьях 19 и
20. В случае
участия Турции в войне ей предоставляется право разрешать или запрещать
проход
через Проливы любых военных судов (ст. 19) , а во время войны, в
которой Турция
не участвует, Проливы должны быть закрыты для прохода военных судов
любой
воюющей державы (ст. 20) .
Таким образом, в случае участия России в войне, нормы
Конвенции сковывают
военную активность Российского Черноморского флота.
Статья 23 Конвенции устанавливает принцип свободы воздушного
судоходства при
условии уведомления Турции и только после такого уведомления по
маршруту,
указанному Турцией.
“В 1982 г. Турция приняла новый регламент порта
Стамбул, который
предусматривает право турецких властей на временное приостановление
прохода
судов через пролив Босфор и обязательную лоцманскую проводку судов
через
пролив” , что противоречит ст. 1 Конвенции[15].
ЛИТЕРАТУРА
Конвенция о режиме Черноморских проливов. - В кн.:
Международное право в
документах. - М.: Международные отношения, 1982
Международное морское право: Справочник / Под ред. С. Г.
Горшкова. - М.:
Воениздат, 1985
Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп./
Отв. ред. Ф. И.
Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987
Молодцов С. В. Международное морское право. - М.:
Международные отношения,
1987
[1] Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп./
Отв. ред. Ф.
И. Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987, с. 207-208
[2] См.: Международное морское право: Справочник /Под ред. С.
Г. Горшкова.
М.: Воениздат, 1985, с. 150; Молодцов С. В. Международное морское
право. - М.:
Международные отношения, 1987, с. 220-228
[3] Международное морское право, с. 86
[4] См.: Молодцов С. В. Ук. соч., с. 220
[5] Молодцов С. В. Ук. соч., с. 221
[6] Международное морское право, с. 86
[7] См.: Молодцов С. В. Ук. соч., с. 224
[8] Международное морское право, с. 151
[9] Молодцов С. В. Ук. соч., с. 225
[10] См.: Международное морское право, с. 151
[11] Молодцов С. В. Ук. соч., с. 228
[12] Международное право. Учебник, с. 208-209
[13] Международное право. Учебник, с. 209
[14] Здесь и далее ссылки на статьи конвенции даются по:
Конвенция о режиме
Черноморских проливов от 27 июля 1936 года. - В кн.: Международное
право в
документах. - М.: Международные отношения, 1982, с. 508-514
[15] Международное право в документах, с. 514
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 595 чел.