Публичная речь была неотъемлемой частью политической жизни
Древней Эллады.
Для того, чтобы завоевать успех, политик должен был в совершенстве
владеть
искусством красноречия. Помимо политических деятелей, ораторское
искусство в V
веке до н.э. активно эксплуатировала новая в афинском обществе группа
людей,
зарабатывающая на жизнь интеллектуальным трудом. Это были учителя
красноречия,
сформировавшиеся в недрах софистики, и бравшиеся обучать за довольно
высокую
плату тех, кто стремился к общественной или государственной
деятельности.
Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н.э.
был Горгий,
ученик прославленного сицилийского философа Эмпедокла. Ряд
исследователей
считает именно Горгия творцом греческой художественной прозы.
Горгий родился в 485 году до н.э. в городе Леонтин, в Сицилии.
Прибыв в
Аттику в 427 году, в качестве посла Леонтина, терпящего притеснения от
соседних
Сиракуз, Горгий привёл в восторг афинскую публику своими речами - так
искусно
до Горгия в Афинах не говорил никто (античная традиция приписывает
Горгию
применение так называемых “Горгиевых фигур” , суть
которых заключалась в
привнесении в ораторскую прозу чисто поэтических приемов. Подробнее о
“Горгиевых фигурах” будет рассказано ниже.) В
результате экклесия[1] отдала
предпочтение этому политическому оратору за умение красиво выражать
свою мысль.
В постановлении экклесии значилось: немедленно оказать леонтийцам
военную
помощь в борьбе против Сиракуз.
Позднее Горгий объездил всю Грецию, повсюду выступая перед
слушателями. На
собрании Греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к
единодушию в
борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его
имя (ему
была поставлена статуя в Олимпии, основание которой найдено в прошлом
веке во
время археологический раскопок) .
Традиция донесла до нас немногое из творческого наследия
Горгия. Существует,
например, следующий совет оратору: “Серьёзные доводы
противника опровергай
шуткой, шутки – серьёзностью” . Целиком сохранились
лишь две речи,
приписываемые Горгию – “Похвала Елене” и
“Оправдание Поламеда” , написанные на
сюжеты мифов о Троянской войне.
Горгий был одним из первых ораторов нового типа – не
только практиком, но и
теоретиком красноречия. Горгий, окрылённый успехом своих первых речей,
открывает в Афинах школу красноречия, в которой за плату обучает юношей
из
богатых семей говорить и логически мыслить.
Такие учителя назывались “софистами” (в
переводе с греческого - “специалист
по мудрости” ) . Софистика отказалась от абсолютизации
традиций и законов, от
наивного мифологизма и выдвинула учение о всеобщей относительности.
Истинным
для софистов является лишь то, что может быть доказано достаточно
убедительным
образом. Отсюда забота софистов об убедительности доказательства и
выразительности
слова: они сделали слово объектом специального исследования. Особенно
много
занимались они происхождением слова (этимологией) и синонимикой.
Горгий разрабатывает методику воздействия на слушателя и
вводит ряд средств,
известных у нас под названием горгианских фигур. Суть их - в
привнесении в
ораторскую прозу чисто поэтических приемов, с помощью которых речь
оратора
становится более убедительной. Так, Горгий применял антитезу (резко
выраженное
противопоставление понятий) , оксюморон (сочетание противоположных по
смыслу
понятий) , членение предложений на симметричные части, аллитерацию
(игру
звуками) , ассонансы (повторение в стихе сходных гласных звуков) ,
созвучие
окончаний в предложении.
Созвучия окончаний сопрягали одинаковые по своей
грамматической форме слова,
расставляя их по концам синтаксических отрезков. Подобный способ
выражения
оценивался как черта приподнятого стиля, например, у Горгия:
“Случая ли
изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением совершила
она то,
что совершила? Была она или силой похищена, или речами улещена, или
любовью
охвачена?” (из речи “Похвала Елене” ,
перевод С. Кондратьева) .
По свидетельству греческого историка Филострата, Горгий
вызывал восторг
вовсе не как судебный или политический оратор, а как мастер
торжественного
(эпидиктического) красноречия. Именно Горгию принадлежали поразившие
слушателей
Олимпийская речь на празднествах в Пифийском храме и надгробное слово в
память
афинян, павших на войне (обе речи не сохранились) . Эти речи
способствовали не
столько выражению симпатий или лести по отношению к тому или иному
политическому деятелю, но посвящались пропаганде определенной идеологии
или
образа жизни.
Главным поприщем, на котором совершенствовал себя мастер
парадного
красноречия, было умение хвалить. От софистов V века до н.э. тянется
нить
опытов этого искусства, охватывающего все многообразие предметов от
самых
простых (похвала горшкам, мышам, камешкам - ученик Горгия Поликрат) до
самых
престижных (похвала городу, правителю) . Умение хвалить предполагало
три вещи:
умение придать словесной ткани эффектное благозвучие (как хвалить) ,
умение
найти в объекте ценность, заслуживающую похвалы (за что хвалить) и
умение
сделать предмет похвалы близким слушателю (для чего хвалить) .
Овладевая этим
умением, риторы V - IV вв. до н.э. создали непререкаемую норму
достоинств стиля
и подняли нравственные ценности полиса на ту притягательную высоту, на
которой
они оставались еще многие столетия.
Дошедшие до нас сочинения Горгия “Похвала
Елене” и “Оправдание Паламеда” как
раз являются образцами политического красноречия. Написаны они на
мифологический сюжет, и как утверждает сам Горгий в заключительных
строках
“Елены” , это произведения есть лишь
“игра ума” : “Что в речи сначала себе я
поставил, тому верным остался; попытавшись разрушить поношения
несправедливость, общего мнения необдуманность, эту речь я захотел
написать
Елене во славу, себе же в забаву” .
Для своей “Похвалы” Горгий не случайно
избирает тему, достаточно
распространенную в греческой культуре того времени. Его современник
Еврипид в
трагедии “Елена” старался оправдать гомеровскую
виновницу Троянской войны,
опираясь на версию Стесихора, согласно которой в Трое находилась лишь
тень
Елены Спартанской, в то время как верная жена Менелая дожидалась его в
Египте.
В отличие от него Горгий не стал изменять мифологическую
версию
“жизнеописания” Елены, а дал ей новую оценку.
Секрет оратора заключался в
умении перетолковывать факты и придавать им неожиданную окраску.
Т. А. Миллер, анализируя творчество Горгия, пишет, что
“он применил особый
прием, который сводился к тому, что явления реальности распределялись
по двум
противоположным полюсам, и от того, насколько удавалось оратору
подвести
предмет под определённую категорию и соответственно поместить его на
том или
ином полюсе, зависела его оценка” . Этот прим становится
любимым приёмом
Горгия. “В фокус внимания писателя попадали не изолированные
объекты, а сразу
два предмета, каждый из которых был наделен признаками, противоположным
признакам своего напарника” . Фраза, открывающая
“Елену” , звучит так: “Славой
служит городу смелость, телу - красота, духу -разумность, речи
приводимой -
правдивость; всё обратное этому - лишь бесславие” .
“Созвучие слов, вынесенных в начало и конец фразы и
отличающихся друг от
друга лишь отрицательным префиксом, делает прозрачно ясной полярную
противоположность понятий, а строго выдержанная однотипность
перечислений
подчеркивает смысловое единство признаков...” В основной
части речи вместо
изложения фактов из жизни Елены Горгий предлагал слушателю взглянуть на
неё с
совершенно новой стороны. Поведение Елены не описывается в конкретных
подробностях, а воспроизводится в виде моделей: Елена, по мнению
Горгия, была
“или силой похищена, или речами улещена, или любовью
охвачена” .
Миллер, продолжая исследовать речь Горгия, отмечает:
“Способ реабилитации
героини прост и схематичен: устанавливается система зависимости между
антиподами “сильный-слабый” , и каждая из причин
помещается в разряд “сильных”
, так что Елена должна автоматически занять место на противоположном
полюсе,
т.е. в числе слабых или неповинных жертв насилия...” С
помощью “игры
контрастами” , которой пользовался Горгий, можно было
доказывать диаметрально
противоположные вещи, стоило найти для искомого предмета ряд
оппозиций” .
Таким образом, мы видим, что Горгий в полной мере владел
искусством слова и
внес неоценимый вклад в развитие античного ораторского искусства.
Многие
ораторские приёмы, которые разработал Горгий, используются в риторике и
в наши
дни.
Использованная литература:
Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. M., 1980,
Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать. М., 1998.
Сборник “Ораторы Греции” . М., 1985.
[1] Народное собрание, на котором решались вопросы о войне и
мире, об
отношениях с другими государствами, о праве высылки, выбирались
должностные
лица.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 603 чел.