Вводная лекция
Особенности современной социокультурной ситуации и ее влияние
на язык, речь,
мышление.
Язык. Коммутативная деятельность человека.
Функции языка и речи.
Семиотика – это наука о знаках и
знаковых системах. Язык является
одной из семиотических систем.
Семантика – это все содержание
информации, передаваемое словом.
Язык – это естественная,
непридуманная, неврожденная знаковая
система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К
врожденным
знаковым системам относятся “языки” животных. К
искусственным языкам относятся
вторичные знаковые системы кодирования информации.
Гипотезы возникновения языка:
Герменевтика (от. Гермес)
– искусство толкования
текстов.
Люди договорились между
собой как называть ту или
иную вещь.
Язык складывается в
результате совместной
трудовой деятельности людей.
а) имитация звуков природы; б) имитация звуков животных; в)
рефлекторное
выражение эмоций; г) имитация звуков трудовых процессов.
Язык – это система словесного
выражения мыслей, обладающих
определенным грамматическим и звуковым строем.
Язык – это коллективное,
социальное явление, но когда он используется
индивидуально, он превращается в речь.
Языковое общение людей и эволюция человека.
Особенности языка:
Структура коммуникативного акта Можно выделить следующие
компоненты
коммуникативного акта:
Функции языка:
Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка
можно обратиться к
человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые
разделены
временем и пространством.
Коннотация – это дополнительные
эмоциональные оценки в значении слов.
Денотат – это предметное
значение слова. Денотат указывает на то, что
это слово означает.
Социальные и психологические факторы в истории
языков.
Своеобразие языка на разных ступенях социальной
истории народов.
Кризис языка в современном обществе. Пути выхода из
него.
Своеобразие языка на разных ступенях социальной
истории народов.
В истории развития языка можно выделить ряд этапов.
Зарождение, создание, развитие устного языка.
Это единый шоттогонический процесс.
Особенности языка в
первобытном обществе:
Эвфегинизм (хорошо говорю)
– это благопристойная,
смягченная форма слова, замена грубого слова более вежливым (старая
женщина
=> в преклонном возрасте) .
Зарождение, создание и развитие письменного языка.
Дописьменный язык называли варварским языком, дописьменную
культуру –
варварской. Письменность возникла, когда образовались первые
государства: на
смену неписаным законам пришли гражданское право и письменные законы.
Письменный язык обладает тремя важными свойствами:
С появлением письменности общество разделяется на грамотных и
неграмотных.
Появляются школы. Рост школ приводит к тому, что появляется обилие
текстов,
созданных в разных школах по разным правилам. Поэтому возникает
потребность в
унификации языка для успешного чтение и понимания текстов: появляются
грамматика, логика, риторика, философия, стилистика
Этап правильных и неправильных языков
Этот этап связан с феодализмом, феодальной раздробленностью,
когда возникает
задача сохранения единства цивилизации и культуры. Основную роль при
этом
начинает играть религия: христианство (православие и католичество) ,
ислам,
конфуцианство. В целях сохранения смысловой ценности тексты
канонизируются.
Канонизированные тексты считаются правильными (тексты священного
писания) , а
неканонизированные – неправильными (апокрифы) . Апокрифы
– произведения с
библейским сюжетом, содержание которых не совпадает с официальным
вероучением.
Языковые особенности в эпоху Средневековья
Этап национальных языков
Появление книгопечатания на этом этапе, подвижный шрифт,
типографский сплав.
Все это осуществило революцию в языке. Книгопечатание открыло ряд
возможностей:
Кризис языка в современном обществе. Пути выхода из
него
3 аспекта кризиса:
1) Наличие различных национальных языков, которые представляют
собой барьер
для эффективного обмена информацией.
2) Современные языки содержат много терминов, неоднозначно
трактуемых, что
приводит к двусмысленности в общении.
Пути выхода:
Формы существования языка.
Системы регулярных и взаимозависящих вариантов реализации
языкового
взаимодействия образуют формы существования языка. К формам
существования языка
относятся:
Все формы существования языка, кроме тайных, в пределах
данного
общенародного языка доступны пониманию. Однако высшей формой является
литературный язык.
Взаимосвязь между формами существования языка усложняется по
мере развития
функциональных стилей. У говорящего постепенно складывается узус
(в
переводе обычай, правило) речи – это
общепринятое употребление слова или
оборота. И в просторечии, и в диалекте, и в профессиональном арго есть
свой
узус. Прир. языковая форма сходна и в диалектах, и в литературном
языке. нормы
– это существование у говорящего идеала, образца, эталона.
Между отдельными
нормами литературного языка и просторечия существуют пограничные зоны,
где
происходят взаимопроникновения норм, существуют дубл. варианты норм.
В динамике нормы в любом социуме участвуют два фактора:
Литературная норма может меняться с развитием языка. Понятие
норма весьма
субъективно. Т. е. сточки зрения лингвистики, разные формы
существующего языка
не могут быть правильными или неправильными, образцовыми или смешными.
Особенности нормы литературного языка:
Можно выделить следующие важные нормы литературного языка:
Русский литературный язык существуют в двух формах: в устной и
письменной.
Особенности устной формы:
Особенности письменной формы:
Формы речи и функциональные стили.
Формы речи |
устная |
письменная |
функ. стили |
|
|
научный |
лекция, доклад, дискуссия |
диплом, статья, диссертация, монография, книга |
художественный |
стихи, проза. Анекдоты |
стихи |
публицистический |
речь, дебаты, выступления |
статьи |
официально-деловой |
переговоры, речь в суде, пресс-конференция |
договор, приказ |
разговорный |
общение |
письмо, пьеса, сценарий |
Определение, содержание и структура риторики как
науки.
В системе языкового образования риторика следит за
грамматикой. Вначале
изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и
риторикой
имеется существенное методологическое различие. Грамматика или
лингвистика,
предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать
его
единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи
должен
быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное
требование риторики: запрет на отсутствие новизны в
сообщении.
Гр. и риторика связываются через стилистику.
Стилистика
предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность. Как
любая
наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть
представлены двумя схемами:
Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее
произношения. Данная
схема безразлична к содержанию речи.
Затрагивается действительность, речь превращается в процесс
общественной
жизни.
Опр.: под эпосом
античная традиция понимает условия и
соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти
условия
предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются
времени,
действия, сроков, предвидения речи, темпы речи.
Опр.: под пафосом
понимается замысел речи, то есть пафос
предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится
речь.
Опр.: под логосом
понимают словесное наполнение речи, то есть
воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.
Эффективность речи Чтобы речь была эффективной, она должна
обладать
свойствами новизны, уместности и правильности.
Социальная стагнация – деградация речи.
Объектом исследования современной риторики является не только
устная речь, а
все виды речи. Данные виды речи риторика заимствует из стилистики, а
главной
частью стилистики является теория словесности.
Словесность.
Структура риторики
Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она
изучает этос,
пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со
стилистикой этого
вида речи (частная словесность) .
Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов
словесности
вокруг одной темы (для Америки) .
Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и
прикладную.
Теоретическая – дедуктивным
способом исследует законы речи, которые
затем верифицируются фактами истории и риторической практики.
Практическая – исследует правило
пользы речи, которое апробируется на
практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.
Законы риторики.
Пр. 1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема
обсуждается
большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение
речи
(энтропия) .
Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема
варьируется,
то возникает обогащение содержания.
Пр. 3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют
определенный порядок –
образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи,
эмоциональное
содержание речи, логическое содержание, композиционное, то
стилистически
содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.
Правило гемилектики Полное понимание текста возможно лишь
тогда, когда речь
ведется от образа автора, либо наоборот.
Правило риторики Правило риторики – индивидуальное
использование законов
риторики, в зависимости от цели говорящего.
Оратория
Риторический анализ и риторический эскиз речи
Риторический анализ – позволяет понять как устроена
готовая речь, то есть
проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие
как риторический
канон.
Этапы классического риторического канона:
Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд
подтем. То
есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие
идей. Для
этого существуют так называемые “общие места” (топы
– смысловые модели развития
речи) .
Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей
о любой речи.
Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в
том порядке,
в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи
выделяется
следующая структура:
Элокуция – это этап словесного оформления речи.
Важен отбор слов и
словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой
отбор слов.
Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур
речи (образные
средства для выражения смысла речи – “цветы
красноречия” ) .
Actio hypocrisis – произнесение речи на публике
предполагает умение
пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика)
.
Инвенция.
Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей
речи.
По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по
структуре.
Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели
“топы ““общие места” :
род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина,
следствие,
сравнение.
Совокупность “общих мест” - топика
– отражает общие законы мышления или
смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика
позволяет
без напряжения разработать любую идею.
Смысловая модель: Род, вид
Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления,
умение
рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к
общему – индукция.
Смысловая модель: Определение Предмет речи очень просто можно
определить
через ближайшие родовые и видовые отличия.
В классической риторической традиции определение (дефиниция,
экспликация)
речи следует за вступлением.
I способ – подвести под общее понятие.
II способ – определить предмет речи через
противопоставление.
III способ – используя метонимию – через
смежность предмета.
IV способ – через последовательное перечисление
свойств.
Троп: целое, часть.
Используется для определения:
Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые
функционально
значимы. Самые заметные признаки и свойства.
Второй этап классического риторического канона
– диспозиция.
Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в
пристойном порядке.
Риторический канон в расположении идей речи отражают
европейскую культуру
слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не
навязывают
оратору, а лишь предлагают определенные образцы.
Рекомендации старых риторик:
По Ломоносову порядок расположения топов следующий:
Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на
три части –
начало, середина, конец.
Начало: 1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!) 2)
сказать о
времени дня или года 3) сказать о месте, где предмет находится или
встречается.
(описание от общего к частному) .
Середина: 1) если предмет бездействует (озеро, поляна) ,
описываются перемены
в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода) 2)
неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей
– описывается
каждая часть 3) нравственный предмет (совесть, благородство)
– обращаются к
топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность.
4) действующее лицо (киноактер) – описываются
свойства. Существуют правила
расположения середины, концовки: а) самое интересное в предмете
располагается
ближе к концу описания; б) избегать излишней детализации (брать самое
существенное, главное) ; избегать повторов.
Конец: 1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить
свои чувства,
пожелания;
Как рассказывать истории
Существуют различные стратегии ведения рассказа (образец:
Дубыч, Довлатов) .
Рекомендации:
а) обращение к адресату; б)
общая мысль рассказа,
повествования (заложение интереса) ; в) дается общепринятая истина,
высказанная
в афористической форме; г) место, время действия, лицо.
а) следовать естественному
ходу событий,
продвигаясь к кульминации.
а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю
необходимо помнить
что, кому, с какой целью рассказывать.
Принципы создания интересного рассказа:
Классический образец речи-рассуждения (хрия) .
Опр. Хрия –
слово или рассуждение, которое изъясняет или
доказывает какой-либо тезис.
В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис) , которую
нужно доказать как
справедливую, либо опровергнуть как ложную.
Структура строгой (классической) или прямой хрии.
Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса
предшествовала
возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис
– доказательство.
Структура состоит из 8 частей:
Структура нестрогой (свободной) хрии.
Доказательство – тезис.
Опр. Такой способ рассуждения, когда
вначале подбираются частные
аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным
(сократовским) .
Структура состоит из 5 частей:
Д/З: Используя структуру обратной хрии написать обращение,
листовку,
рекламу.
3 Этап классического риторического канона –
иллокуция.
Опр. Иллокуция предполагает правильный
выбор языков и речевых средств
в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать
гармонию
дискурса.
Гармония дискурса достигается за счет использования тропов и
фигур речи.
Опр. Троп –
это оборот речи, употребление слова или выражения
в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два
смысла:
прямой и переносный.
К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха,
катахреза, оксюморон,
аллегория и т.д.
Опр. Фигуры речи
– это особые формы синтаксических
конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или
экспрессивность
речи.
К фигурам речи относятся: антитеза, парадокс,
парафраз, градация,
риторический вопрос, восклицание.
Риторический анализ текста.
Он проводится в 3 аспектах: - В аспекте смысловой структуры.
Риторика образа.
Понятие риторического тропа.
Опр. Троп –
это оборот речи, употребление слова или выражения
в переносном значении.
Для риторики интересны только те случаи употребления слов и
выражений в
переносном значении, которые не утратили своей двузначности.
Важнейшие особенности тропов и их значение в речи.
Метафора, ее структура и риторические функции.
Опр. Метафора
– перенос названия с одного предмета на другой
по свойству этих предметов.
Структура метафоры.
Метафора – скрытое сравнение, которое обнаруживает
себя союзами “как” ,
“будто” .
Имеется два сравнения предмета:
Правила:
Краткая метафора – слова
сравниваются в новом понятии, оборот “как
будто” вымывается.
Развернутая метафора – фраза
внутри метафоры. Углубляет структуру
предмета, превращается в каркас текста.
Метонимия и ее использование в риторических целях.
Опр. Метонимия
– (переименование) перенос названия предмета с
одного на другой по смежности или близости.
С помощью метонимии часто называют:
Другие тропы и фигуры речи и их использование в
тексте.
Ирония и парадокс как риторические средства.
Как быть остроумным.
Опр. Ирония –
риторический троп, который, как и метафора, и
метонимия, удерживает в сознании говорящего и слушателя два значения:
прямой и
переносный. Игра этих двух значений рождает смех.
Виды смешного:
Виды иронии и средства получения иронии:
Подготовка к выступлению.
Высказывание – это элементарная,
оперативная единица текста.
При порождении высказывания говорящий не обращает внимания на
культуру речи,
его сознание сосредоточено на содержании, а память выдает наиболее
удобный
лексический вариант, основываясь на опыте.
Известен предел,
ограничивающий количество слов устной речи. В привычной ситуации речь
становится автоматической, неконтролируемой. Но если ситуация
усложняется, то в
речи используется “программный уровень” .
Речемыслительный механизм очень
сложен. Процесс формирования высказывания зависит от ситуации речевого
общения.
Выделяют цели высказывания:
Схема речемыслительного механизма.
Выделяют следующие этапы устного выступления:
Анализ ситуации речевого общения.
Обычно подготовка устного выступления начинается с выбора
темы, которая
может быть предложена, заказана. В любом случае, выступать следует
только
тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо следовать основному
риторическому правилу – запрет на отсутствие говорить
высказывания. Тема должна
быть актуальна, конкретна и доступна восприятию. Название темы должно
быть
привлекательно.
По направленности устные выступления подразделяются на два
вида:
Цель агитационных речей – быстрое воздействие на
аудиторию, необходимость
эмоционально побудить слушателей принять какое-либо решение.
Цель пропагандистских речей – просветительская
передача какого-то факта,
информации.
В зависимости от типа
выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы
ораторских
выступлений.
Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства,
воодушевляет аудиторию,
завораживает, воздействует, в основном, на эмоции.
Особенности и наиболее характерные недостатки:
Особенности и рекомендации:
3) Оратор здравого смысла.
Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и
без ссылок
убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные
факты.
Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает
следовать чему-то, а
вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя
все
факты “за” и “против” .
Особенности и недостатки:
Зависимость типа ораторского выступления от стиля
мышления.
Различают три стиля мышления:
Дискурсивный – последовательный,
без скачков и пропусков, основанный
на законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но
часто
впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью.
Интуитивный (умозрительный) - афористичный,
лаконичный, но не всегда
понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная форма
силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован,
неправильно
понят.
Силлогизм включает в себя исходный тезис, рассуждение,
умозаключение.
Характерен для русских философов.
Ассоциативный – законы
субъективной ассоциативной связи, ход мыслей
понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов.
Коммуникативная точность речи.
Различают два вида точности: понятийная предметная.
Если мысль автора соответствует отражаемому фрагменту
реальности, то она
точна (текст – реальность) .
Если эта мысль адекватна выражена в словах, то соблюдена и
понятийная
точность (текст – мысль) .
На практике используют другие понятия: Фактическая точность
Коммуникативная
точность.
Не всегда использование слова в ненормированном значении ведет
к неточности,
иногда это прием выразительности текста, фразы.
Типы ошибок, нарушающих К. Т.
При смешении слов
Стратегический этап ораторской деятельности.
Подготовка устного выступления.
Требования к отбору фактов
Работа с источниками Устное общение, работа с теоретическими
источниками:
документами, монографиями.
Способы написания текста
Редактирование текста предполагает также знакомство с
логико-композиционным
структурированием текста. Пренебрежение признаками смысловых связей
приводит к
нарушению логики изложения информации.
Показатели формообразующих свойств текста
Недостатки логико-композиционного построения текста
Читают такие речи, от текста которых нельзя отступать:
дипломатические речи,
торжественные приветствия, доклады официального содержания.
Что делать, если забыли текст выступления
впечатление – создать наиболее сильное впечатление
от прочитанного текста
повторение – повторять новый материал только через 8 часов
после запоминания
ассоциация – связывать с ассоциациями, которые нам близки
Режиссура выступления.
Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200
слов в минуту. При этом
техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания,
голосоведения,
дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не
испытывать
давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться
максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.
Техника речи включает:
интонация:
Тренировка интонации включает:
грамматические смыслоразличительные психолингвистические
которые позволяют
выразить эмоциональное отношение к тексту.
Фонетическая культура.
Невербальные средства общения.
Эмоциональное отношение к тексту позволяют выразить
невербальные средства
общения: мимика, поза, жесты. Это вспомогательные средства. Они
оживляют текст,
экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственных
характер
слов.
Жесты: - выразительные
Две стратегии поведения оратора: - сжатого кулака
Три стиля ораторского выступления:
Природа и причины ораторского страха:
Стресс – комплекс физиологических и психологических
реакций, связанных с
адаптивным механизмом, активизация и мобилизация всех средств на
спасение.
Борьба со стрессовым состоянием: Нужно различать страх
– негативные эмоции,
связанные с угнетением и волнение – полезные, позитивные,
тонизирующие эмоции.
Что вызывает страх:
Методы борьбы:
Для создания нужного эмоционального состояния существуют две
системы:
Этический образ оратора
Рекомендации:
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 689 чел.