Основные Правила Краткой
риторики
§ 1. Под словом речи вообще разумеется всякое
словесное выражение наших
мыслей и чувствования, расположенное в некотором определенном порядке
и
связи. Порядок и связь отличают искусственную речь от языка.
Под словом языка
в пространном смысле понимать надо все правила речи, составляющие,
теперь три
особенные науки: логику, или диалектику,
которая учит думать,
рассуждать и выводить заключения правильно, связно и основательно; грамматику,
которая показывает значение, употребление и связь слов и речей. И риторику,
которая подает правила и последовательному и точному изложению мыслей,
и
изящному и пленительному расположению частей речи сообразно с видами
каждого
особенного рода прозаических сочинений.
§ 2. Итак, риторика, принятая во
всем ее пространстве, заключается в
себе полную теорию красноречия. Красноречие как обыкновенно понимаем,
есть
способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах
правильно и ясно, сообразно с целью говорящего или пишущего. Древние
под именем
красноречия разумели единственно - искусство
оратора, а под именем риторики
– правила, служащие и образованию ораторов. Теория прочих
прозаических
сочинений была предметом их диалектики и грамматики.
§ 3. Цель риторики как теория всех прозаических
сочинений не ограничивается
убеждением и доказательствами. В противность древним и некоторым
новейшим
учителям мы понимаем под этим словом науку научать наш разум или
трогать сердце
и действовать на волю. Итак, искусство научать, занимать, трогать,
доказывать
составляет предмет всякого прозаического писателя.
§ 4. Смысл, есть чувство, и
выражение этих составляют сущность речи,
и должны быть в надлежащей связи точно так, как душа и тело. То, и
другое как
материя и форма, служит предметом риторики, которая, впрочем, не
простирает
своих исследований до мыслей и до слов, предоставляя это логике
и грамматике.
Она более смотрит на красоту и стройность сочинения, т.е. она учит
мысли,
правильно обдуманной и по правилам грамматики выраженной представляет в
виде
изящном и соответственном каждому роду красноречия.
§ 5. Некоторые под именем красноречия разумеют стихи
и прозу, а другие одну
прозу разделяя таким образом всю науку словесности на два рода, на
искусство
прозаическое и на искусство стихотворное. Это разделение основано не на
одной
наружной форме того и другого рода; оно зависит от существования
различия
предметов и цели, которые предполагают себе оратор и стихотворец;
одного –
намерение научить, а другой имеет в виду особенно –
удовольствия.
§ 6. Есть люди, которые отличаются каким-то природным
красноречием; они
никогда не учились правилам риторики, но, имея здравый рассудок, живое
чувство,
вкус и легкость в языке, выражают свои чувства и мысли ясно и в таком
порядке
который совершенно соответствует их цели. Эта частью они от природы,
частью,
воспитанием, обращением и чтением образованная способность обеспечивать
успехи
предлагаемого нами искусства, и сама приобретает посредством правил
новый
блеск, силу и совершенство.
От всякого писателя требуется, чтоб он со всех сторон осмотрел
предмет своей
речи, чтоб он каждую минуту обладал самим собой, чтоб сам был уверен в
причинах
и доказательствах, которые предлагает другим, и чтоб, наконец, которую
намерен
возбудить в сердце читателя.
§ 7. Польза красноречия очевидна для каждого, кто
обращает внимание на его
существо и цель. Ни одна наука не имеет столь великого влияния на
душевные наши
силы, как изящное искусство, красноречие пленяет наши сердца и
воспламеняет
воображение; этого мало? Будучи рассматриваемо в собственных своих
предметах и
всем вообще наукам доставляет новые достоинства и прелести. Посредством
его не
только мысли и познания, но самые чувства, склонности и страсти людей,
нам
неизвестных, отдаленных от нас веками становятся нашими собственными,
современными. Оно научает нас избирать предметы, разбирать их и
описывать
прилично, порядочно и связно; оно дает самой истине большую силу
убедительности
и самым страстям больше выражения и трогательности; оно образует наши
нравы.
§ 8. Красноречие обращается в искусство не нужное и
вредное, когда оставляет
благородную цель свою, т.е. когда оно устремлено, будет не к выгодам
истины и
добродетели, но к распространению заблуждения и пороков когда оно
решится
защищать правила и мнения, противные чистой нравственности, если будет
одевать
предметы, сами по себе пагубные и соблазнительные, в одежду приятную и
благовидную, чтобы заманить в свои сети неопытный и ослепленный ум
читателя или
слушателя. Итак, не красноречие, но его употребление навлекло на себя
справедливые укоризны в древности и в новейшие времена; злоупотребление
всегда
будет порицаема между тем как наука беспрестанно шлет в новом
немерцающем
свете.
§ 9. Для образования оратора не достаточно одних
правил риторики. Но нужно
познакомиться с произведениями, как древними, так и новейшими
произведениями.
Внимательное изучение подвигает нас к благородному стремлению к
подражанию. Т.
е. через непрерывное изучение, упражнение в красноречии мы большие силы
вернейшее чувство изящного и доброго и быстрейший взор для отличия
погрешностей.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 566 чел.