Сексуальная культура неразрывно связана с более общими
социокультурными
явлениями и изменяется вместе с ними.
Социальные, нормы определяющие, чем должны или не должны
заниматься мужчины
и женщины, называются социальными половыми ролями. Мужские роли и
мужской стиль
жизни являются преимущественно “Инструментальными”
, а женские “экспрессивными”
. Мужчина обычно бывает кормильцем, добытчиком, а в семье осуществляет
общее
руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей
тогда
как более эмоциональная по своей природе женщина поддерживает групповую
солидарность и обеспечивает детям необходимое эмоциональное тепло.
Радикальное
изменение этой структуры по Парсонсу не возможна. Как бы не вовлекалась
современная
женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль
“продолжает корениться,
прежде всего, во внутренних делах семьи, где женщина выступает как
жена, мать и
хозяйка дома, тогда как роль взрослого мужчины коренится, прежде всего,
в
профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его
функции в
семье – обеспечение ей соответствующего статуса и средств к
существованию. Даже
если, что вполне возможно, кажется, что средняя замужняя женщина начнет
работать, в высшей степени маловероятно, чтобы это относительное
равновесие
было нарушено, чтобы мужчина и женщина поменялись ролями или чтобы
качественное
дифференциация ролей в этих отношениях полностью изгладилась”
. Теория
“взаимодополнительности” мужских и женских ролей
подтверждалась тем, что этот
тип ролевой дифференцировки (инструментальность мужских и
экспрессивность
женских ролей) широко распространен в обществах разного типа Различие и
взаимодополнение социальнополовых ролей можно найти в символике. Так,
например,
символизация мужского и женского начал в древних мифологиях довольно
близка к
теории В. А. Геодокяна по которой мужской пол воплощает обновление и
изменчивость, а женский сохранение и устойчивость.
Мужское и женские начало трактуются в древнейших религиях то
как
взаимодополнительные, то как конфликтные, то как иерархически
соподчиненные. Не
чуждо мифологическому сознанию и идея андрогинии совмещение в одном
лице
мужского и женского начала. Тема андрогинии или перемена пола играет
важную
роль во многих обрядах. Так у австралийцев инициация мальчиков включает
его
временное ритуальное превращение в женщину.
В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и
женского начал
вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами.
Древнекитайская
мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и
мужское и
женское начало, хотя в женщине больше представлено
“Инь” , а в мужчине “ЯН” ;
на разделение органов по этому принципу покоится вся китайская
медицина. На
необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в
одном лице
настаивает и тантризм. Из этих представлений исходил и К. Юнг,
утверждая, что в
коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных
архетипа:
“Душа” анима персонифицирующая женское начало и дух
анимус персонифицирующий
мужское начало. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое
развитие индивида.
Религиозно – философский половой символизм оперирует
глобальными
космическими образами, претендующими на невременное и
внепространственное
бытие. Стереотипы мускулинности и фемининности обыденного сознания
гораздо
конкретнее в них яснее прослеживается связь с социальными реалиями.
Существует
глубокая асимметрия в принципе описания и критериев оценки мужчин и
женщин:
мужчина трактуется обычно как активное культурное начало, а женщина
– как
пассивное природная сила.
С точки зрения социологии сексуальное поведение –
лишь определенный аспект
социального поведения человека. Однако сексуальность обладает известной
автономией от прочих полоролевых свойств.
Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть культуры
человечества. Не
говоря уже о непосредственных изображениях гениталий, они представлены
в самых
разнообразных религиозных и иных мифопоэтических символов. Например,
крест во
многих культурно-исторических традициях воплощает плодородие, активное
мужское
начало и непосредственно соотносится с фаллосом. Такова, например,
древнеегипетская эмблема рождения и жизни “Анх” .
Сочетание креста с кругом
обозначает соединение мужское и женского начал.
Еще разнообразнее вербальные обозначения и символы. П. Геро
насчитал во
французском языке более 1500 слов и словосочетаний, обозначающий
половой акт,
около 600 обозначающий половой член и почти столько же влагалище. Их
семиотический анализ показывает, что наряду с культурно-специфическими
в них
представлены некоторые универсальные значения, общие для всех народов и
языков.
Отчасти это объясняется анатомически, однако, соответствующие символы
имеют
более емкий не только физиологический смысл.
Греческое слово “Эрос” обозначало не
только любовь, но и универсальную
космогоническую силу, соединяющую первоначальные элементы мира.
Семиотика
мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в
половом
акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают
активность,
субъектное начало, а также инструмент средство деятельности. Напротив
влагалище
чаще описывается как пассивное начало, сосуд, отверстие или какая-то
ограниченная часть пространства. С этими образами связаны и древние
архетипы
мужского и женского начала вообще.
Мужские гениталии, особенно половой член чаще сего
символизирующее силу,
могущество власть. Особое значение придавалось эрегированному половому
члену,
вид которого, согласно верованиям многих народов, должен внушать
окружающим
страх и почтение. Женские гениталии обычно описываются в мифологиях как
таинственное темное начало, таящая в себе опасность и угрозу смерти.
Изучение полового символизма убедительно показывает его
полисемантичность,
причем сексуальные явления часто интерпретируются в иносказательном,
расширительном смысле. В древних шумерских текстах для обозначения
мужчины и
женщины использовали упрощенное соответствие соответствующих гениталий,
а
женатый человек описывался знаком, в котором мужские и женские
гениталии
совмещались. В этом не было ничего эротического: гениталии как самый
характерный признак пола становится социальным знаком, элементом
культуры.
Человечество наследовало от своих животных предков не только
фаллическую
символику, но и отождествление фемининной сексуальной позы с
подчиненным, а
маскулинный с господствующим положением. Это проявляется в отношениях
между
мужчинами и демонстрирует нам семантику гомосексуальных контактов.
Интересен вопрос о связи сексуальности с едой. Мифологическое
сознание
связывает эти действия столь тесно, что во многих языках понятия
“вкушать” и
“совокупляться” передаются одним и тем же словом.
Если давать этому факту
психофизиологическое объяснение, то придется вспомнить о взаимосвязи
оральных и
сексуальных ощущений.
Для изучения семантики полового символизма большой интерес
представляет
инвективная лексика - язык ругательств. Встречающиеся в нем
многочисленные
сексуальные намеки распадаются на несколько крупных блоков.
1. Упоминание женских гениталий и отправление ругаемого в зону
рождающих
производительных органов. Это не что иное, как пожелание смерти.
2. Намек на то, что имярек обладал матерью ругаемого. Это
зачисляет ругаемого
в низшую социально-возрастную категорию.
3. Обвинение в кровосмешении (широко представленное в
английских
ругательствах)
4. Обороты речи с упоминанием мужских гениталий означая
помещение ругаемого
в женскую сексуальную позицию.
Здесь сексуальные символы обозначают главным образом
статусно-иерархические
отношения или притязания.
В итоге, можно сказать, что вся культура была и есть пропитана
сексуальной
символикой.
Литература
1. И. С. Кон Введение в сексологию
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 689 чел.