У культуры, как у всякого диалектически развивающегося
процесса, имеются
устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.
Устойчивая сторона культуры – это культурная
традиция, благодаря которой
происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и
каждое
новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей
деятельности на созданное предшествующими поколениями.
В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая
культуру, воспроизводят
ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции.
На ее
основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над
творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек
формирует
себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых,
стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с
материальными и
идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне
медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более
поздняя
традиционная культура.
Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях
необходима для
выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества
отказываются
от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические
типы
культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных
традиций
вообще. Не может культура существовать без традиций.
Культурные традиции как историческая память –
непременное условие не только
существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных
качеств новой
культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность,
усвоение
положительных результатов предшествующей деятельности – это
общий закон
развития, который действует и сфере культуры имея особо важное
значение. На
сколько этот вопрос практически важен, показывает и опыт нашей страны.
После
Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной
обстановки в
обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого
хотели
построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и
разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к
потерям в
культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.
Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в
системе ценностей в
идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и
прогрессивных
тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасывать
предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более
высокую культуру
невозможно.
Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному
наследию касается
не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового,
приращение
культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс
имеет
объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии,
непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности.
Сразу же
следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество
культуры. Созидание
нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда,
когда
оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость,
получает
отзвук от других людей.
В творчестве культуры всеобщее органическое слито с
уникальностью: каждая
культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном
произведении,
изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного,
уже
сотворенного ранее – это распространение, а не созидание
культуры. Но и оно
необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс
функционирования
культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает
включение
нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности
человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не
всякое
новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в
культурный
процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим
интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивное, и
реакционные
тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором
отражается
широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально
классовых,
национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение
передового и
прогрессивного в культуре надо бороться. Такова концепция культуры,
получившая
разработку в советско-философской литературе.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 648 чел.