Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой
истории. В
высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся
мыслители
разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест
Ренан
назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". Самые высокие
оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что
породило мысль
о "чуде"? Греческая цивилизация — не единственная, да и не
самая
древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока
измеряли
свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и
Вавилону.
Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно
быстрым
расцветом. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего
тысячелетия
до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет
говорить о
переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации
относится
к эпохе "культурного переворота" — VII - V вв. До н. Э. В
течение
трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая
в истории
демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве
Греция
превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже
более трех
тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду
сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать
исторические
причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто.
Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически
на
протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для
самих
греков. Уже в V в. до н.э. появились первые попытки объяснения этого
феномена.
Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет.
Одним из
первых был здесь "отец истории" Геродот, чрезвычайно высоко ценивший
культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что
Пифагор
воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну
родиной
теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был
финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов,
заимствовал
у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания
по
геометрии и астрономии.
Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно
Гомера, Ликурга,
Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей
греческой
культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей
собственной
культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых,
греки,
знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего
Востока,
действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали
черты
сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой
древности
восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того
или иного
явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что
казалось
логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев,
характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в
этом
отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот
почему
греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные
достижения.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения
древнегреческой
цивилизации. Ренан усматривал причину "греческого чуда" в свойствах,
якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности.
Выделяли особую
одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные
гипотезы
рассмотрены в книге историка А. И Зайцева "Культурный переворот в
Древней
Греции VIII - V вв. до н.э. ". Им приведены конкретные сведения,
опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу,
что
причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой
предыстории
Греции, а в конкретной исторической действительности первого
тысячелетия до
н.э.
Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге
"Греческая
цивилизация" утверждает, что греческая цивилизация и античная культура
базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы
развития,
что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не
существует. В
центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею.
"Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является
человек.
Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его
прогресс.
Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один
посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой
цивилизации
являются отражением один другого — это зеркала, поставленные
друг против друга
и взаимно читающие одно в другом".
Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок
развитию
европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и
совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы
греческого
гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической
жизни: в
поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.
Греки
создали науку, которую некоторые исследователи называют "мышлением по
способу греков". У истоков европейской культуры находится микенская
цивилизация.
Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие
дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные
кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого
рода
дворец — средоточие сложной экономической военной и
религиозной жизни.
"Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные
поступления
(в основном продукцию ремесла и сельского хозяйства) , дворец ведал
организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам,
выполняющим какую-либо работу". Возглавлял деятельность такого дворца
царь-жрец (ванака) . Основная функция царя заключалась в сохранении
"священного порядка в природе". Человек в такой системе был зависим
от религиозного мировоззрения. Кстати, идея божественного происхождения
каждой
профессии долго сохранялась у древних греков. И у Гомера встречается
подробное
описание многих ремесел, а в качестве их творцов указываются Гефест и
Дедал.
Мифологическое мировоззрение было типично для микенской цивилизации.
Крушение
дворцовой системы помогло противоборствующим силам: родовой
аристократии и
сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя —
"басилевс",
скорее военный предводитель. "Басилевсы" вели свою родословную от
богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения, чтобы подчеркнуть
значимость поединка. Интересен в этом отношении диалог Диомеда и
Главка:
"Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться, Рода отцов не
бесчестить, которые славой своею Были отличны в Эфире и в царстве
ликийском
пространном". Нормами жизни человека в микенской цивилизации и у
гомеровских героев были честь, слава, стыд. Платон называл Гомера
"воспитателем Греции".
Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся
демократизм. Античная
классическая демократия рассматривалась как форма государственного
устройства,
в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина
было право
частной собственности на средства производства (и, прежде всего, на
главное из
них — землю) с возможностью продажи ее или передачи по
наследству, право
свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный
рынок) ,
право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней
политики
государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации
экономической и политической власти в руках одной личности, семьи,
сословия,
класса. Недостатком классической античной демократии было то, что
свободой в
каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только
полноправный
гражданин именно этого государства и только в пределах своего
государства. Все
прочие лично свободные жители этого государства — иммигранты
и женщины —
гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно
недвижимой)
владеть не могли. Не говоря уже о рабах, которые не обладали даже
личной
свободой, и в саму категорию людей включались только отдельными
свободомыслящими греками и римлянами.
Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации
стала античная
скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но
безличной и
униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую
эпоху она
отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей
мягкостью,
живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом
классической эпохи,
характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан
демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные
оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе
символом
незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику
отношений
полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также была сращена с динамичными
общественными
процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине
отсутствия
царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств,
покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и
развития
демократии другой важнейший центр полиса — агора, площадь,
где собирался народ
для решения как политических, так и экономических проблем (в частности,
для
товарообмена) , начала обстраиваться зданиями, предназначенными для
различных
общественных нужд — разного рода правительственных
учреждений, собраний и т.п.
Это здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий,
палестра, стадион.
Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности,
как
формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный
характер
греческой общественной архитектуры классического времени, чувство
пропорции не
позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения
чувств
свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры
древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где
индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли
гипертрофированную
монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же
времени в
греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и
состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния
общей массы
населения демократических полисов также благоустраивались. Города
снабжались
водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей)
создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее
выдающимся
представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка)
.
Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и
оставалась
до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на
проведение
самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными
независимыми вооруженными
силами. Но в процессе все большего наступления императорской
центральной власти
на права муниципального самоуправления (плоть до драконовского
налогообложения
Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации
и
приходили в упадок.
Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и
римская
литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в
значительной
степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В
архаическую эпоху производится запись созданного в темные века
дописьменного
эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, ставших
предметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и
в
гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже
не
создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда
—
аристократическая община — уступает свои позиции демократии.
Эмансипирующаяся
личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и
переживаний в другом роде литературы — в лирике. Именно в
эпоху архаики
возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм —
Алкей, Сапфо,
Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим
жанром
становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города
— театр.
Величайшие драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид,
комедии — Аристофан.
Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия
(политическое
равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства
—
ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на
заседаниях
народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в
быту.
Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими
деятелями были
Демосфен и Сократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку
ораторское
искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением греческой
демократии
и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.
Развитие общественного самосознания послужило причиной
возникновения
литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть
историографии,
наиболее выдающимися представителями начального этапа, которой были
Гекатей
Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта,
личности и
окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой
свободой, с
помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней
греческая
философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и
не
получившая настоящего развития в римской культуре.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже
в
классическое время имевшая большие достижения, — математика,
геометрия,
астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные
соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника.
Однако
в античности она не образует тесной связи с научными разработками,
поскольку
все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был
дешевле
техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем
за
тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники
дали
сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили
ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили их
количество.
Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных
механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и
металлургические предприятия) , водном хозяйстве (трубопроводы, водяное
колесо)
. Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу
рабского
труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции
плугов,
косилки, жатки, и водяные мельницы.
К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась
система
образования — общее образование или энциклопедическое
образование, энкюклиос
пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни
христианским
средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем
(гуманистическая
или классическая гимназия, гуманитарное образование) . Классические
языки —
древнегреческий и латынь — в форме так называемой
интернациональной лексики
вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным
языком
науки и культуры, связывают воедино живые нервы и кровеносные сосуды,
современную цивилизацию с ее живительными источниками —
историческим опытом и
достижениями прошлого.
Список использованной литературы.
Энциклопедический словарь юного историка М.,
"Педагогика-пресс",
1993.
Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима М.,
"Высшая
школа", 1990.
Лев Любимов Искусство Древнего Мира М., "Просвещение", 1971.
Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону, "Феникс",
1994.
Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов)
Ростов-на-Дону,
"Феникс", 1997
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 569 чел.