Рыцарство - особый привилегированный социальный слой
средневекового
общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и
Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по
сути,
относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин употребляют
в
отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.
Зарождение рыцарства относится к тому периоду раннего
средневековья (7-8
вв.) , когда получили широкое распространение условные формы
феодального
землевладения, сначала пожизненные, позже наследственные. При передачи
земли в
феод его жалователь становился сеньором (сюзереном) , а получатель -
вассалом
последнего, что предполагало военную службу (обязательная военная
служба не
превышало 40 дней в году) и исполнение некоторых других повинностей в
пользу
сеньора. К ним относились денежная “помощь” в
случае посвящения сына в рыцари,
свадьбы дочери, необходимости выкупа сеньора, попавшего в плен.
Согласно
обычаю, вассала участвовали в суде сеньора, присутствовали в его
совете.
Церемония оформления вассальных отношений называлась оммажем, а клятва
верности
сеньору - фуа. Если размеры полученной за службу земли позволяли, новый
владелец в свою очередь передавал часть ее в качестве феодов своим
вассалам
(субинфеодация) . Так складывалась многоступенчатая система вассалитета
(“сюзеренитет” ,” феодальная
иерархия” ,” феодальная лестница” ) от
верховного
сюзерена - короля до однощитных рыцарей, не имевших своих вассалов. Для
континентальных стран Западной Европы правила вассальных отношений
отражал
принцип:” вассал моего вассала не мой вассал” , в
то время как, например, в
Англии (солсберийская присяга 1085 г.) была введена прямая вассальная
зависимость всех феодальных землевладельцев от короля с обязательной
службой в
королевском войске.
Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных
владений и
определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так,
вместе с
утверждением военно-ленных отношений шло формирование рыцарства как
служилого
военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14 вв.
Военное
дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала
права и
привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы,
традиции,
культурные ценности.
В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и
достоинство сюзерена,
а главное землю от посягательств как со стороны соседних феодальных
властителей
в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего
нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных
владений и
захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости
на
словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об
участиях в
завоевательных кампаниях, организованных королевской властью, как,
например,
многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой
римским,
как крестовые походы. Рыцарское войско являло собой могущественную
силу. Его
вооружение, тактика боя отвечали военным задачам, масштабам военных
операций и
техническому уровню своего времени. Защищенная металлическими военными
доспехами, рыцарская конница, малоуязвимая для пеших воинов и
крестьянского
ополчения играла основную роль в бою.
Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В
условиях
феодальной раздробленности при относительной слабости королевской
власти
рыцарство, скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную
корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их
господства. Ярким примером тому может служить история подавления
крупнейшего
крестьянского восстания во Франции - Жакерии (1358-1359) , вспыхнувшей
во время
Столетней войны. При этом рыцари, представлявшие воюющие стороны,
англичане и
французы, объединились под знаменами наваррского короля Карла Злого и
обратили
оружие против восставших крестьян, решая общую социальную проблему.
Влияло
рыцарство и на политические процессы эпохи, так как социальные интересы
феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной
степени
сдерживали центробежные тенденции, ограничивали феодальную вольницу. В
ходе
процесса государственной централизации рыцарство (средние и мелкие
феодалы)
составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в
борьбе за
территориальное объединение страны и реальную власть в государстве. Так
было,
например, во Франции в 14 в., когда в нарушение прежней нормы
вассального права
значительная часть рыцарства привлекалась в армию короля на условиях
денежной
оплаты.
Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности,
и земельное
пожалованье было не только вознаграждением за службу, но и необходимым
материальным условием ее осуществления, поскольку и боевого коня, и
дорогое
тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарь
приобретал на собственные средства, не говоря о содержании
соответствующей
свиты. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного
снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и
цена.
Подготовке будущих воинов служила система рыцарского обучения и
воспитания. В
Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье, позднее до 14 лет
воспитывались при дворе сеньора в качестве пажа, затем - оруженосца,
наконец,
совершалась церемония посвящения их в рыцари.
Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии,
знать правила
придворного этикета, владеть “семью рыцарскими
добродетелями” : верховой ездой,
фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в
шашки,
сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
Посвящение в рыцари символизировало вхождение в
привилегированное сословие,
приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой
церемонией.
Согласно европейскому обычаю, рыцарь посвящающий в звание, ударял
посвящаемого
мечом плашмя по плечу, произносил формулу посвящения, одевал шлем и
золотые
шпоры, вручал меч - символ рыцарского достоинства - и щит с
изображением герба
и девиза. Посвященный, в свою очередь, давал клятву верности и
обязательство
соблюдать кодекс чести. Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром
(поединком) - демонстрацией воинской выучки и храбрости.
Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались
веками. В основе
кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу
рыцарских
достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость,
благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам
рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не
прощалось
предательство.
Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же
касается
грабительских походов в чужие земли (например, взятие Иерусалима или
Константинополя во время крестовых походов) , то рыцарские
“подвиги” приносили
горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.
Крестовые походы способствовали становлению идей, обычаев,
морали рыцарства,
взаимодействию западных и восточных традиций. В ходе их в Палестине для
защиты
и расширения владений крестоносцев возникли особые организации
западноевропейских феодалов - духовно-рыцарские ордены. К ним относятся
орден
Иоаннитов (1113) , орден Тамплиеров (1118) , Тевтонский орден (1128) .
Позже в
Испании действовали ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара. В
Прибалтике
известен орден Меченосцев и Ливонский. Члены ордена давали монашеские
обеты
(нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение) , носили
схожие с
монашескими одеяния, а под ними - военные доспехи. Каждый орден имел
свою
отличительную одежду (например, у тамплиеров - белый плащ с красным
крестом) .
Организационно они строились на основе строгой иерархии, возглавляемой
выборным
магистром, утверждаемым папой римским. При магистре действовал капитул
(совет)
, с законодательными функциями.
Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло
ярчайшую
страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и
стилем. Она
поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму,
прославляла
подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их.
Наряду с
героическим эпосом высокого патриотического звучания (например,
французская
“Песнь о Роланде” , испанская “Песнь о
моем Сиде” ) появились рыцарская поэзия
(например, лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в
Германии)
и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды) , представлявшие
так
называемую “куртуазную литературу” (от французского
courtois - учтивый,
рыцарский) с обязательным культом дамы.
В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы
феодальных
государств с 15 в. Предвестницей заката славы французского рыцарства
стала так
называемая “битва шпор” (11 июля 1302 г.) , когда
пешее ополчение фландрских
горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность
действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на
первом
этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от
английской
армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших
огнестрельное оружие
(оно появилось в 15 в.) , рыцарство оказалось не способным. Новые
условия эпохи
разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели
к
исчезновению его с исторической арены. В 16-17 вв. рыцарство
окончательно
утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства.
Воспитанные
на военных традициях предков представители старых рыцарских родов
составляли
офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в
рискованные
морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская этика
последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и
достойного
служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 627 чел.