ГРЕЦИЯ Крито-микенский период
Вся жизнь - вокруг дворцов (сохранился дворец Миноса -
лабиринт+минотавр) .
Дворцы оч. Пышные. Внутри - настенная живопись (“игры с
быками” - культ
бога-быка) . Теократия. Дворец - религиозный, административный и
хозяйственный
центр. Много бронзовых изделий, фресок, оружия и много цветной
керамики.
Извержение вулкана и набеги ахейцев с материка загубили критскую
культуру.
Микенская к-ра была под влиянием критской
цивилизации. Памятники -
шахтные гробницы в Микенах. Вместе с костями там было много всего
(украшения,
оружие) . Центры - также дворцы, но они не изящны (как на крите) , а
укреплены.
Думали, что их построили циклопы. В дворцовых фресках преобладают сцены
войны и
охоты. Позже стали хоронить не в шахтах, а в толосах (купольных
гробницах) . В
рез-те военных походов ахейцы заимели письменность (лин. Слог. Письмо А
и Б) .
С началом железного века и приходом варваров-дорийцев крито-микенская
цивилизация погибла.
ГРЕЦИЯ Гомеровский период
Этот период - период упадка и застоя культуры. Памятники -
Илиада и Одиссея
- произведения Гомера о троянской войне. Не соответствовали истине (в
то время
как греческие правители жили в прекрасных дворцах, Гомер писал, о
деревянных
домах, огороженных частоколом) . Стройматериалы - дерево и необожженный
кирпич.
Скульптура - деревянная. Вазы с геометрическим орнаментом. Были
терракотовые(?)
и бронзовые статуэтки. Письменности нет.
ГРЕЦИЯ Архаический период
Великая колонизация (освоение побережий Черного, средиземного
и мраморного
морей) . Греция вышла из состояния изоляции и стала активно
заимствовать
достижения ку-р других народов (чеканка монет, алфавит, научные знания)
.
Разложение род. Общины и становление полиса Крупные
полисы - Афины,
Спарта, Коринф, Фивы. Греция раздроблена, но появляются мысли о
единстве
(эллины - все греки в целом) . В религии политеизм.
Боги- Зевс(гром) ,
Гера(небо) , Посейдон(море) , Аид(под землей) , Аполлон(поэзия) ,
Афродита(красота) , Гефест(огонь) , Арес(война) , Афина(мудрость) ,.
Боги -
Олимпийские. Боги были как люди, но бессмертны и красивы. В
лит-ре были
мифы о богах и мифы о героях. Олимпийские игры.
Натурфилософия (природа, изучали ее
закономерности, Фалес, Анаксемен,
Анаксемандр) . Героклит - философ (жизнь-движение, все изменяется) .
В литературе был Гесиод, он написал
“Теогонию” и “труды и дни” .
Лит-ра переходит от эпоса к лирике.
Появление театра и выделение в нем актера. Скульптура
2-х типов -
курос (голый юноша) и кора (одетая женщина) . В архитектуре
2 ордена -
дорический и ионический. Синтез скульптуры и архитектуры.
Вазы - коринфские и аттические.
В этот период была заложена основа для расцвета в классический
период.
ГРЕЦИЯ Классический период
Победа греков в войне с персами. Подъем и расцвет экономики и
к-ры. Демокрит
ввел понятие атома (как единой неделимой частицы) , Софисты (школа
философов)
могли доказать что угодно, Сократ (известнейший философ-софист) верил в
существование абсолютных истин, которыми владеет Бог.
Литература - основные жанры - трагедия и
комедия. Трагедии писал
Эсхил (“Прометей прикованный” ,
“Ористея” ) , Софокл писал тоже трагедии. Эти
авторы в своих произведениях подчеркивали неотвратимость судьбы и
бессилие
человека. Еврипид писал драмы (Медея, Федра - идея - борьба рассудка и
страстей) , комедии писал Аристофан (“Мир” ,
“Всадники” ) - политическая
острота и злободневность.
История развивается. Геродот написал
“Историю” - про греко-персидские
войны. Фукидид написал историю пелопонесской войны.
Искусство - человека изображали мощного,
полного сил. Скульптуры
монументальны и пропорциональны, гармоничны. (Фидий, Мирон, Поликлет) .
Живописцы - Полигнот и Аполлодор. Открыли игру света и тени,
перспективу. Очень
красива вазовая роспись.
Архитектура - окончательно оформились
дорические и ионические ордеры,
еще появился коринфский ордер (листики, завитки) . Храм - основной тип
общественного здания (строились в честь всех богов, кроме Ареса) .
Сооружение на акрополе строилось под наблюдением Фидия. Это -
вершина
греческой архитектуры. Оно включает Пропилеи (ворота) , храм Ники,
Парфенон.
Есть тенденция к разработке общегреческого архитектурного стиля.
ГРЕЦИЯ Период эллинизма
Походы А. Македонского - создана огромная держава.
Литература - Создается ряд библиотек (в
Александрии и Пергаме) .
Развивается филология - грамматика и критика текста. На 1-й план
выступает
изысканность слога - Аполлоний Радосский описал поход аргонавтов за
золотым
руном. В поэзии жанр - идиллия (жизнь больших городов, писал Феокрит) .
Комедии
становятся реалистическими и бытовыми (Менандр) . Мимы - короткие
сценки из
бытовой жизни (писал Герод) .
Науки - Равзрыв между наукой и техникой
исчезает. Архимед изобрел
винт, число “Пи” , и др. Математику. Евклид,
Эратосфен, Герон - тоже хорошие
ученые. Развитие медицины - изучали мозг и сердце, нервную систему.
Мусейдон -
дом для ученых с кабинетами и библ-ми. История превращается в
беллетристику.
Философия - эклектизм (синтез элементов из разных школ) и этическая
направленность (мораль на 1-м месте) . Школы - эпикурейская (цель чел.
-
блаженство и покой) , стоицизм (Зенона) - надо слушаться не желаний, а
разум. Религия
- Религиозный уклон в философии - культ монархов (обожествление царей)
. Культ
судьбы (судьба - это случай, удача) . Синкретизм (синтез разных
религий) .
Образование - чтение, письмо = матем.,
астрономия = философия и
риторика.
Архитектура - города укрепленные и
правильные. Палестры (спорт) ,
гимназии (школы) . Скульптура динамична, выразительна (Венера
милосская, Ника
самофракийская, Лаокон, Колосс радосский) .
РИМ Этрусский период
Этрусски - древнейшая цивилизация на Апеннинском п-ве. Они
создавали
города-государства. Города каменные с четко прямыми улицами, были
здания с
купольным сводом. Керамика очень развита - обоженные дочерна и покрытые
лаком
сосуды были похожи на металлические. В ИЗО - реализм - наиболее
существенно
передавались черты человека. Особенно заметен реализм в скульптурных
портретах.
Письменность этруссков не расшифрована до сих пор. Религия
- гадания по
кишкам животных, полету птиц, толкование знамений и явлений природы.
Боги
греческие, но были еще и демоны (добрые и злые) .
Большее влияние на этруссков оказали греки при великой
колонизации. Этрусски
подражали грекам в строительстве храмов, в ремеслах, в эпосах и
мифологии. В
свою очередь этрусски влияли на римлян.
РИМ Царский период
753г. - основание Рима. К концу этого периода истории Рим
сложился как
город-государство греческого типа. В Риме правило 7 царей. Город был
обнесен
каменной стеной, построен водопровод, канализация и цирк для
гладиаторов. От
этруссков римляне унаследовали ремесла, письменность, римские цифры,
гадания по
животным, одежду (тоги) , архитектуру. Религия -
антимистическая (много
духов, тотемизм - капитолийская волчица) . Но под влиянием этруссков
римляне
перешли к антропоморфизму (боги похожи на людей) .
Первый римский храм - храм Юпитера был построен этруссками.
РИМ Период республики (ранняя республика)
510 г. - народ восстал против этрусского господства и Рим стал
республикой.
В римском обществе начинает распространяться греческий язык, греческие
обычаи,
замена этрусского алфавита греческим, вводится медная монета, как у
греков.
Возникновение ораторского искусства (это было нужно сенаторам) , возник
театр с
профессиональными актерами. Рим часто вел войны за господство в,
Средиземноморье и в конце концов разрушил Карфаген. Сильные
внутриполитические
распри приводят к падению республики и установлению военных диктатур,
которые
сменяются принципатом (диктатурой под республиканской оболочкой) .
РИМ период принципата (поздняя республика)
Эклектизм (синтез элементов разных культур) .
Религия - под влиянием греков. Юпитер-Зевс,
Нептун-Посейдон,
Плутон-Аид, Марс-Арес, Юнона-Гера, Минерва- Афина, Венера-Афродита,
Вулкан-Гефест, Меркурий-Гермес, Диана-Артемида. В римский пантеон
принимались
иностранные боги, т.к. это усиливало мощь римлян.
Литература - под влиянием греков. Поэт -
Андроник переводил на латынь
греческие про-ия (Одиссею) .
Плавт - писал комедии., но про греков. Римская трагедия
подражательна
(грекам) . Поэт Лукреций (“О природе вещей” ) ,
Катулл писал лирические стихи.
История - служила целям пропаганды,
оправдания политики Рима.
Саллюстрий и Г. Ю. Цезарь - историки.
Архитектура - подчеркивала силу, мощь,
величие, монументальность,
пышность, строгая симметрия, создание не столько храмов, сколько
практических
сооружений. Применялись арки, своды и купола. Строймат. - бетон. Новые
типы
зданий - Базилики (торговля) , амфитеатры (цирки) , термы (бани) ,
Войны Рима
сопровождались грабежом городов - из Греции привезли множество
предметов
искусства (статуи) ,
Скульптура - множество статуй награбили в
Греции, были свои
портретные статуи, тогатус (ораторы) , бюсты (реалистичны и правдивы) .
Науки - написано множество трактатов по
прикладным наукам
(астрономии, архитектуре) . Руководства по риторике и ораторству,
развивается
юриспруденция, много всякой юридической лит-ры.
РИМ Период империи
Римское гос-во превращается в огромную империю.
Философия - стоицизм (знать, Сенека, Марк
Аврелий) и эпикурейство.
Бедняки почитали бродячих философов - киников. Религия
- культ
императоров и богини Ромы. Популярны культы богов-спасителей.
Наука - Рим, Александрия, Афины - центры
науки. Большее значение
географии (Страбон, Птоломей) , Энциклопедию (“Естественная
история” ) написал
Плиний младший. Успехи в медицине - Гален изучал мозг, были созданы
мед. Школы.
В астрономии регресс (по системе Птоломея Земля явл. Центром солнечной
системы)
. Литература - Апулей
(“Метаморфозы” ) , Пл. Младший, Ювенал (сатира) ,
Овидий. Известен поэт Гораций (прославлял чувство такта, меры и
достоинства в
человеке) . История - прославляет империю.
Архитектура - колизей и пантеон. Стены
зданий украшались росписью и
мозаикой. Много этого сохранилось в Помпеях, т.к. Везувий отлично
засыпал все
пеплом. Скульптура - портретная, бюсты.
РИМ период домината
Кризис республики - частая смена императоров, низкий уровень
грамотности,
огрубление нравов, пессимизм, распространение христианства. Доминат -
неограниченная монархия восточного типа. Империя распадается на
западную (Рим)
и восточную (Константинополь) . Возникновение христианства. Оно почти
сразу же
было запрещено и подвергалось преследованию. Вскоре христианство
превращается в
официальную религию и начинается разгром языческих храмов, запрещены
олимпийские игры. Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью
многих
памятников культуры. С 4в. Строятся христианские храмы - базилики,
круглые
храмы. В живописи понимание содержания сцен становится важнее
пропорций.
476г. - свержение последнего императора, конец западной
римской империи,
конец античного мира и начало средневековья. На развалинах римской
империи
возникают варварские города-государства.
ЕВРОПА Эпоха средневековья.
Просветители смотрели на средневековую Европу как на темные
века, но это не
так. Культурную жизнь средн-я определяло христианство. На соборах
христиан
принимается “Символ веры” - обязательные для всех
христиан положения
(воскресение Христа, 3-ца, воскресение мертвых) . Между западной и
восточной
христ. Церковью давно назревали противоречия и в 1054г. Произошел
раскол
церкви на Католическую и православную. Возникновение ереси
(несторианство,
монофизиство) . В западной церкви папство создало
инквизицию для борьбы
с ересями. Монашество - монахи отрешались от всего и брали на себя
обеты, позже
они стали богатыми землевладельцами. Многие монастыри были центрами
образования
и культуры (Фома Аквинский - философ, Беда Достопочтенный - историк и
ученый) .
Римская католич. Церковь и папа были очень могущественны. Их влияние на
общ.
Жизнь было очень сильно. Все науки приводились в соответствие с
христианством.
Индульгенции (отпуск грехов за $) . Школы - находились в руках церкви.
Главная
их задача - воспитание служителей церкви. Кроме монашеских были еще
“внешние”
школы. Духовенство распространяло невежество (строение Земли и т.п.) .
Книг
было мало и стоили они дорого. В 11в. Был открыт 1-й университет.
Р. Бэкон был виднейшим ученым. Но универы также были под
влиянием церкви. В
восточной церкви церковь также давила на образование
(гонения на античных философов)
. Виднейший ученый того времени - патриарх Фотий -
“Мириобиблион” - сборник
отзывов на 280 произведений античности. 9-10 в. - нек-рый подъем -
разные
энциклопедии на все темы.
Литература - героический эпос, рыцарская
литература (Песнь о Роланде)
. Значит. Роль играли Ваганты (бродячие поэты) - они критиковали
церковь, была
городская лит-ра - реалии городского повседневного быта. Архитектура
-
крестово-купольные храмы (храм св. Софии в Стамбуле) . На западе
скульптура и
архитектура становится все более условной и нереальной. Строили много
церквей,
т.к. ожидали конец света.
Романский стиль - мощные стены с маленькими окошками,
готический стиль 12в.
- высокие стройные колонны, собранные в пучки и скрещивающиеся на
большой
высоте (Вестминстерское аббатство) . Живопись -
плоская и без
перспективы.
ЕВРОПА Эпоха Возрождения
Возрождение ориентируется на античную культуру. Гуманизм (в
человеке важно
не социальное или общественное положение, а его личностные качества) .
Идея
идеального человека - человека, совершенного во всех отношениях. Данте
“Божественная комедия” - про ад. Петрарка (Книга
песен) и Бокаччо (Декамерон) -
поэты возрождения. Культ красоты человека. Живопись -
прекрасные,
совершенные люди. Боттичелли - “Рождение Венеры” ,
Мазаччо - объемная живопись.
Скульптура - Донателло - 1-й изобразил голое тело.
На смену раннему
возрождению пришло высокое. Леонардо да Винчи (Тайная вечерня,
Джоконда) .
Рафаэль Санти (Сикстинская мадонна) , Микеланджело Бунаротти (Давид,
Утро,
День, Вечер, Ночь) . Позднее возрождение. Инквизиция издала список
запрещенных
книг (гуманистов) . Книги сжигали. Гуманистов тоже сжигали (Дж. Бруно)
.
Художники подражали великим (маньеристы) - Понтормо, Бронзино) , Но
многие
художники работают в реализме (Веронезе, Караваджо) .
ЕВРОПА эпоха Реформации
Реформация случилась в Германии. Цель - создание дешевой
церкви, без
поборов, платы за обряды. Возглавлял р. Мартин Лютер (монах) . Он
считал, что
спасение человек получает от Бога и можно обойтись без посредства
католического
духовенства. Лютер положил начало протестантскому направлению
христианства.
ИЗО - Дюрер, Гольбейн, Лукас Кранах. Литература - Ганс Сакс
написал много
басен, песен и драм, Фишарт - писал острую сатиру. У. Цвингли проводил
реф. В
Швейцарии, позже за это дело взялся Кальвин. Были упрощены церковные
обряды,
секуляризация. Вследствие реф. Изменились нравы - роскошь и увеселение
порицались, а прославлялись честность и трудолюбие.
1 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ГОС-ВА. ЯЗЫЧЕСТВО И
ХРИСТИАНСТВО.
Славяне были восточные, западные и южные. 6-9 вв. У восточных
славян
происходит разложение родоплеменных отношений и складываются
предпосылки для
образования гос-ва. Перед образованием гос-ва у славян был период
военной
демократии. Соседская община (вервь) .
Занятия: пашенное земледелие, оседлое
скотоводство, охота,
рыболовство, бортничество. В лесу - подсечно-огневое земледелие.
Выращивали:
пшеница, рожь, овес, ячмень, просо. Орудия - соха, мотыга, позднее -
плуг с
железным лемехом.
Власть: важнейшие вопросы решались на
общих сходах (вече) . Военная
власть у князя (с дружиной) .
9-12 вв. - образование гос-ва Киевская Русь. Теория гос-ва:
пригласили 3-х
мужиков (варягов) и они взяли власть в государстве (стали княжить) .
Религия: В эпоху п\о строя славяне были
язычниками. Были культы
земли, дождя, рек, солнца и т.п. Особо почитался огонь. Храмов и жрецов
не
было. Культовые места- капищи. Там молились и приносили жертвы. Через
некоторое
время язычество было потеснено христианством. Владимир долго думал
насчет
религии, и решил крестить всю Русь в 988 г. Христианство круто повлияло
на
русскую культуру. Стало сильным влияние Византийской культуры.
Смягчение
наказаний за преступления. Принятие христианства на Руси проходило
мирно. Укрепляется
авторитет и международные связи Руси.
2 АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, РЕМЕСЛА.
Архитектура: Очень сильное влияние
Византии. Киевские князья
приглашали из Византии мастеров - зодчих, живописцев, ювелиров. Эти
мастера
развернули в Киеве широкое дворцовое и культовое строительство. До 10
в. На
Руси не было каменного строительства. После принятия христианства
здания стали
каменными (по Византийскому образцу) . “Десятинная
церковь” - 1-е каменное
здание. Спасо-Преображенский собор - самый
“византийский” храм древней Руси.
Софийский собор в Киеве - сохранился и сейчас. Это - огромный храм,
построенный
при Ярике Мудром. Внутри этого собора есть шедевр - фигура Софии
Оранты.
С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабевает.
Появляются
башенные храмы (собор Михаила - Архангела в Смоленске) .
Живопись: в основном церковная. Мы
позаимствовали из Византии каноны
иконописи и технику мозаики и фрески.
Ремесла: тут было сильным влияние Западной
Европы. Мы заимствовали у
них бронзовое литье, резьба по кости, ювелирное искусство.
Крупнейшие русские ремесленные города: Киев, Новгород,
Смоленск, Владимир,
Суздаль, Рязань. Русские мастера славились в обработке дерева, кости и
металла.
Умели делать изделия с применением эмали и стекла. Русские кольчуги и
оружие
были такими хорошими, что все иностранцы их покупали.
3 ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА.
9-10 вв. На руси распространены славянские азбуки: кириллица и
глаголица.
Создали их Кирилл и Мефодий. Литературным языком др. Руси стал
древнеславянский
язык (близкий по своей грамматике к греческому) . С 10в. На Руси
действуют
школы, берестяные грамоты. В этих школах проводилось “книжное
ученье” . Школы
были начальные и высшие. Создавались школы в основном при монастырях.
Особенности русской лит-ры: рукописный характер и анонимность
произведений.
Часто переписчики редактировали и вносили изменения в тексты книг.
Книги не
были самостоятельны, а входили в состав сборников, служащих каким-либо
целям. В
10-11 в. Появляются летописи.
Писали на пергаменте и бересте. Героями лит-ры были
исторические личности.
“Слово о законе и благодати” Иллариона -
прославляет Русь. Идея равноправия
христианских народов. “Поучение Владимира Мономаха”
- призыв Мономаха к детям -
соблюдать закон и порядок, забота о народе, государстве и церкви.
“Повесть
временных лет” - повествует о развитии, становлении русского
государства.
Написал Нестор. Тема борьбы с внешними врагами проходит через летопись.
“Слово
о полку Игореве” - поход Игоря с дружиной против половцев.
Автор оплакивает
поражение Игоря и осуждает княжеские междоусобные раздоры.
4 КУЛЬТУРА В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ВЕЛИКОРУССКОЙ
НАРОДНОСТИ (13-15 ВВ.)
В середине 13 в. Русь подверглась монголо-татарскому
нашествию.
Приостановилось развитие культуры из-за этого. Но впоследствии, когда
татары
ушли оказалось, что их культура повлияла на русскую: были заимствованы
восточные слова, предметы одежды, мотивы прикладного искусства.
В 13 в. Наступила феодальная раздробленность. Она углубила
различия в языке
и привела к обособлению 3-х племен: русские, хохлы и беларусы.
С 14 в. Начинается подъем русской культуры (т.к. мы победили в
Куликовской
битве) . Русские земли начали объединяться вокруг Москвы. В этот период
расцветало народное творчество - фольклор. Много былин и сказаний о
богатырях и
прочих героях борьбы против монголов. Новый жанр - историческая песнь
(“песня о
Авдотье-Рязаночке” ) .
Просвещение, книги. Распространение грамотности в руках
церкви. Грамотными
были в основном торговцы и ремесленники. Найдено много берестяных
грамот этого
периода. Книги хранились в монастырях (как в библиотеках) . Пергамент
сменяется
бумагой (везли из Италии и Франции) .
Появляется “скоропись” - новая техника
письма. Кроме церковной лит-ры
появляются книги для частного чтения (читьи) .
Литература. Литература публицистична. Московское и общерусское
летописание
(“Троицкая летопись” и “Владимирский
полихрон” ) . Из светских книг были
воинские повести (“Повесть о разорении Рязани
Батыем” ) . После Куликовской
победы произошел подъем самосознания. В рез-те созданы:
“Задонщина” , “Сказание
о мамаевом побоище” , “Слово о житие князя Дмитрия
Иваныча” .
Архитектура и живопись. С 13 в. Возобновилось каменное
строительство.
Новгород - крупнейший центр. Храмы стали класть из валунов, кирпича,
что
придавало им массивность (церьков Федора Стратилата) . В Пскове
построили
кремль с арочным перекрытием (обошлись без колонн) .
14-15 вв. - расцвет живописи. Черта живописи - драматизм.
Феофан Грек умел
великолепно расписывать церкви. Представителем русской школы церковной
росписи
был Андрей Рублев (расписал Успенский собор во Владимире) . Икона
“Троица” -
шедевр Рублева.
5 КУЛЬТУРА ЦАРСКО-БОЯРСКОЙ РОССИИ.
Образование единого гос-ва, освобождение от ига, завершение
формирования
великорусской народности. Россия сформировалась как
феодально-крепостническое
гос-во. Культура подчинена церкви. Фольклор. Тема
единства и борьбы с
захватчиками-иноземцами. Песни о взятии Казани, обороне Пскова и др.
Образ царя
в песнях различен - его и осуждают за жестокость и хвалят за хорошее
отношение
к народу.
Просвещение. Низкий уровень грамотности.
Грамоте учили “мастера
грамоты” в своих частных училищах. В монастырях писцы писали
книги. В 1553 г.
Создана типография в Москве и книги стали печатать.! -е печатные книги:
“Апостол” , “Часослов” ,
“Букварь” .
Политическая мысль. Теория происхождения
московской власти от
Киевских князей. Москва - 3-й Рим (как центр мирового христианства) .
Движение
еретиков. Они выступали против церкви. С еретиками боролись иосифляне и
нестяжатели. Летописи стали общегосударственным делом.
“Никоновская летопись -
самая известная.
Архитектура. Распространенность кирпича и
терракоты. Кирпичная кладка
вытесняет белокаменную. Москву строят Аристотель Феораванти, Марко
Руффо и
Антон Фрязин. Важные постройки того времени: Успенский собор,
Благовещенский
собор, Великокняжеский дворец (с грановитой палатой) , Архангельский
собор,
храм, Вознесения в Коломенском, Покровский собор (на Красной площади)
он же
храм Василия Блаженного. Сделали царь-пушку. Живопись.
Краска делалась
из глины и разводилась водой. Добавляли яичный желток и природные клеи.
Фреска
(роспись по сырой штукатурке) , темпера (роспись по
сухой штукатурке) .
Представители живописи - Дионисий (рисовал красивый внешний облик
людей) .
5 РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА НА КУЛЬТУРУ РОССИИ.
Гражданская война в России. Многочисленные восстания. Смута.
Смута привела в
Россию много иностранных авантюристов. Иностранцам давали лицензии на
разработку полезных ископаемых в России в обмен на условие обучать
русских
своему мастерству. На этих же условиях приглашались мастера искусства.
В быт
входят: часы, зеркала, польская посуда, немецкая музыка. Идея
православной Руси
как единственной в мире хранительнице истинного православия.
Неприкосновенность
(неизменность) церкви и ее обрядов. Раскол церкви на почве исправления
обрядов.
Идея исправления обрядов была поддержана государством и от церкви
откололась
большая группа недовольных (раскольников) . Их ловили и жгли на
кострах.
Т. о. в этот период Россия обнаружила у себя недостаток
научных знаний и
потянулась за этими знаниями к западу. В рез-те наша и западная
культура
начинают влиять друг на друга.
6 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 17 ВЕКА.
Расширяются связи с западом. Литература.
Возникают новые жанры.
Расширяется тематика. Литература начинает освобождаться от контроля
церкви.
Новый жанр - “демократическая сатира” в котором
высмеивается государство и
церковь. Пример этого - “Повесть о Шемякином суде”
, “Повесть о ерше-ершовиче”
. Много жизнеописаний: “Житие Протокопа Аввакума” .
Сближение лит-ры с бытом,
появление любовных романов: “Повесть о Марфе и
Марии” . Зодчество.
Сближение культового и гражданского каменного зодчества. Меняются
иконографические каноны. Построен Теремной дворец в московском кремле.
Строители - Огурцов, Ушаков, Шарутин. В зданиях много декоративных
деталей.
Пятиглавый (бесстолбовый) храм со сводом - новый стиль строительства.
Стиль
“Московское барокко” - - башеннообразные, слитые с
колокольней церкви. Пример -
храм Нарышкина. Живопись. Иконы становятся
оживленнее. Ушаков - иконописец.
Стиль живописи - “парсуна” - портретные изображения
исторических личностей. Это
- чисто светское направление в живописи: писали портреты царей (в
основном) .
Во фресковой живописи преобладает “бытовизм”
(сценки из реальной человеческой
жизни) . Просвещение. Все большее количество людей
тянется к знаниям.
Появляется идея естественных прав человека.
Т. о. в этот период искусство освобождается от влияния церкви
и становится
все более светским.
7 СУЩНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА-1.
Быстрое развитие науки и новых технологий. Полная победа
светской власти над
духовной. Просвещение становится отраслью государственной политики.
Возникают
школы, где учат не богословию, а точным наукам. Развитие типографского
дела
(стали выпускать много учебников) . Издан “Букварь”
и “Юности честное зерцало”
. Появляются газеты. Введена цензура. Литература рассказывает об новых
героях -
людях незнатного происхождения, но умных и находчивых:
“История о матросе
Василии Кариотском” . Попытки написания отечественной
истории. Новое
направление искусства - чеканка медалей. Скульптурное искусство идет
вместе с
кораблестроением (разные фигуры украшали носы кораблей) . Строительство
парадных дворцов в Питере дало новый толчок к развитию скульптуры. В
архитектуре появляется новый тип общественных зданий -
административного,
промышленного и культурно- просветительного назначения. На Урале
строили
заводы-крепости.
Живопись. Портрет преобладает. Никитин и
Матвеев - талантливые
портретисты.
В быту мода на немецкое и французское. Ломоносов - видный
человек. Открытие
МГУ!!!. Кулибин. Татищев.
8 КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА.
Екатерина-2 была очень просвещенной бабой. При ней в России
был
“просвещенный абсолютизм” . В годы ее правления был
огромный прогресс в
просвещении. Школы были народные и солдатские (гарнизонные) . Несмотря
на
огромное кол-во школ многие дворяне хотели для своих детей домашнего
образования. Создается много театров. Распространены частные крепостные
театры,
принадлежащие дворянам (театр Шереметьева - самый известный) . В
литературе
наступает эпоха классицизма. Музыка европейская. Много иностранных
музыкантов
гастролировали по России. ИЗО проникнуто идеями гуманизма и
патриотизма. В
искусстве преобладали люди простого происхождения (дворяне считали
искусство
занятием недостойным) . Казаков построил здание Сената в Кремле.
Баженов
построил дом Пашкова. Строили много загородных императорских дворцов.
Портретная живопись преобладает. Портретисты - Шибанов, Ерменев. В
литературе -
сентиментализм. Державин, Сумароков, Фонвизин, Карамзин. Выдающееся
произведение - “Путешествие из Питера в Москву”
Радищева.
9 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.
10 ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.
Сословная система образования. Каждое учебное заведение одного
сословия
закрыто для других сословий. Также были начальные школы и университеты.
ВУЗы -
универы и академии, институты. Много технических учебных заведений.
Быстрый
рост книжных изданий. Становится много издательских домов. Начата
деятельность
почты (письма, газеты, почтовые марки) . Открыт Эрмитаж. Промышленные
выставки.
Открыта Антарктида. Рост промышленности. Развитие точных наук в области
электротехники, гальванотехники. В Питере пущен телеграф. Развитие
хирургии.
Пирогов - основоположник военно-полевой хирургии, он впервые применил
наркоз.
Карамзин написал “Историю государства Российского”
.
Т. о. завершился один из самых больших этапов в развитии
русской культуры.
Основные черты этой эпохи - реализм, народность и гражданственность.
11 КУЛЬТУРА РОССИИ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.
Падение крепостного права положило начало формирования
капиталистического
строя в России. Распространение просвещения. Создание народных школ.
Провозглашена бессословность школы. Начальные школы - земские. Средние
-
гимназии, тоже бессословные. Гимназии реальные и классические. Доступ к
ВУЗу
был только из классической гимназии. ВУЗы получили автономию. Женщин
стали
допускать к получению образования, кроме высшего. Развитие библиотек,
музеев.
Ослабление цензуры. Менделеев. Русское географическое общество
организовывает
успешные экспедиции, и исследует Азию, Сибирь. Миклухо-Маклай
исследовал
острова с людоедами. В философии - материализм. В медицине прославился
Павлов.
Ключевский написал “Курс русской истории” .
“Толковый словарь живого
великорусского языка” написал Даль. В литературе главными
действующими лицами
становятся разночинцы (простые люди) . Тургенев, Толстой, Достоевский.
Некрасов
“Кому на Руси жить хорошо” . “Война и
мир” Толстого. Скульптура и архитектура
почти не развивается. Классицизм угасает, а новые художники и
архитекторы
используют идеи прошлых эпох: ренессанса, готики, барокко, рококо.
Рациональная
архитектура - дома практичные, с металлическими перекрытиями..
Появляются
многоквартирные жилые дома. “Псевдорусский стиль”
Ропета - возрождение традиций
русского деревянного строительства. Кризис монументализма - скульптура
почти
исчезает. В живописи отличился Перов. Движение передвижников в живописи
под
командованием Крамского. Они писали образы прогрессивных людей
современности -
рабочих, крестьян. Очень любили рисовать природу. В музыке отличился
Мусоргский
и Бородин.
12 КОНЕЦ 19 НАЧАЛО 20 ВЕКА.
Это - переломная эпоха во всех сферах жизни общества. Этот
период условно
можно разделить на 3 периода: 1890-1905,1905-1907,1907-1917.
Кризис народничества. Серебряный век. Возникает много течений,
объединений,
группировок: “Союз русских художников” . Рылов,
Малявин, Васнецов. Репин -
выдающиеся художники. Они писали в основном пейзажи. Другой кружок -
“Мир
искусства” . - увлекались портретной живописью. Особое
направление в живописи -
политическая сатира. В общем в русской живописи этого периода было 2
течения:
одно тяготело к экспрессионистической(!?!?!) концепции творчества, а
другая - к
неопримитивизму(!?!?!) . Но многие художники и не укладывались в эти
два
течения и действовали самостоятельно. Начало беспредметного искусства -
“Черный
квадрат” Малевича. Скульптура вышла из кризиса. Скульптура не
монументальна, но
пластична. Лансере “Мальчик, собирающийся купаться”
- пример мелкой пластики. В
архитектуре - упрощение, в связи с новым назначением и функций зданий -
создан
“стиль модерн” - простые и практичные здания:
Шехтель, Лидваль - архитекторы
этого стиля. В поэзии - символизм (символисты признавали идеализм и
религию) . Именно
с понятием “символизм” связано понятие
“серебряный век” русской поэзии.
Философы - Флорецкий, Бердяев, Федоров - создали направление русского
космизма
(отвергали европейский материализм и вернули людям веру в Бога и в
космос) . В
музыке отличились Рахманинов, Скрябин - романтический пафос
предреволюционных
лет. Получает распространение кинематография, 1-я картина -
“Стенька Разин” .
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 616 чел.