1. Охарактеризуйте, какими методами достигается однозначность
языка
предметных рубрик (примеры) .
Однозначность, то есть точную и недвусмысленную семантику
лексических
единиц, достигают с помощью выявления и устранения синонимии, омонимии
и
полисемии.
При создании словаря предметных рубрик в него вводятся все
синонимы и
эквивалентные по смыслу выражения, возможные в естественном языке. Но
для
предметизации используется лишь один из смысловых вариантов —
остальные
исключаются с помощью отсылок, обозначаемых пометкой “СМ.
ЗАПИСЬ” . Например,
“АЭРОПЛАНЫ СМ. САМОЛЁТЫ” — эта запись
означает, что из двух возможных слов для
предметизации разрешается использовать только термин
“самолёты” .
При разыскании синонимов могут помочь словари синонимов,
толковые словари,
терминологические и энциклопедические словари. Помимо лексических
синонимов и
эквивалентных по смыслу выражений можно отметить ещё несколько видов
синонимии,
которую необходимо учитывать в языке предметных рубрик: a. Сокращённая
и полная
форма термина, выраженного словосочетанием. Например,
“ПЛАСТМАССЫ” и
“ПЛАСТМАТИЧЕСКИЕ МАССЫ” . В большинстве случаев
используется полная форма
термина.
b. Инверсированная и прямая форма лексической единицы.
Например, “ПОРШНЕВЫЕ
НАСОСЫ” и “НАСОСЫ ПОРШНЕВЫЕ” .
c. Возможные варианты написания имён и фамилий. Например:
“ГАШЕК Я. и ХАШЕК
Я.” d. Наличие псевдонима. Например: “ГОРЬКИЙ М.
— ПЕШКОВ А. М.” .
Во всех перечисленных случаях необходимо сделать отсылку от
отвергнутой
формулировки к термину, используемому для предметизации литературы.
Омонимичные слова разделяются в своих значениях и вводятся в
язык предметны
рубрик столько раз, сколько значений имеет омонимичное слово. Явления
омонимии
и полисемии слов (неоднозначность выражений) в языке предметных рубрик
устраняются различными средствами: a. терминологическом совпадении
наименований
объектов содержание собираемою в рубрике материалов уточняется путём
пометок в
скобках: “Колумбия (округ) ” и “Колумбия
(республика) ” . В тех случаях, когда
это возможно, омонимия устраняется с помощью указания отрасли:
“Миксеры
(радиотехника) ” , “Миксеры (бытовая) ” ,
“Миксеры (металлургические) ” . Точно
также с помощью пометок разделяются значения многозначных слов
“Информация
(процесс) ” , “Информация (сведения) ” ,
“Информация (философия) ” .
b. К одному из значений многозначного слова подбирается
термин-синоним,
который с помощью отсылки вводится в качестве индексационного термина
взамен
отвергнутого. Например, “Библиография (наука) см.
Библиографоведение” . При
использовании отсылки каждое из значений термина может иногда не
уточняться
пометками. Например, “КАТАЛОГ СМ. 1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ; 2.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ
КАТАЛОГИ” Отсылки могут быть сделаны и при помощи развёрнутой
справки. Например,
в списке предметных рубрик ИНИОН — “Здесь
собирается литература об...
Литература о.... см. В рубрике” c. Даётся краткое определение
понятия,
выраженного заголовком предметной рубрики: “БЕРЁЗКА,
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ”
, “ДЖАВА, КУРОРТ” .
d. Для развёрнутой формулировки лексической единицы
используется
словосочетания. Например, “МЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРОБКИ” ,
“ПЛАСТИЧЕСКАЯ МАССА
ТЕРМОПЛАСТИЧНЫЕ КАК ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ” .
e. К заголовку рубрики присоединяются подрубрики, которые
уточняют контекст
термина. Например, термин “КЛЕТКА” требует
уточнения, т.к. это может быть
клетка для зверей, биологич. кл. и т.д. Присоединения подрубрик
“ДЕЛЕНИЕ” или
“ОДЕРЕВЕНЕНО” (“КЛ.
-ОДЕРЕВЕНЕНИЯ” ) делает термин заголовка однозначным. Если
многозначное слово находится в подрубрике, то контекст всей рубрики
определяет,
какое оно имеет значение. Например, “ТРУБОЛИНЕЙНОЕ
ПРОИЗВОДСТВО-ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ
СПОСОБ-ПРИМЕНЕНИЕ МИКСЕРОВ” . В данном случае слово
“МИКСЕР” не требует
уточняющей пометки (металлург.) 1. Какие признаки документа отражаются
в
предметных рубриках с помощью заголовка и подзаголовка? Назовите и
охарактеризуйте виды подзаголовков. Привести примеры сложных предметных
рубрик
с использованием различных подзаголовков (и указать какие) . Можно
воспользоваться списками предметных рубрик или предметным каталогом.
Лексическая единица — смысловое единство (простое и
сложное понятия) ,
выраженное одним словом или сочетанием слов, ни одно из которых не
может быть
отброшено без изменения смысла этого единства. Множество лексических
единиц,
включённое в словарь, называется словарным фондом или лексикой ИПЯ. В
языке
предметных рубрик лексические единицы называются заголовками.
Следовательно,
лексика языка предметных рубрик делится на две части: а) предметные
заголовки
(заголовки предметных рубрик) ; б) подзаголовки (подрубрики) .
Предметный заголовок (или заголовок предметной рубрики)
включает
наименование основного предмета. Им может быть конкретное или
абстрактное
понятие, как единичное, так и общее.
Конкретное понятие отражает предмет. Например,
“Солнце” , “РГБ” или
классификацию предметов. Например, “Каталоги” ,
“Библиотеки” .
Абстрактное понятие отображает не данный предмет как таковой,
а свойства
предметов и отношение между предметами. Например, “Вязкость
(нефти) ” ,
“Склеивание (бумаги) ” .
Подзаголовки отражают тот или иной аспект рассмотрения
предмета, выраженного
заголовком предметной рубрики. Лексику подзаголовков можно подразделить
на
следующие виды: 1. Тематические подзаголовки (общие, типовые,
специфические) ;
2. Подзаголовки среды (географической и социальной) ; 3.
Хронологические
подзаголовки; 4. Формальные подзаголовки.
Тематические подзаголовки отражают части, детали, процессы,
свойства,
идеологическую характеристику, оценку и др. стороны, аспекты
рассмотрения предмета,
выраженного заголовком предметной рубрики. Например, “Ядерные
реакции —
Изотопный эффект” .
В лексике тематических подзаголовков различают общие
подзаголовки,
соответствующие понятиям с широким объёмом и использующиеся в
терминологии всех
областей знаний. Например, “Происхождение” ,
“Методика” .
Типовые подзаголовки представляют собой термины,
использующиеся в нескольких
областях знаний для характеристики однородных групп предметов,
выраженных
заголовком рубрики. Например, для многих видов материала (древесины,
пластмассы
и т.д.) будут типовыми следующие подзаголовки:
“Вентиляция” , “Оборудование” ,
“Анализ” .
Специфические подзаголовки служат для выделения аспектов,
характерных только
для определённого класса предметов. Например, “Гашение
(извести) ” , “Пошив
(одежды) ” .
Подзаголовки среды (географической и социальной) применяются
для
дополнительной характеристики предмета в территориальном и
географическом
аспекте, а также в аспекте социальной среды, влияющей на его развитие.
Например, “Музыка — Средняя Азия —
История” .
Географические подзаголовки отражают географическое положение
объекта.
Например, “Музеи — Англия” .
К подзаголовкам социальной среды можно отнести такие термины,
как физические
и биологические системы и др.
Хронологические подзаголовки характеризуют время существования
предмета или
явления (“Городские восстания — Россия, 17
— 19 вв” , “Лермонтов Михаил
Юрьевич, 1814 — 1841 — Лирика” ) или
указывается на какой-то исторический
период, рамками которого ограничено рассмотрение предмета или события
(Франция
–Живопись, 17- 19 вв.) Формальные подзаголовки характеризуют
не предмет,
рассматриваемый в документе, а сам документ со стороны его
читательского
назначения, формы изложения материала, типа и вида издания. Например,
“Альбом”
, “Словарь” , “Справочник” ,
“Энциклопедия” , “Таблицы” .
Лексика заголовков в сложной предметной рубрике может
использоваться в
качестве подзаголовков. Например, в рубрике “Корневая система
— Дыхание” термин
“корневая система” является заголовком.
“Берёза — корневая система” ,
“Растение
— питание — роль корневой системы” . Этот
термин используется в качестве
тематической подрубрики.
1. Составить библиографическое описание и аннотацию трёх
документов
технической тематики: книга о материалах или сырье; книга о
технологических
процессах; книга о технологическом оборудовании. Запредметизировать их.
Придать
предметной рубрике стандартный вид.
2. Дайте определение понятия “библиографическое
описание” и обоснуйте его
роль в создании библиотечных каталогов. Перечислите виды
библиографических
описаний и приведите примеры каждого из них.
Библиографическое описание — совокупность
библиографических сведений о документе,
его составной части или группе документов, приведённых по определённым
правилам
и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации
документа.
Библиографическое описание служит основой для составления
каталогов,
библиографических описаний, а так же применяется для отражения
произведений
печати везде, где в этом встречается необходимость. От правильного
составления
библиографического описания зависит полнота раскрытия содержания БФ,
правильность организации каталогов.
Библиографическое описание может быть составлено на издание в
целом (книгу,
журнал) — монографическое, на часть издания или произведения
(главу, статью из
журнала) — аналитическое, а также на группу произведений
печати — сводное.
Монографическое — составляется на однотомное издание
или отдельный том
многотомного или сериального издания, состоящих из одной части.
Аналитическое — состоит из 2-х частей: сведения в
составной части книги или
сериального издания и сведения об издании, в котором она опубликована.
Сводное — составляют на совокупность томов
многотомного или сериального
издания. Состоит из 2-х частей.
3. Сравните понятия “библиографическое
описание” и “библиографическая
запись” , укажите их различия и назначения. Привести примеры
на одной книге.
Библиографическая запись состоит из нескольких элементов. В
ней могут быть
представлены полностью или по частям: библиографическое описание,
аннотация,
реферат, классификационный индекс, предметная рубрика.
Библиографическое описание — это совокупность
сведений о документе которые
приведены по определенным правилам, для того чтобы идентифицировать
его.
4. Дайте определение сводного описания, покажите его
структурные отличия от
монографического. Приведите пример сводного описания многотомного
издания (со
спецификацией в полной форме, со спецификацией в короткой форме, без
спецификации) , а также пример описания закрытой и открытой формы.
Сводное описание содержит совокупность сведений об издании в
целом или о
группе его томов. Оно может состоять из общей части и спецификации или
только
общей части. В общей части приводят сведения, общие для всех или
большинства
томов, а в спецификации — сведения частные, характеризующие
отдельные тома.
5. Охарактеризуйте структуру авторского комплекса в алфавитном
каталоге.
Определите понятие “автор” в каталогизации.
Приведите пример авторского
комплекса индивидуального автора.
Специфика построения АК позволяет собрать в одном месте все
произведения
определённого автора независимо от их содержания, а также от того,
выступает ли
данное лицо в качестве индивидуального (самостоятельного) автора или
соавтора,
редактора или переводчика, составителя или комментатора и т.п. таким
образом, в
каталоге создаются авторские комплексы.
Информационная и поисковая функции АК заключаются в том, что
он раскрывает
фонд библиотеки по авторскому признаку и обеспечивает поиск читателю по
фамилии
автора, наименование коллектива или названия издания.
АК не без основания называется авторским, т.к. никакой другой
каталог не
раскрывает в этом аспекте состав фонда с такой полнотой. Однако термин
“авторский комплекс” понимается условно, т.к. в АК
указываются не все авторы,
работы которых предоставлены в фонде. При описании книг, написанных
четырьмя и
более авторами, добавочное описание делается лишь на фамилию первого.
Не
выявляются обычно все фамилии авторов статей, вкл. В сборники, труды,
учёные
записки. Теоретически возможно полное раскрытие авторского состава
фонда
библиотеки в АК, но практически это нереализуемо в карточном каталоге.
Но
только АК в состоянии раскрыт фонд по авторскому признаку.
Под индивидуальным автором следует понимать лицо, написавшие
книгу или
составившее её из произведений других авторов. Вынесение фамилии автора
в
начало описания имеет важное принципиальное значение, т.к. позволяет
объединить
в одном месте АК, имеющиеся в данной библиотеке произведения
определённого
автора.
Под коллективным автором понимается учреждение, общественная
или иная
организация, в том числе и временного характера (например, конференция,
выставка) , рассматриваемые при описании в качестве автором материалов,
опубликованных от их имени. Так же как при описании под индивидуальном
автором,
на первое место выносится автор в данном случае коллективный, то есть
наименование учреждения (официальные и ведомственные организации) .
Описание
под коллективным автором позволяет сосредоточить в одном месте АК все
издания
одного учреждения или одной организации.
При организации произведений одного автора, если у него наряду
с отдельными
работами имеются собрания сочинений, описания всех этих изданий
предполагается
располагать двумя группами. В первой группе отражаются собрания
сочинений,
которые внутри группы расставляются не в алфавите заглавий, а в
логическом
порядке убывающей полноты изданий: а) полное собрание сочинений; б)
собрание
сочинений; в) сочинения; г) избранные произведения; д) избранные
сочинения. Ко
второй группе относятся отдельные издания, независимо от того, включают
ли они
одно произведение или являются сборником (например, РАССКАЗЫ, ДНЕВНИКИ,
ПИСЬМА)
, а также описания отдельных частей или отрывков каких-либо
произведений. В
пределах второй группы описания располагаются в алфавите первых слов
заглавий
согласно общим правилам расстановки по заглавиям.
6. Дайте пример аналитического описания и приведите примеры
(статья из
газеты, статья из журнала, статья из сборника) .
Аналитическое описание — составляется на составную
часть издания. В
аналитическом описании сначала приводят сведения о составной части,
затем об
издании, в котором она помещена. После сведений об издании приводят
примечания,
относящиеся и к составной части и к изданию в целом.
Список использованной литературы:
Гринина Р. Ф. — Предметный каталог как
информационно-поисковая система.
Гринина Р. Ф. — Теоретические основы предметизации и
предметного каталога.
Практическая работа в РНБ Предметный каталог. Предметная
рубрика.
1. Найти литературу по теме: “Коптская
литература” . Охарактеризовать путь
поиска.
2. Охарактеризовать структуру и ССА рубрики:
“Фильмы” .
3. Определить роль и место ссылочных и отсылочных карточек в
ПК.
1. Сначала я стал искать напрямую предмет “Коптская
литература” .
|
|
Коптская литература |
|
|
См. также Коптский роман об Александре. |
А, найдя ссылочную карточку, уже по ссылке указанной на ней
нашел искомый
термин.
86-4 9870 |
|
Коптский роман об Александре. Хосроев, А. Л. |
|
Роман об Александре на Ближнем Востоке (Коптская версия)
: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. (10,10,06) . — Л.:
1983. — 15 с. I. Александр Македонский, о нем. |
2.
|
|
Фильмы |
|
См. также Видовые фильмы Военно-исторические фильмы
Детективные Документальные фильмы Железно-дорожный транспорт
— фильмы Животноводческие фильмы |
3. Отсылки создают классы условной эквивалентности в языке
предметных
рубрик.
Ссылки используются в одном направлении — от общего
к частному и свойством
симметричности не обладают.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 667 чел.