Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами.
Михаил Чехов.
Мне Вечность - родственна.
Андрей Белый.
Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 8.1.1934)
родился и вырос
в среде московской интеллигенции, в семье знаменитого математика,
профессора
Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Летние месяцы
семья
Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к
миру
поместно-деревенской России, где как бы воедино слились красота
русского
пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.
Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью
Михаила Сергеевича и
Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея. "Не чайный
стол - заседание Флорентийской академии", - с благодарностью вспоминал
Белый дом Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила Сергеевича
философ
Владимир Соловьев, его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева, философ
Сергей
Николаевич Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, позднее -
Брюсов,
Мережковский, Гиппиус... Именно здесь, в семье Соловьевых, были
поддержаны
первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису
Бугаеву
сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный, утешительный
цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый
цвет
Владимира Соловьева) .
В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом
году создана
первая из четырех его "симфоний" - "Северная" или
"Героическая".
Писатель впоследствии признавался, что, называя свои первые
прозаические
опыты "симфониями", он и сам толком не знал, что это такое.
"Симфонии" Белого больше схожи с сонатами. Слово "симфония"
было для Белого своего рода символом.
Тема "вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и
сюжетообразующих
тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной
технике
ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и
более
главных тем, к которым повествователь возвращается через определенные
промежутки времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного
возврата" борется тема жизнеутверждения.
Во второй "симфонии" на первой же странице возникает образ
солнца
- зловещий "глаз", уставившийся на землю и проливающий на нее потоки
"металлической раскаленности". Первый поэтический сборник Белого
"Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце предмет
почти что языческого поклонения:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно в золотую ослепительность.
"Солнце" Стихотворение "Солнце" посвящено К. Бальмонту -
автору книги "Будем как Солнце". Также в этом сборнике Белый
отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле
"Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в символическое
иносказание о жизненных целях своего поколения - поколения рубежа
столетия.
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела
"Золото в
лазури". В будущее, которое - согласно логике "возврата" - уже
было! Поэтому оно может выступать в масках: - "прежнего счастья" -
"старины": Старина, в пламенеющий час обуявшая нас мировым, старина,
окружившая нас, водопадом летит голубым. "Вечный зов" - образов
прошлой культуры (раздел "Прежде и теперь") : Блестящие ходят
персоны, повсюду фаянс и фарфор, расписаны нежно плафоны, музыка
приветствует с
хор.
"Опала" 1905 год начало нового периода жизнетворчества Андрея
Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь
Дмитриевну
Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого,
зародилось еще
летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих
роковой
треугольник достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается
с Белым
на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение.
Летом
Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит
решительное
объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Белый оказывается на грани
умопомешательства. Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где
начинается
период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907-1908
годы.
В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики
Некрасова.
Памяти Некрасова посвящается сборник стихотворений "Пепел" (1908)
Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень
продуманном
порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных
одновременно со
стихами "Пепла", - из них Белый составил следующий сборник
"Урна"(1909) Идея "Пепла" точнее всего сформулирована самим
Белым: "Пепел" - книга самосожжения и смерти: но сама смерть есть
только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в
ближнем".
Сборник выстроен по линии все большего и большего просветления
"горизонта" (недаром один из последних разделов сборника называется
"Просветы") .
Пространство "Пепла" - это система вписанных друг в друга
кругов
сжимающихся по мере приближения к "центру". Первый "круг"
самый большой, - почти что безграничные, "пустые",
"страшные", голодные пространства России, в которых обречен на
рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ:
Туда - где смертей и болезней
Лихая прошла колея...
"Отчаяние"
Пожирают их болезни
Иссушает глаз...
"Деревня"
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там - убогие стаи избенок,
Там - убогие стаи людей...
"Из окна вагона"
Тема хаоса сквозная тема сборника - особенно акцентирована в
этом разделе.
Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство
священного ужаса. Это чувство выражено в образах: "неизвестности" -
"оторопи": Где по полю оторопь рыщет, Восстав сухоруким кустом...
"Отчаянье" - смерти:
Над страной своей родной
Встала Смерть.
"Веселье на Руси"
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...
"Русь"
Пространство следующего "круга" - "Деревни" - имеет
более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами
подчеркнуто
обыденными. В контексте общего замысла сборника и высунутый "красный
язык" висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь,
свищущая
пеной "из-под красной рукоятки" символы безысходной, тупиковой,
совершающейся в одномерном пространстве смерти:
Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,
В грудь, в живот и в бок.
"Убийство"
Пространство следующего раздела "Город" еще конкретнее: Москва
"пира во время чумы". Ритуальная пляска Смерти перенесена в
"Городе" с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир:
... Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,
Входит гостья, щелкнет костью,
Взвеет саван: гостья смерть.
"Маскарад"
В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят
ничего вокруг
себя. Среди участников "пиров" только один поэт-арлекин знает о том
что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске
шута-арлекина,
но и в облике страстотерпца:
Вы мечи На меня обнажали.
Палачи, Вы меня затерзали.
"Прохождение"
Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания
приобретают в
разделе "Безумие": - венок из "колючей крапивы":
Над простором плету, неподвижен,
Из колючей крапивы венок...
"В полях"
- приложенный к "челу пучок колючего чертополоха" бегущая с
чела
кровавая струя:
С чела, с кровавого плеча
Кровавая струя струится...
"Успокоение"
Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в
последнем стихотворении
раздела - "Друзьям", - зато укрепится и усилится в следующем разделе
"Просветы":
Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти,
Чтобы в день безветренный над жатвою
Жертвенною кровью изойти?
"Жизнь"
"Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником
Андрея
Белого.
Следующий его сборник -"Урна"(1909) . Этот сборник посвящен
Брюсову. Большинство стихотворений сборника носят элегический характер,
хотя в
"Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о
пережитой драме:
Год минул встрече роковой,
Как мы, любовь лелея, млели...
И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле,
Уйду, сокрытый мглой ночной,
В ночное, в ледяное поле...
Сложу в могиле снеговой
Любви неразделенной муки...
"Ссора" "Урна" последнее, что создал Андрей Белый в
драматическое четырехлетие (1905 - 1908 гг.) В 1910 Андрей Белый
женится на Асе
Тургеневой. В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной
Африке.
Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пишет
"Путевые
заметки" - самое светлое произведение из всех им написанных. В марте
1912
года он с женой уезжает в Европу, где живет до 1916 года, изредка
наезжая в
Россию.
В сентябре 1916 Белый возвращается на родину. Россия ожидает
его. С Россией
Белый переживает ее самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия,
Безумствуй, сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня!
"Родине"
Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из
стихотворений Белого
точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма.
В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму
"Первое
свидание" - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей
молодости, по гибнущей русской культуре.
"Первое свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов.
Дальше начинается "путь нисхождения".
В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной
Белым эпопеи
"Москва".
"Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в
которых
художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я
хотел
вырываться из тусклого слова к яркому", признавался Белый, и
действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его
человеческой и писательской натуры.
Последние годы жизни Белого не составляют исключения, скорее
даже наоборот:
пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над
"Москвой" с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и
"Армения", с трудами по стиховедению, философскими этюдами и
культурологическими
опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как
завершение
целой эпохи. Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила
глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так
называемой
"орнаментальной прозы".
Литература:
Андрей Белый. Сочинения.
Андрей Белый. Стихотворения и поэмы. Андрей Белый. О себе как
о писателе.
В. Пискунов. "Сквозь огонь диссонанса".
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 550 чел.