Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на
Украине в семье
судебного чиновника. Родители его высоко чтили и культивировали в детях
понятие
долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава “судьи
праведного” .
Впоследствии Короленко сам столкнется с законом в роли подсудимого и
поймет,
что для соблюдения законности нужно большое мужество и стойкость.
Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов.
Сначала он
учился в Санкт-Петербургском Технологическом институте, а затем в
Московской
Петровской Сельскохозяйственной Академии. Призыв слиться с народом и
распространять там социалистические идеи привлекал Короленко.
Его Аналитический ум, который идеально сочетался с его
деятельным и
импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску истины, и
как ему
казалось, эта истина была в народе.
Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой
ссылки в
Волгородскую губернию, куда он попал за организацию и проведение
нелегальных
сходок в Петровской академии.
Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей
ему разрешили
переселиться в Кронштадт, где проживала его семья, а вскоре он переехал
в
Петербург, где он готовился, так сказать, к хождению в народ, ради чего
начал
обучаться сапожному ремеслу. Но его идеи по просвещению крестьян в
деревне не
увенчались успехом, так как в 1879 году усилились репрессии и
выступления
народников в виде террора. Короленко вновь был арестован и отныне стал
“бесповоротно подозрительным.
С ярлыком “политически неблагонадежен”
Короленко отправили в город Глазов
Вятской Губернии. Во время ссылки Владимир Галактионович избавляется о
наивном
книжно-романтическом представлении, о крестьянине, борющемся за свою
жизнь
каждый день, не останавливаясь. Он понимает, что крестьянину не нужно,
то о чем
мечтает для него аристократическая интеллигенция.
В тоже время личность Короленко вызывает интерес у его
соседей: они приходят
к нему за советом, доверяют ему свои проблемы, и просто любят его. В
результате
этого беспокойного ссыльного высылают еще дальше на север Вятской
губернии в
Березовские починки (как он в последствии узнал – за попытку
к бегству) Затем
Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнуть Александру III и близко
сталкивается с якутами. Он убеждается, что их быт, их образ мыслей и
нужды
далеки от того, его ищут народники в крестьянских душах.
Короленко считал терроризм противным явлением человеческой
природе. Недаром,
что один из его друзей, в то время, как Короленко мучался: присягать
или не
присягать, подшучивал, что если бы он присягнул он обязательно бы стал
террористом, что противоречило ему самому, его природе, его ходу мыслей
и
совести.
В то время, когда он ждал ареста после отказа присягнуть, ему
представилась
возможность побега, но он ею не воспользовался, так же как и раньше в
Глазове,
когда у него была такая же возможность убежать от всего этого.
Однако верность себе у Короленко не переходила в исступление,
строгое
подчинение каким-то принципам и т.д.
Как мне кажется, в своем рассказе “Чудная”
(1880) он как бы представляет
себя в роли той женщины, которую везут в ссылку. К чему привели её
принципы?
что они ей дали? Короленко пишет о ее убеждениях и ее принципиальности:
“Сломать ее можно… ну а согнуть – сам,
чай, видел: не гнуться такие” .
За годы скитания по тюрьмам и ссылкам, давшие сюжеты самым
сильным,
“сибирским” , рассказам, писатель встречал разных
людей: убийцы, и жертвы часто
менялись ролями в зависимости от обстоятельств.
Убийство и пролитие крови – темы волновавшая многих
писателей XIX века и
рассматривавшаяся ими в разных аспектах. Короленко же думает о
“стройном
порядке в мире” , но идея взаимосвязанности,
взаимообусловленности природы,
человека, общества была расплывчатой, но пронизывала все творчество
Короленко.
Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность
- она
расшатывает убеждения. Неизменная расположенность к людям снискала ему
доверие
якутских жителей и тамошних ссыльных.
Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если
цель
неосознанна до конца, – вот что ценит Короленко в людях.
Остановка равносильна
смерти.
Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или
виденного им самим,
и в их центре – не покорившийся человек.
Словами “Человек создан для счастья, как птица для
полета в рассказе
парадокс Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек
– часть
огромного мира и в себе заключает его бесконечность.
После разгрома революции 1905 года, повлекшего за собой
массовые аресты и
казни, Короленко всеми силами пытался активизировать гражданский
темперамент
общества, массовый отпор убийствам и пыткам.
Общественная деятельность Короленко отвлекала его от
литературы, и в
последние годы жизни он занялся большим трудом “История моего
современника” ,
где, в общем, занимался анализированием своих духовных поисков.
Короленко умер в 1921 году. На протяжении всей его жизни его
несмолкающая
натура требовала справедливости. Понятия
“литература” и “борьба” для
Короленко
были едины, как понятия “человек” и
“гражданин” . Они являли собой органическое
и естественное воплощение его самого.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 587 чел.