ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-52) , русский писатель.
Литературную
известность Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ
Диканьки” (1831-32) ,
насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом,
отмеченный
романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников
“Миргород”
и “Арабески” (оба— 1835) открывают
реалистический период творчества Гоголя.
Тема униженности “маленького человека” наиболее
полно воплотилась в повести
“Шинель” (1842) , с которой связано становление
натуральной школы. Гротескное
начало “петербургских повестей”
(“Нос” , “Портрет” и др.)
получило развитие в
комедии “Ревизор” (постановка 1836) как
фантасмагория
чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе “Мертвые
души” (1-й том — 1842)
сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного
преображения человека. Религиозно-публицистическая книга
“Выбранные места из
переписки с друзьями” (1847) вызвала критическое письмо В. Г.
Белинского.
В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома “Мертвых душ”
. Гоголь оказал решающее
влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в
русской
литературе.
ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко
Великие
Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии — 21
февраля (4 марта) 1852,
Москва], русский писатель.
Семья. Детские годы
Происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей
было около 400
душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны
отца были
потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил
духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он
прибавил к
своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было
продемонстрировать
происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника
Евстафия
(Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного
подтверждения) .
Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать,
Марья
Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой
красавицей
на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати
лет. В
семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий
писатель
провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина) ,
наведываясь
вместе с родителями в окрестные места — Диканьку,
принадлежавшую министру
внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В.
В. Капнист,
но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего
родственника
Гоголя со стороны матери — Д. П. Трощинского. С Кибинцами,
где была обширная
библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления
будущего
писателя. Другим источником сильных переживаний мальчика служили
исторические
предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью
пророчество о
Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех
пор
Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил
“под
террором загробного воздаяния” .
“Задумываться о будущем я начал рано...” .
Годы учения. Переезд в Петербург
Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19) ,
потом брал
частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у
него на
квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую
гимназию
высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в
гимназическом
театре — как актер и декоратор. К гимназическому периоду
относятся первые
литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно “в
лирическом и
сурьезном роде” , но также и в комическом духе, например,
сатира “Нечто о
Нежине, или Дуракам закон не писан” (не сохранилась) . Больше
всего, однако,
Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще
юстиции;
такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова,
преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии
по
обвинению в “вольнодумстве” (во время расследования
Гоголь давал показания в
его пользу) .
По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из
своих
ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его
подстерегает
ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма
“Ганц
Кюхельгартен” , написанная, очевидно, еще в гимназическую
пору и изданная в
1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики
рецензентов
(Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню) ;
к этому,
возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в
письме к
матери (от 24 июля 1829) . Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из
Петербурга в Германию.
По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю
наконец удается
определиться на службу — вначале в Департамент
государственного хозяйства и
публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность
не
приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть
“Бисаврюк,
или Вечер накануне Ивана Купала” , статьи и эссе) обращают на
него все большее
внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в
частности, с
В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя
дома в мае 1831
(очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.
“Вечера на хуторе близ Диканьки”
Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из
украинской жизни
“Вечера на хуторе близ Диканьки” (в следующем году
появилась 2-я часть) , восторженно
встреченная Пушкиным: “Вот настоящая веселость, искренняя,
непринужденная, без
жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...” .
Вместе с тем
“веселость” гоголевской книги обнаруживала
различные оттенки — от беззаботного
подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей
полноте и
искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут,
трагически
конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в
естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы
(фантастическое опирается главным образом на народную демонологию) .
Уже в
“Вечерах...” проявилось необыкновенное искусство
Гоголя создавать цельный,
законченный и живущий по собственным законам художественный космос.
После выхода первой прозаической книги Гоголь —
знаменитый писатель. Летом
1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П.
Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и
другими.
Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом
1835. К
концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал
должность
адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета)
и
целиком посвящает себя литературному труду.
“Миргородский” и
“петербургский” циклы. “Ревизор”
1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте
гоголевских
замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических
произведений —
“Арабески” и “Миргород” (оба в
двух частях) ; начата работа над поэмой “Мертвые
души” , закончена в основном комедия
“Ревизор” , написана первая редакция
комедии “Женихи” (будущей
“Женитьбы” ) . Сообщая о новых созданиях писателя,
в
том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре
премьере
“Ревизора” (19 апреля 1836) , Пушкин отмечал в
своем “Современнике” : “Г-н
Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о
нем в
нашем журнале” . Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь
активно публиковался, в
частности, как критик (статья “О движении журнальной
литературы в 1834 и 1835
году” ) .
“Миргород” и
“Арабески” обозначили новые художественные миры на
карте
гоголевской вселенной. Тематически близкий к
“Вечерам...” (“малороссийская”
жизнь) , миргородский цикл, объединивший повести
“Старосветские помещики” ,
“Тарас Бульба” , “Вий” ,
“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем” , обнаруживает резкое изменение ракурса и
изобразительного
масштаба: вместо сильных и резких характеристик — пошлость и
безликость
обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств —
вялотекущие, почти
рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась
колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее
проявлялась
в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в
“Тарасе
Бульбе” — столкновение индивидуализирующегося
любовного чувства с общинными
интересами) . Мир же “петербургских повестей” из
“Арабесок” (“Невский проспект”
, “Записки сумасшедшего” ,
“Портрет” ; к ним примыкают опубликованные позже,
соответственно в 1836 и 1842, “Нос” и
“Шинель” ) — это мир современного города
с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров,
тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени гоголевское
обобщение
достигает в “Ревизоре” , в котором
“сборный город” как бы имитировал жизнедеятельность
любого более крупного социального объединения, вплоть до государства,
Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного
активного двигателя интриги — плута или авантюриста
— в эпицентр коллизии
поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков) , что
придало
всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до
предела
заключительной “немой сценой” . Освобожденная от
конкретных деталей “наказания
порока” , передающая прежде всего сам эффект всеобщего
потрясения (который
подчеркивался символической длительностью момента окаменения) , эта
сцена
открывала возможность самых разных толкований, включая и
эсхатологическое — как
напоминание о неминуемом Страшном суде.
Главная книга
В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за
границу, где он
провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в
Россию —
в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции,
Австрии,
Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над
“Мертвыми душами” , сюжет
которых (как и “Ревизора” ) был подсказан ему
Пушкиным. Свойственная Гоголю
обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по
мере
развития чичиковской аферы (покупка “ревизских душ”
умерших людей) русская жизнь
должна была раскрыться многообразно — не только со стороны
“низменных рядов ее”
, но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно
раскрывалась и
вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие “мертвая
душа” и вытекавшая отсюда
антитеза “живой” —
“мертвый” из сферы конкретного словоупотребления
(умерший
крестьянин, “ревизская душа” ) передвигались в
сферу переносной и символической
семантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой
души, и в
связи с этим — общества в целом, русского мира прежде всего,
но через него и
всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая
специфика “Мертвых душ” (обозначение
“поэма” указывало на символический смысл
произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского
идеала) .
Второй том “Мертвых душ” .
“Выбранные места из переписки с друзьями”
После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом
(начатым еще в
1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом
душевном
состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое
решение
именно тем, что “пути и дороги” к идеалу,
возрождению человеческого духа не
получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы
компенсируя
давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы,
Гоголь в
“Выбранных местах из переписки с друзьями” (1847)
обратился к более прямому,
публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была
подчеркнута в
этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и
перевоспитания
всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения.
Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера,
самый
значительный из которых — “Размышления о
Божественной литургии” (опубликован
посмертно в 1857) .
В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу
Господню, Гоголь
окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он
проводит в
Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и
1851
посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.
К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы
из которой
Гоголь читал ближайшим друзьям — А. О.
Смирновой-Россет, С. П.
Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову
и членам его семьи и
другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец
Матвей
(Константиновский) , чья проповедь ригоризма и неустанного
нравственного
самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в
последний
период его жизни.
В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где
Гоголь жил у
графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса
писатель
сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21
февраля он
умирает.
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на
кладбище
Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на
Новодевичьем кладбище) .
“Четырехмерная проза”
В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось
постепенно,
обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для
непосредственных
его продолжателей, представителей так называемый натуральной школы,
первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих
запретов на
тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в
обрисовке
“маленького человека” . На рубеже 19 и 20 столетий
с особенной силой раскрылась
христианская философско-нравственная проблематика гоголевских
произведений,
впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением
особой
сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой
смелостью
и нетрадиционностью его изобразительной манеры. “Проза Гоголя
по меньшей мере
четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком
Лобачевским,
который взорвал Евклидов мир...” (В. Набоков) . Все это
обусловило огромную и
все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
Сочинения:
Полное собрание сочинений. М. ; Л., 1937-52. Т. 1-14.
Литература
Гиппиус В. В. Гоголь. Л., 1924.
Вересаев В. В. Гоголь в жизни. М., 1990.
Николай Гоголь // Набоков В. В. Лекции по русской литературе.
М., 1996.
Ю. В. Манн
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 527 чел.