twitter ВКонтакте facebook

Слова с сочетаниями чу, щу

Цели: развивать умения распознавать звуки [ч’], [щ’], правильно произносить их и обозначать на письме в сочетаниях с гласными.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

! Игра «Поймайте слово».

На доске записаны слова. Учащиеся I варианта выписывают слова с сочетаниями ча, II варианта – ща.

Ч..й, пищ.., ч..сы, ч..с, прощ..ние, совещ..ние, куч.., ч..щ.., пощ..да, печ..,рощ.., ч..йка, площ..дь, дач.., щ..вель, галч..та, пищ..ть.

II. Упражнение в написании слов с чу, щу, ча, ща.

1. Выполнение упражнения 168.

– Составьте схему одного из слов.

2. Выполнение упражнения 170 по заданию.

– Запомните правило:

           Я грамотно писать хочу,

           Я с у пишу и чу и щу.

3. Выполнение упражнения 171.

Самостоятельная работа.

4. Выполнение упражнения 169.

Комментированное письмо.

Физкультминутка

III. Словарная работа.

                 Белое, да не вода,

                 Сладкое, да не мёд.

                 От рогатой беру

                 И деточкам даю.

                         (Молоко.)

Молоко.

& Этимология слова.

Это слово произошло от древнего слова доить, которое по звучанию было похоже на молоко.

                 Бел, как снег,

                 В чести у всех.

                       (Сахар.)

Сахар.

& Этимология слова.

Слово сахар родилось в Древней Индии и означало именно «песок». Через греческое слово «сахарон» оно проникло во все европейские языки.

                 Без окон, без дверей –

                 полна горница людей.

                     (Горох.)

                 Что за комната такая!

                 Очень светлая, большая,

                 Парты ровными рядами,

                 А за партами мы сами.

                    (Класс.)

Класс.

& Этимология слова.

Происходит от латинского каларе – «звать, созывать».

– Назовите одним словом человека, который выполняет в порядке очереди какие-нибудь обязанности. (Дежурный.)

– Составьте и запишите предложение с одним из слов.

IV. Закрепление.

Выполнение упражнения 172.

Устно учащиеся объясняют, пользуясь правилами, какие буквы пропущены в словах.

Самостоятельно записывают текст.

V. Итог урока.

– Незнайке приснился страшный сон. Утром он записал его и прислал нам. Прочитайте.

– Какой совет можно дать Незнайке?

На доске записан текст.

СОН НЕЗНАЙКИ

Заблудился я в лесной чяще. Стал пробираться через кусты шыповника. Укололся о шыпы и упал. Смотрю, – в кустах чюдовище! Сощюрил я глаз и попросил пощяды. И вдруг – чюдо! Проснулся…

Домашнее задание: упражнение 174.